Квест «В поисках Снежных Слов»
Виды образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цели:
- Создать оптимальные условия, позволяющие дошкольникам реализовать свои речевые навыки;
- Формировать у детей дошкольного возраста интерес и любовь к речи.
- Формировать художественно-эстетический вкус у детей.
Задачи:
- Обогащать и активизировать словарь детей по теме квеста;
- Расширять представления детей об однокоренных словах;
- Упражнять навык словообразования;
- Формировать навык фонематического восприятия и анализа;
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать познавательный интерес, творческие способности детей;
- Воспитывать культуру общения, умение выслушать ответ, давать ответ полным предложением.
Участники образовательного процесса: учитель-логопед, воспитанники подготовительной группы МАДОУ детский сад «Солнышко» СП детский сад № 161.
Материалы и оборудование:
- карточки с однокоренными словами к слову снег: снег, снежный, снежинка, снегирь, снежки, снегопад, снегоход, снегокат, подснежник, снеговик; разрезные карточки с изображением снегохода, снегоката, снегопада; оборудование для воспроизведения видео;
- материалы для творчества: карандаши, фломастеры, кисти, акварель, гуашь, листы для рисования;
- мягкие мячики; музыкальный центр, фотоаппарат; костюм Снегурочки.
Методические рекомендации по работе над однокоренными словами:
Сначала анализ слова проводится устно. Слово нужно произносить четко и утрированно, выделяя интонацией корень.
Затем анализ слова повторяется со зрительной опорой. Рассматриваем карточку с записью слова, где корень выделен заглавными буквами, и имеется подсказка — картинка. Обращаем внимание на одинаковый (похожий) корень в разных словах.
Ход квеста.
Организационный этап.
Место проведения – музыкальный зал. Дети заходят в зал, их встречает Снегурочка.
Снегурочка: Здравствуйте друзья. Узнали вы меня? Да, я Снегурочка. У меня случилась беда. Завыла вьюга, закружила метель, разбушевался буран и у меня разлетелись, потерялись мои любимы снежные слова. Это слова, похожие по звучанию на слово снег. Это слово – СНЕГ – спряталось в каждом снежном слове. Даже в моем имени. Снег – СНЕГурочка. И теперь мне нужна ваша помощь в их поиске.
1 этап. Загадки.
Место проведения – музыкальный зал.
Снегурочка: Сейчас я загадаю вам загадки. Если вы их отгадаете, эти слова сразу же ко мне вернутся.
- Он зимой у нас бывает
И всю землю укрывает,
Он без ног, но он идет,
Очень рад ему народ,
С неба сыплется на всех
Белоснежный, мягкий… (Снег)
Дети угадывают и получают карточку с надписью СНЕГ.
Снегурочка: Вот и первое самое главное слово снег.
- С неба, в ладошки, она прилетает,
Землю, ковром, она всю застилает.
Она из снега, но не льдинка,
Она — пушистая … (Снежинка)
Снегурочка: Вот и второе слово — снежинка — вручается карточка СНЕЖинка.
Птицы по деревьям скачут,
Веселятся и не плачут.
С красной грудкою один
И зовется он… (Снегирь)
Дети получают карточку СНЕГирь.
Снегурочка: Как я рада, друзья, первые снежные слова вернулись ко мне.
2 этап. Красивые слова.
Место проведения – музыкальный зал.
Снегурочка приглашает детей к окнам: Ребята, зима – это мое любимое время года. Посмотрите за окно, как зима прекрасна. Давайте назовем как можно больше слов о том, какая нынче зима, какая погода, какая природа.
Дети перечисляют прилагательные: холодная, морозная, белая, снежная, красивая.
Снегурочка: Какое из этих слов мое? В каком из них спряталось слово Снег?
Определяем слово на слух и получаем карточку СНЕЖная.
3 этап. Зимние забавы.
Место проведения – спортивный зал.
Снегурочка: Мы нашли уже 4 снежных слова. Остальные слова метель унесла дальше. Вот в ту сторону. (Указывает направление в спортивный зал). Поспешим и мы за ними.
Снегурочка: Я вижу, в этом зале вы занимаетесь спортивными упражнениями и играми. Какие зимние забавы вы любите больше всего?
Дети перечисляют.
Снегурочка: А моя любимая забава – это снежки. Давайте мы их сначала слепим.
Пальчиковая гимнастика.
Снежок.
Раз, два, три, четыре,
Загибаем пальчики по одному
Мы с тобой снежок лепили,
«Лепим» двумя руками
Круглый, крепкий,
Чертим руками круг
Очень гладкий,
Одной рукой гладим другую
И совсем, совсем не сладкий.
Грозим пальчиком.
Снегурочка: Снежки готовы, теперь самое время поиграть в них.
Подвижная игра с мягкими мячиками «Снежки».
Снегурочка: Замечательная игра. Так ведь это же мое потерявшееся слово – снежки. Получаем карточку СНЕЖки.
4 этап. Льдинки – картинки или арифметика слов.
Место проведения – спортивный зал. На полу разложены разрезные картинки надписями вверх, изображением вниз.
Снегурочка: Дети, посмотрите, это же мои снежные слова. Но они замерзли как льдинки, упали и разбились. Нам нужно из этих кусочков собрать целые слова.
Что получится, если соединить слова снег + ходить?
Взрослый помогает детям получить слово снегоход. Переворачиваем карточку, с восстановленной картинкой. И получаем карточку СНЕГоход.
Аналогичная работа проводится со словами снегокат, снегопад.
5 этап. Видео загадки.
Место проведения – групповая комната подготовительной группы.
Снегурочка: Ветерок мне нашептал, что следующие слова нужно искать в вашей группе.
Воспроизводится фрагмент сказки «12 месяцев, где мачеха отправляет падчерицу в лес.
Снегурочка: Ребята, вы узнали эту сказку? За какими цветами отправила мачеха свою падчерицу? За подснежниками. Вы угадали, и ко мне вернулось замечательное слово подСНЕЖники. Посмотрите второй фрагмент.
Фрагмент мультфильма «Холодное сердце», в котором героиня лепит снеговика.
Снегурочка: Ребята, кто узнал этот мультик? Кто из вас догадается, какое снежное слово спряталось в этом мультике? Правильно – это слово СНЕГовик.
6 этап. Итоговый. Творческий.
Место проведения – групповая комната подготовительной группы.
Снегурочка: дорогие мои, друзья, ведь вы помогли найти все мои снежные слова. Давайте еще раз их все назовем.
Дети называют слова по памяти, и Снегурочка вывешивает карточки с этими словами на магнитную доску.
Снегурочка: Спасибо вам большое. Но чтобы эти слова снова не потерялись и хорошо нам запомнились, я предлагаю вам их нарисовать. Нарисуйте то снежное слово, которое понравилось и запомнилось вам больше всего.
Дети рисуют, по желанию выбирая фон и материалы для рисования.
По итогам организуется выставка детских работ.
Сухова Екатерина Михайловна
учитель-логопед, МАДОУ «Солнышко»
г. Н. Тагил, Свердловская обл.