Логопедический массаж как одна из важнейших составляющих коррекционной работы при устранении дизартрии

Речевые нарушения являются одним из вариантов когнитивного дефекта. Одним из самых распространенных из них является дизартрия, под которой понимается нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарат, возникающее в результате поражения нервной системы [6]. Известно, что выделяют несколько форм дизартрии: бульбарная, всевдобульбарная, подкорковая, мозжечковая, корковая в зависимости от места поражения нервной системы [6]. Каждая форма данного нарушения имеет свои особенности проявления. Это может быть гипер- или гипотонус мышц, дистония, гиперсаливация и др. Проявления дизартирии достаточно заметны: у ребенка смазанная, невнятная речь, наблюдаются вегетативные расстройства, нарушения звукопроизношения стойкого характера, при этом нарушенные звуки могут быть из разных групп. Помимо этого, при дизартрии отмечаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, голоса, просодики, расстройства фонетической и фонематической сторон речи и общего речевого развития, наличие синкинезей, гиперкинезов и тремора.

Одним из этапов коррекционной работы является активизация органов артикуляционного аппарата. В логопедической работе используют несколько методов, это: активные – выполнение ребенком артикуляционных упражнений и пассивные – массаж, который делает взрослый [4]. Существует достаточно большое количество видов массажа – это и зондовый массаж Новиковой Е. В. [3], и логопедический массаж по Дьяковой Е. А. [1], Краузе Е. Н. [2], Приходько О. Г. [5]. В логопедической практике используется и такой вид массажа как самомассаж, когда ребенок сам выполняет массажные движения. Применяя определенный вид и технику можно активизировать, повышать тонус мышц, при необходимости – расслаблять мышцы, используя другие приемы. У детей также часто наблюдается смешанный характер нарушения мышечного тонуса, который проявляется в том, что в одних группах мышц тонус понижен, в других – повышен. В связи с этим проводят дифференциальный логопедический массаж мышц.

Некоторые специалисты достаточно скептически относятся к логопедическому массажу. Одни утверждают, что в определенных случаях он может навредить ребенку как в эмоциональном, психическом плане, так и в физиологическом, или не принести пользы, например, при проведении массажа при задержке речевого развития, моторной алалии, аутизме. Поскольку, известно, что в симптоматику данных расстройств, нарушения иннервации мышц артикуляционного аппарата не входят. Другие же, например, Архипова Е. Ф., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В., Приходько О. Г. считают, что логопедический массаж при дизартрии целесообразен. Несмотря на разногласия в данном вопросе, логопедический массаж – важная составляющая коррекционной работы и является необходимым особенно на первых ее этапах. Конечно, с одной стороны логопедический массаж можно заменить артикуляционными упражнениями, которые также активизируют органы речевого аппарата, но в тех случаях, когда дизартрия имеет тяжелую степень выраженности, когда у ребенка, например, сильная спастичность мышц, он не может сам управлять своим артикуляционным аппаратом, логопедический массаж является обязательным. Он оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм, улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение, следовательно, повышает эластичность мышечных волокон, силу и объем их сократительной функции, что является необходимым в коррекционной работе с дизартрией.

Однако, несмотря на всю полезность воздействия логопедического массажа на организм ребенка, следует подчеркнуть, что польза от него будет лишь при правильном его проведении. Необходимо учитывать противопоказания, связанные со здоровьем ребенка и его состоянием, ряд требований как к санитарно-гигиеническим, так и техническим условиям проведения процедуры, хорошо знать строение артикуляционного аппарата и анатомо-физиологических механизмов речи, а также артикуляционный уклад звуков. Лишь при учете всех этих факторов, а также при системном подходе, логопедический массаж даст положительный эффект.

Таким образом, проанализировав специальную литературу, можно сделать вывод, что логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая положительные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

 

Список используемой литературы:

  1. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 96 с.
  2. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 80 с.
  3. Новикова, Е.В. Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. Гном, 2010. 496 c.
  4. Основы теории и практики логопедии. Под редакцией Р.Е.Левиной / Репринтное воспроизведение издания 1967 г. – М.: Альянс, 2013. – 368 с.
  5. Приходько, О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008.
  6. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.

Феофилатова Ксения Дмитриевна
магистр психологических наук
  г. Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *