Модульный метод в логопедической работе с детьми ОНР
«Метод наглядного моделирования в системе работы по лексической теме «Осень»
В условиях реализации федеральных государственных требований к дошкольному образованию главное внимание уделяется формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств воспитанников. На современном этапе от педагогов требуется умение применять новые подходы к обучению и воспитанию детей, к организации всего педагогического процесса. Стала очевидной проблема выстраивать коррекционную работу грамотно, вариативно и комплексно.
По моему убеждению, процесс обучения должен быть развивающим, увлекательным, проблемно – игровым, обеспечивающим постоянный рост в развитии каждого воспитанника. Поэтому в своей работе активно занимаюсь поиском новых технологий, средств, методов и способов обучения. Одним из них является использование метода наглядного моделирования. Это важно для дошкольников с ТНР, так как в силу их психических особенностей, развитие речемыслительных процессов невозможно осуществить без использования наглядных средств. В условиях проектной деятельности дети «самостоятельно добывают» знания. Проект способствуют объединению усилий всех его участников в решении одной отдельно взятой проблемы. I.Актуальность Результаты первичной диагностики выявили значительное недоразвитие всех компонентов речи детей и нарушения высших психических функций, которые характерны для детей с ТНР. Такие нарушения затрудняют процесс усвоения детьми программного материала детского сада. Применение моделирования способствует развитию речевых процессов: обогащению словарного запаса, формированию грамматических категорий и развитию речи. Данный метод облегчает запоминание, тем самым увеличивает объём памяти, развивает речемыслительную деятельность, позволяет ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт, помогает установить причинно-следственные связи, сделать выводы. Теоретическая значимость проекта: заключается в том, что я внедрила и рассмотрела проблему развития речи детей с ОВЗ посредством использования наглядного моделирования. Практическая значимость проекта: заключается в развитии всех компонентов речи детей с ТНР по лексической теме «Осень » с применением наглядного моделирования, а также разработке методических рекомендаций по применению данного метода, направленных на повышение эффективности в работе по развитию речи с детьми в помощь педагогам и родителям. Гипотеза: Использование наглядного моделирования оптимизирует процесс всех компонентов речи детей с ОВЗ. II.
Цель проекта: развивать у детей с ТНР компоненты речи, используя метод наглядного моделирования при изучении лексической темы «Осень». Задачи: Коррекционно-образовательные: Создание плана проектной деятельности и выработка совместных мероприятий с педагогами. Уточнить и расширить импрессивную и экспрессивную речь детей по лексической теме «Осень». Развивать лексико-грамматический строй речи. Упражнять детей в словообразовании и словоизменении. Развивать фразовую грамматически правильную речь в процессе обучения рассказыванию, заучиванию стихотворения с использованием схем. Учить строить простые, распространенные предложения. Коррекционно–развивающие: Активизировать внимание, память, зрительное восприятие, развивать логическое мышление. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения. Воспитательные: Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе.Воспитывать у детей желание отражать впечатления, полученные в процессе обучения и общения с природой в рисовании, лепке, аппликации. Развивать творческую фантазию детей. Задачи работы с родителями: Привлекать родителей к активному участию в жизни ребенка, осведомленности о его знаниях, умениях, опыте, приобретенных в дошкольном учреждении. Приобретать родителям знания, умения и навыки, необходимые для развития речи детей. Создать в семье благоприятные условия для коррекции и развития речи детей. Задачи педагогов: Создание благоприятной атмосферы и условий для развития всех компонентов речи посредством наглядного моделирования. Разработка методических рекомендаций по использованию данного метода в развитии речи детей с ОВЗ в помощь педагогам и родителям. Участники: — дети с ТНР средней группы «Цыпленок» — педагоги — родители Формы реализации проекта: работа с детьми: экскурсии, целевые прогулки, беседы, ООД, праздник, оформление альбома, наглядного материала; работа с родителями:родительское собрание; анкетирование родителей;беседы, консультации, открытый просмотр НОД, изготовление атрибутов к празднику, участие в выставках «Осенняя фантазия», «Золотая осень»; работа с педагогами: консультации, беседы, подготовка и проведение праздника «Осень – чудная пора», презентация, распространение опыта.
Срок реализации: 1 месяц Предполагаемый результат проекта:
При реализации проекта «Метод наглядного моделирования в системе работы по лексической теме «Осень» мы предполагаем, получить следующие результаты. В работе с детьми:- развить у детей понимание, правильное и осознанное употребление слов по теме «Осень»; — обогатить и активизировать словарный запас; — овладение детьми навыками словообразования и словоизменения по теме; — разовьются навыки связной речи (составление предложений, пересказа, рассказывания, заучивание стихотворений); — улучшатся процессы запоминания, навыки словесно-логического мышления, увеличится объём памяти. В работе с родителями: Повышение уровня педагогической компетентности: (тесное сотрудничество педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений у детей; овладение родителями необходимых педагогических знаний, умений и навыков; преодоление родителями возникающих трудностей в организации взаимодействия со своим ребенком; осознанное включение родителей коррекционный процесс). В работе с педагогами: Повышение уровня компетентности: (разработка занятий с детьми по развитию речи с использованием наглядного моделирования; разработка консультаций для родителей и педагогов с применением данного метода) — оснащение предметно — развивающей среды группы. Обеспечение проекта: — предметно-развивающая среда (логопедический уголок для детей, педагогов; информационный стенд для родителей) Наглядно-демонстрационное обеспечение: иллюстрации по теме «Осень», книги об осенних явлениях, — пиктограммы, мнемотаблицы, схемы, по теме «Осень»; Методическое обеспечение: — перспективный план с детьми, педагогами и родителями, консультации, конспекты занятий, развлечений, театрализованных представлений, родительских собраний и т.п. — практический материал, короткие рассказы и стихи об осени,картотеки пальчиковых игр, физкультминуток, психогимнастики, релаксаций; комплекты дидактических игр, игровые упражнения.
Винникова Галина Анатольевна
учитель-логопед МБДОУ 305
г. Ростов-на-Дону