Нетрадиционные методы рисования как способ формирования коммуникативных функций речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Ключевые слова: изобразительная деятельность, нетрадиционные техники рисования, общее недоразвитие речи (ОНР)

Речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы – внимание, восприятие, память, мышление, воображение – опосредованы речью.

У детей с общим недоразвитием речи страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, – все то, что необходимо для овладения навыками рисования. Как правило, сенсорные функции развиваются у них с задержкой. Многие дети не различают и не могут назвать основные цвета, форму и размер предметов. При наблюдении за живой и неживой природой они не могут выделить основные качественные характеристики предмета и объекта.

Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – саморегуляции, самоуправления. Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: во-первых, происходит обогащение словаря терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятия рисования, а затем постепенно входит в активный словарный запас; во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения; в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности детей.

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук – движения неточные, некоординированные, затруднены изолированные движения пальцами. Так же детей наблюдается быстрая истощаемость, и дети затрудняются в усвоении формулы движений пальцев рук. Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой. У детей с общим недоразвитием речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение.

Нетрадиционные техники рисования являются средством коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха, выразить свои эмоции и чувства, дают уверенность в своих силах. В настоящее время исследованиями и разработкой методов и приемов нетрадиционного рисования занимаются И.А. Лыкова, Г.Н. Давыдова, А.В. Никитина, Р.Г. Казакова, В.А. Баймашова. Современные исследования доказывают, что нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом чрезмерно активные дети нуждаются в обширном пространстве для разворачивания творческой деятельности. Так как внимание ребенка рассеяно и крайне неустойчиво, то в процессе рисования зона активности ребенка сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными, круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Ребенок переключается на творческий процесс, который доставляет ему большое удовольствие. Поэтому, использование нетрадиционных приемов художественно-творческой деятельности может обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, напомнить его интересным содержанием, предоставить возможность каждому пережить радость творчества, яркими, положительными эмоциями.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию: мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления); тактильной чувственности (при непосредственном контакте пальцев рук с различными средствами художественной деятельности дети познают их свойства, возможностями применения и т.д.); пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников – ребенку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.); в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.

Список литература:

  1. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму/C.О. Филиппова – СПб: «Детство-Пресс» — 1999.- 287 с.
  2. Дудьев В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / Логопед. — 2006. — №2. с. 22-37.

Шадт Ирина Васильевна
магистр Курганского государственного университета
г. Курган

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *