Круглый стол для родителей: «Логопедический калейдоскоп»

Цель: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами.

Задачи:

  • познакомить родителей с приемами работы учителя-логопеда;
  • совместная отработка методических приемов.

Материал и оборудование:

Схемы слов, кружочки, картинки, проектор, музыкальные инструменты – трещетки, колокольчик, бубен, шумелки, тренажеры для развития речевого дыхания, зеркала.

Ход круглого стола:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Добрый день, уважаемые родители!

Я рада приветствовать Вас за нашим круглым столом.   Сегодня я хочу рассказать и показать Вам, что включает в себя работа учителя-логопеда. Многие заблуждаются, думая, что наша работа сводится ТОЛЬКО к постановке звуков. На самом деле работа логопеда многогранна и затрагивает несколько аспектов.

Прошу внимание на экран!

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ДЕЛАТЬ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ЯЗЫЧКА?

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. В артикуляции задействованы работы жевательных, глотательных, мимических мышц. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения.

Таким образом, выполняя регулярно упражнения для органов артикуляции, мы подготавливаем речевой аппарат для овладения звуками родной речи.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми упражнениями, которые вызывают затруднения у детей. Возьмите зеркала, сначала посмотрите, как выполняется упражнение, а затем пробуйте сами, контролируя себя в зеркало.

Молодцы! Справились! Теперь, я думаю, вы сможете с детками дома закрепить эти навыки.

ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО — ГОВОРИМ ЛЕГКО

Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.

Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи.

Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

  • Подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
  • Слишком большой вдох;
  • Учащённость дыхания;
  • Укороченность выдоха;
  • Неправильная осанка.

Правильное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Задувание свечки, мыльные пузыри, раздувание пены – отличные игры в домашних условиях. (Описание игр, изображенных на слайдах).

Предлагаю вам дыхательные тренажеры, изготовленные мной. Давайте попробуем, как они помогают выработать направленную воздушную струю.

А еще есть упражнение «Фокус» — делаем чашечку языком, дуем на нее. Вырабатываем умение направлять воздушную струю на язык. Это умение необходимо для постановки звуков. Например, для произношения звука Р необходима достаточно длительная и сильная струя воздуха, направленная на кончик языка. Если ее недостаточно, то нужной вибрации мы не получим. Соответственно, звук Р не получим.

Насос
На вдох медленно поднять руки вверх через стороны, на выдох так же медленно их опустить произнося «с-с-с»

«Надуй шарик»
Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф.

ЧТОБЫ ЧЕТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!

Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.»

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядом.

Игры на развитие мелкой моторики легко сделать самим. Например, используя прищепки, шнурочки, пуговицы, крупы, резиночки и т.д. Для развития графомоторных навыков замечательно подходят различные штриховки, обводилки. Почаще давайте их детям, и пусть они работают карандашами, чтобы тренировать мышцы рук, вырабатывать нажим.

Кроме того, очень увлекательна и  полезна пальчиковая гимнастика.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).

У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Давайте выполним упражнение …

Несколько слов о су-джок терапии. Создатель метода Су-Джок — южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия  кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека,

УЧУСЬ, ИГРАЮ, ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ РАЗВИВАЮ

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.

Цель наших упражнений – научить ребенка слушать и слышать.

Именно фонематический слух помогает ребенку различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Более того, фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии фонематического слуха ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи и таким частым сейчас логопедическим диагнозам, как дисграфия и дислексия, то есть к нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения.

Предлагаю поиграть!

«Хлопни, когда верно»

Вам понадобятся карточки с картинками

— Я буду показывать вам картинку и буду называть предмет, заменяя первую букву (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и  так далее). Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову  правильный вариант.

«Определи место звука в слове»
Формирование навыков звукового анализа.

Раздать родителям схемы слов, кружочки. Называть слова, а родители должны поставить кружок в начало, середину, конец схемы. В зависимости от того, в какой позиции находится заданный звук в слове.

Подведем итог нашего мастер-класса. Мне бы хотелось услышать, чем полезна была наша сегодняшняя встреча.

Ответы родителей.

Спасибо всем большое! Теперь вы понимаете, что для успешного коррекционного процесса необходима слаженная работа всех компонентов – органов артикуляции, фонематического слуха, мелкой моторики и конечно же, дыхания.

Захарова Светлана Александровна
МБДОУ Детский сад №1 «Светлячок», учитель-логопед
село Дивеево, Нижегородская область

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *