О важности исправления речевых недостатков дошкольников
Ребенок идет в школу… Каждый год сотни тысяч взрослых произносят эту фразу. Одни – с ужасом, другие – спокойно, уверенно, третьи – равнодушно.
Как произнесете ее вы, родители тех детей, которые через два года переступят школьный порог?
Какую жизнь за этим порогом готовите вы для своих, таких родных и любимых детей?
Всё ли сделали вы, взрослые, чтобы не превратилась эта жизнь в сущий ад для всех, чтобы не убила она в ребенке веру в свои силы, способности, возможности?
Скажет ли сын или дочь «спасибо» родителям за то, что сумели сделать безболезненным переход из дошкольного беззаботного детства в серьёзную эпоху?
Наконец, часто ли задумываемся мы, родители над этим или просто отмечаем только свои трудности, когда отправляем детей на долгие 11 лет туда, где «сеют разумное, доброе, вечное»?
А каково ребёнку там, за школьным порогом? Таким ли он останется в новой обстановке, каким знали его в детском саду?
Вереница нескончаемых вопросов… Но не будет громом среди ясного неба учёба детей для тех родителей, кто все душевные силы, да и физические тоже, отдал для того, чтобы школа для их ребенка стала светлым домом радости.
Что же значит подготовить ребёнка к школе?
Наивно думают те родители, и глубоко заблуждаются, что могут спать спокойно, купив форму, портфель и школьные принадлежности. А уверенно ли дети со всем этим войдут в класс? Подготовленные – да. Мы не будем останавливаться на всей системе подготовки к школе. Затронем лишь одну из самых важных сторон.
Вы хорошо слышите, как говорит ваш ребенок? «Нормально», — наверное, скажут одни. «Ну, есть немного искажений, но у моего старшего то же было. Даже хуже», — подытожат другие. «Да, ужасно. Но что я сделаю?» — пожмут плечами третьи.
Речевые недостатки недооценивают некоторые родители: «Главное – здоровье, остальное наладится, я его понимаю – и ладно!».
Сядьте спокойно напротив ребенка. Взгляните ему в глаза, поговорите с ним просто, без суеты, и вам откроется многое. Вместо одного звука слышится неизвестно что, другой звук совсем проглочен, речь отрывистая, сбивчивая, слово проговаривается наполовину.
А сможет ли ваш сын пересказать знакомую сказку так, чтобы его приятно было слушать? А под силу ли дочке прямо, полно, подробно ответить на ваш вопрос? Ведь школьный урок – это полные ответы на вопросы, это постоянный связный пересказ, это чистая, понятная речь, услышав которую, ни один сверстник вашего ребёнка не должен смеяться.
Над всем этим и работают логопеды нашего детского сада в специализированных логопедических группах.
Как логопед исправляет речевые недостатки дошкольников
Во время индивидуальных занятий в логопедическом кабинете с детьми работают над исправлением неправильно произносимых звуков, делают массаж органов ротовой полости, развивают пальцы рук, работают над правильным дыханием и делают много другого, понятного специалистам. Всё проводится в интересной игровой форме. На эти занятия могут прийти и родители, которые получат консультации для занятий дома.
На общих, фронтальных, занятиях дети учатся пересказывать текст по плану и без него, составлять рассказы и сочинять сказки (а ведь это — основа будущих сочинений), учатся делить текст на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки, среди которых находят гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие.
Во время логопедических занятий изучаются буквы, даются основы чтения. Готовится к письму кисть руки.
Это только небольшой перечень работы логопедов.
Важно помнить: дети, искаженно произносящие звуки, очень страдают в школе. Ведь как слышат они свою речь, так и пишут. Не готовая к письму рука никогда не даст красивого почерка.
А моральные издержки ещё заметнее: ребёнок, чувствуя свои недостатки, замыкается, не находит контакта с одноклассниками и учителями. А потом и психология меняется: «Чего зря стараться…», теряются друзья.
Ведь в школу приходят разные дети. Это уже не родная детсадовская группа, где тебя знают и к тебе привыкли.
Кроме того, вся работа детского сада проводится с учетом логопедической специализации: введены дополнительные специальные моменты в музыкальные и физкультурные занятия. Больше внимания уделяется изобразительной деятельности.
Конечно, помощь хорошего специалиста получают и в детской консультации, но в связи с загруженностью этого логопеда занятия проходят, в основном, один раз в неделю, кроме того, туда надо идти после работы, а порой и отпрашиваться. В детском саду занятия ежедневные.
Кроме того, предполагается обязательная помощь родителей в закреплении пройденного материала дома с ребёнком по заданию логопеда. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми специальные занятия. Проводить их надо постоянно, систематически, совместно с логопедом, так как исправление недостатков речи требует порой очень длительного времени, поэтому быстрых результатов ждать не приходится.
Помните, успех во многом зависит от вас. Речевые недостатки сами собой не исчезнут, если не исчезли к пяти – пяти с половиной годам.
Рекомендации логопеда родителям
В конце своего выступления хочу дать ещё несколько рекомендаций:
- принуждать ребёнка заниматься нельзя! Все занятия должны проходить в игровой форме;
- все упражнения, заданные логопедом, надо выполнять естественно, без напряжения;
- разговаривайте с ребенком каждый день о том, чем занимались, что узнали нового на занятиях;
- можно повторять по дороге домой или в детский сад стишки, чистоговорки, слова, заданные логопедом;
- давайте больше рисовать, вырезать, лепить, собирать мозаику, мелкие пазлы. Помните: речь детей – на кончиках пальцев, два центра – моторный и речевой – находятся рядом в коре головного мозга;
- за детей не выполняйте задания по раскрашиванию, вырезанию или аппликации;
- и, конечно, вовремя приносите выполненные домашние задания в группу, чтобы логопед мог продолжить свою работу.
Будьте внимательны к своему ребенку. Как сказал какой-то мудрец: «Единственная ответственность, которой мы не вправе избегать, — это ответственность за своих детей».
Источник: logoportal.ru