Логопедическая игра «Сказка о Язычке и его друзьях»

У детей, имеющих речевые нарушения, как правило, нарушена моторика мышц артикуляционного аппарата. Преодолеть такие нарушения можно, используя различные методы и приемы на занятиях с логопедом. Одним из таких приемов являются артикуляционные сказки.

«Сказка о Язычке и его друзьях»

Жил-был веселый Язычок-красный бочок. У него было много друзей: Толстушка, Худышка, Лягушка, Слоник, Рыбка, Кролик, Лошадка. Друзья очень любили лето — самое тёплое время года.

Толстушка пекла очень вкусные блинчики. Худышка ухаживала за рыбкой. Лошадка возила Язычка в шумный лес ШШШШ за грибочками. Кролик собирал, жевал травку у дома, облагораживая приусадебный участок Язычка. Слоник поливал красивые цветы около дома Язычка. Лягушка весело улыбалась и помогала Слонику поливать цветы у дома Язычка. Каждое утро друзья собирались вместе, играли, катались на качелях. Обедали они тоже вместе-так веселее!!! Толстушка пекла очень вкусные блинчики с вареньем, а варенье — просто объедение. Вечер они проводили около огромного окошка в доме язычка, которое было постоянно открыто. Ветерок летним вечером был прохладным ССС. После летней жары он хорошо освежал. Горячий чай из чайника ББББ — согревал вечер душевными разговорами и рассказами. Хорошо, когда вокруг тебя много друзей!

Сказка о Веселом Язычке — веселая логопедическая игра.

В небольшом, но очень красивом домике жил-был Веселый Язычок. Вот такой. Показываем и прячем язык, открывая и закрывая рот. Он был маленький и очень веселый. Ему обычно не сиделось на месте. То он выходил во двор и там бегал высунуть язык, приоткрыв рот и подвигать им из стороны в сторону. То поднимался в гору поднять кончик языка вверх, пытаясь дотянуться до носа. Или скатывался с горки вниз. Высунуть язык, опустив его кончик вниз, проведя от нижней губы по направлению к подбородку. А еще Веселый Язычок умел менять свой внешний вид. Он мог стать то узеньким и длинным (Показать узенький язык), а то становился широким как лопатка. Расслабить мышцы языка, положить его на нижнюю губу, приоткрыв рот. Или вообще сворачивался трубочкой. Показать как.

Веселый язычок был аккуратным хозяином и часто убирал в своем домике. Он подметал пол из стороны в сторону и из глубины к дверям. Провести кончиком языка по нижнему небу справа налево, а потом с внутренней части по направлению к челюстям. Потом принимался обметать и потолок. Те же движения языком делать по верхнему небу. Справа налево. И из глубины неба к зубам, по центру, а потом по бокам. 

Не забывал и о стенах дома. Те же движения по внутренней части щек. Но особенно Язычку нравилось красить забор, который стоял вокруг его домика. Сначала он красил внутреннюю часть забора (провести языком по внутренней части верхних зубов сначала справа налево, а потом последовательно по зубкам от их корня к краю. И то же по нижним зубкам). Вот какой теперь красивый забор. А что же наш Язычок забыл покрасить забор с внешней его стороны? Давай ему поможем. Движения языком по внешней стороне зубов от края до края, а потом вертикальные движения. Сначала верхние зубы, потом нижние.

Когда Веселый Язычок хотел повеселиться, он принимался за расширение границ своего домика. Не знаешь, как он это делал? А вот так. При закрытом рте проводить языком по верхней челюсти, между губой и зубами. Натягивая и выпячивая кожу верхней губы как бы надувая ее. Аналогичные движения и с нижней губой. Больше всего Язычок, бесспорно, любил надувать свой домик как шарик, а потом исправлять стенки дома, чтобы они не растянулись. Надуть воздухом пузырь в щеках и руками разбить его. Ох, и весело же тогда было Веселому Язычку! Вот так, вот так. Особенно он любил наблюдать, какой смешной звук при этом вырывается изо рта.

Чтобы стенки домика оставались гибкими и эластичными, он тренировал, их как спортсмен. Надувал воздухом, а потом втягивал стенки вовнутрь. Вот так. Надуть пузырем щеки на выдохе, а на вдохе втянуть их внутрь, чтобы видны были ямки или очертания челюстей. Ох, и любил же Веселый Язычок побаловаться!

Знаешь, как он играл с дверью домика? Он просто хлопал ею, открывая и закрывая по много раз. Вот так. Раз, два, три, четыре..
Открывать и закрывать рот медленно или быстро, вытягивая губы вверх-вниз, или вправо-влево, открывая рот широко или чуть-чуть. Он делал это по-разному. Мог резко открыть, громко хлопнув дверью, особенно когда закрывал ее. Открывать и закрывать рот со звуком. А в другой раз любил лишь тихонько приоткрыть дверцу, чтобы никто не видел, что он выглядывает во двор. Иногда делал щелочку высокой, а иногда – широкой и узенькой. А когда ждал гостей, то широко распахивал двери домика, приглашая в гости: «Заходите, пожалуйста. Жду».

А как ты думаешь, Кто приходил в гости к Веселому Язычку?
Что они делали и как играли?
Чем угощал Язычок своих гостей?

Дайте малышу проявить фантазию и продолжить сочинять расказ.

Эктова Юлия Евгеньевна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 161»
г. Рязань

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *