Логопедические игры для работы по формированию связной речи детей
Обучая навыкам связной речи и побуждая к ней ребёнка с общим недоразвитием речи, учителю-логопеду приходится искать интересные для дошкольника формы преподнесения и закрепления материала. Это, конечно же, игры.
Участвуя в полюбившихся играх, дети с удовольствием включаются в процесс обучения. Так, в представленной ниже игре «Магазин» в зависимости от изучаемой темы меняется «ассортимент» описываемых картинок. А в игре «Пойми меня» не существует определённого шаблона описания. Ребенок сам ищет критерии характеристики предмета, чтобы партнер по игре догадался, о чем идет речь.
Опираясь в своей работе на методику В.К. Воробьевой — обучению рассказыванию по цепной организации с опорой на графический план, я разработала картинки-рассказы, которые и являются опорным планом рассказа. Они используются не только в работе по формированию связной речи, но и для автоматизации или дифференциации определенных звуков.
«Запиши рассказ» (для детей 5-6 лет)
Каждый участник игры получает большую карточку ( по принципу лото), состоящую из 8 отдельных друг от друга линиями картинок. Они расположены по две в одном ряду. Последняя картинка предыдущего ряда соответствует первой картинке следующего ряда. Так же детям дают по комплекту точно таких же отдельных (разрезанных) картинок.
Педагог зачитывает:
Кошка любила сосиски.
Сосиски были в сумке.
Сумку охраняла собака.
Собака не дала утащить сосиски кошке.
На первых порах дети слушают рассказ с опорой на большую карточку, затем она переворачивается, и играющие «записывают» рассказ с помощью отдельных разрезанных картинок, располагая их в следующем порядке:
кошка-сосиски
сосиски-сумка
сумка-собака
собака-кошка
Далее игроки по очереди рассказывают с опорой на свой план, что у них получилось. Затем с педагогом обсуждают, чей рассказ точнее. Когда дети усвоят принцип «записи», следующий рассказ они уже могут прослушивать без опоры на большую карточку и пробовать «записать» его сразу отдельными картинками.
Например:
Соня ела конфеты.
Конфетный запах почуяла собака.
Собака открыла буфет.
В буфете лежали конфеты.
Еще одним вариантом этой игры может быть рассказ, придуманный самим ребенком. Ему предлагается рассмотреть большую картинку, ребенок «нанизывает» одно предложение на другое, закрывая отдельной картинкой ее аналог на большой карточке.
Данная игра используется мною на подгрупповых занятиях, когда одновременно могут играть два-три человека.
«Пойми меня» (для детей 5-6 лет)
Игра представляет собой логопедическое лото. Двое играющих кладут пере собой карту — игровое поле- колоду карточек, соответствующую игровому полю противника.
Первый игрок берет любую карточку из своей колоды и, не показывая ее партнеру, описывает предмет, изображенный на карточке. Второй ребенок должен отгадать, какой из предметов, имеющихся на его поле, был загадан.
Если ответ правильный, отгадавший кладет карточку на соответствующую картинку на своем игровом поле.
Если карточка не угадывается сразу, первый играющий старается более подробно описать предмет. Когда игровое поле второго игрока будет заполнено, отгадывающим становится первый игрок.
Игра «Пойми меня» развивает навыки составления короткого описательного рассказа. В нее рекомендуется играть на стадии автоматизации в предложениях поставленного звука. В данном случае имеется в виду звук Л. На карте шесть картинок: лампа, ландыш, мыло, лопата, пила, лодка.
«Магазин» (для детей 4-5 лет)
Для этой игры должны быть подготовлены картинки, отображающие предметы одной группы. Отрабатываются обобщающие понятия: овощи, фрукты, посуда, мебель и т.п.
Один из играющих становится покупателем, другой- продавцом. Прилавком может служить магнитная доска. К ним прикрепляются четыре картинки. В данном случае это чашка с блюдцем, чайник, сахарница, кастрюля.
Покупатель, не называя предмета, описывает его. Например: «Я хочу купить предмет посуды. У него есть крышка, носик, ручка, донышко. В нем кипятят воду».
Продавец по описанию отгадывает одну из четырех картинок. Если она названа правильно, играющие сами выбирают двух следующих покупателя и продавца. Если ответ неверный, двух следующих назначает педагог. Вместо отгаданной картинки обязательно ставится новая.
Игра «Магазин» развивает у детей связную речь, закрепляет знание обобщающих понятий.
Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития речи ребёнка. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте развивать связную речь.
Костянова Елена Викторовна
учитель-логопед МБДОУ «ДС № 66 г. Челябинска»
г. Челябинск