Логопедическое занятие в первом классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков. (Звуки гласные и согласные)»
Цель:
- Учить различать звуки. Развивать слух, память, мышление, обогащать словарный запас.
Задачи:
Образовательные:
- Показать смыслоразличительную роль звуков, способствовать развитию фонетического слуха учащихся.
- Познакомить с особенностями гласных и согласных звуков, с их характеристиками.
- Учить образовывать из звуков слоги, слова. Составлять предложения по заданной теме.
Коррекционные:
- Становление фонематического слуха и фонематического восприятия.
- Формирование самоконтроля за речью.
- Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- Воспитывать слуховое внимание, слухоречевую память, мышление.
Ход
I. Звуки и буквы.
Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с …
— Правильно. Буратино пришёл к нам сегодня в гости. Папа Карло купил Буратино азбуку. Но что с ней делать? Для чего она нужна? Буратино не знает. Давайте с вами ему поможем разобраться.
— Буратино шёл по дорожке и услышал разные звуки. Давайте послушаем, что же он услышал?
(Звучат в записи звуки: проезжающей машины, квакания лягушки, пения птиц….)
— Какие же звуки вы услышали?
— Правильно. Все звуки мы с вами слышим.
II. Знакомство с гласными и согласными с помощью сказки.
— А сейчас я предлагаю вам послушать сказку, которую расскажет Буратино.
(Звучит в записи сказка о гласных и согласных звуках)
— О чём вы прослушали сказку? (О звуках)
— Что вы знаете о гласных звуках? (Они поются, не встречают преграду)
— О согласных звуках? (При произнесении мы встречаем преграду)
— Какой гласный звук встретился в этой сказке? (А)
— Какие согласные встретились?
— Если мы соединим вместе гласные и согласные, что получится? (Слоги)
— Из слогов, что можно составить? (Слова)
— У вас на партах лежат слоги. Давайте попробуем составить из слогов слова (слова; Буратино, азбука, ворона…)
— Из чего мы составляли слова?
— Какие у вас получились слова?
— Приведите пример двусложных слов, трёхсложных слов.
— Выделите голосом ударение в слове Буратино. На какой по счёту слог падает ударение?
— Устал наш Буратино. Давайте немного отдохнём вместе с ним.
Физкультминутка.
Буратино потянулся.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
— Вы составили слова. Выберите любое слово и составьте с ним предложение.
— Что такое предложение?
(Дети составляют предложения)
— Сколько слов в этом предложении?
— Что нужно знать при написании предложения?
— Откройте тетради по чтению и приготовьте свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели.
И работать захотели.
— Напечатайте своё предложение.
— Составьте схему предложения.
III. Итог
— Как вы думаете, ребята, Буратино теперь понял, для чего ему купили азбуку?
— Для чего?
— Все звуки живут вместе дружно и любят распевать весёлую песенку. Мы с вами сейчас исполним для Буратино весёлую песенку, чтобы ему было легче учиться.
Песня «33 буквы»
— Молодцы! Вы сегодня очень хорошо потрудились.
Павлова Надежда Михайловна
учитель-логопед, ГБОУ Школа №1945
г. Москва