Организация единого речевого режима в ДОУ

Формирование правильной речи ребенка одна из основных задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами дошкольного образовательного учреждения встает проблема создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Одним из направлений ее решения становится организация единого речевого режима для воспитанников, основная цель которого профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников.

Формирование единого речевого режима включает не сколько взаимосвязанных аспектов, практическая реализация которых становится возможной только при взаимодействии всех специалистов ДОУ, наличия у них заинтересованности в создании условий для гармоничного языкового и речевого развития детей.

Опыт научно-практической деятельности позволил определить основные направления реализации речевого режима в условиях ДОУ.

Формирование педагогических требований к речи сотрудников

Для развития речи ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение и большую часть дня находящегося в коллективе, особую значимость приобретает правильная, адекватная его восприятию речь педагогов ДОУ. В связи с этим предъявляются педагогические критерии к речи сотрудников, работающих с детьми.

  • Речь взрослых должна быть абсолютно правильна, литературна, так как является образцом для подражания детей. Она должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости — не чрезмерно тихой, так как это снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно громкой, поскольку может привести к быстрому утомлению акустического анализатора. Поэтому педагогу в общении с детьми особое внимание следует уделять эмоционально выразительным естественным интонациям. Кроме этого, педагогам не обходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное, сленговое коверкание слов, использование слов — эмболов — мусорных слов), преодолению имеющихся дефектов звукопроизношения. Особое внимание следует уделять литературной правильности речи, используемой лексике, грамматической структуре фраз.
  • По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Взрослые должны демонстрировать детям образцы правильного речевого поведения в различных ситуациях общения:
    • при встрече обязательно здороваться и вызывать ответную реакцию ребенка, аналогично вести себя и при прощании;
    • обращение к ребенку не должно быть обезличенным. Называние ребенка по имени демонстрирует личную заинтересованность собеседника в общении;
    • при разговоре с ребенком устанавливать очередность высказываний, стимулировать использование правил речевой коммуникации при общении детей между собой, а также на занятиях.
  • Грамматическое оформление обращенной речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи.
  • Смысловое содержание речи взрослых должно соотноситься с уровнем общего развития детей и запасом их представлений об окружающем мире.

Формирование единых требований к речи детей на основе учета их возраста и индивидуальных речевых возможностей

Для создания оптимальных условий речевого развития необходимо формирование педагогами единых требований к речи воспитанников, адекватных их речевым возможностям. Реализация данного условия становится возможной на основе тщательного углубленного и динамического изучения состояния речи каждого ребенка. В нашем ДОУ такая диагностика языкового и речевого развития детей осуществляется при конструктивном сотрудничестве воспитателей и логопедов и включает начальное, промежуточное и итоговое исследование. При этом специалистами отмечаются как индивидуальные особенности языка и речи каждого ребенка, так и общий уровень языкового и речевого развития дошкольников возрастной группы. Используя полученные данные, воспитатели совместно с логопедами определяют индивидуальные задачи развития речи воспитанников, этапы, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы для всей группы и для каждого ребенка или подгрупп детей. Эти задачи включаются в планирование и реализуются педагогами на групповых, подгрупповых, индивидуальных занятиях по развитию речи.

Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации

Для развития речи детей, сотрудникам ДОУ необходимо реализовать следующие педагогические задачи:

  1. Создавать условия для развития речевой активности детей, т.е. проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.
  2. Побуждать детей к речевому общению со взрослыми и между собой (привлекать внимание к вопросам и высказываниям других детей, побуждать отвечать на них и высказываться самим, обращаться к взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями).
  3. Отвечать на все вопросы ребенка, проводить беседы по поводу прочитанного, увиденного на прогулке и т.д.
  4. Развивать фонетическую сторону речи: проводить артикуляционные и дыхательные упражнения для стимуляции появления онтогенетических звуков в речи детей; следить за правильностью звукопроизношения, темпом, громкостью речи, в случае необходимости поправлять их; осуществлять коррекцию фонетической стороны речи.
  5. Развивать и обогащать словарь детей на основе развития представлений об окружающем мире: называть предметы и явления, их свойства, действия, побуждать рассказывать о них самостоятельно; организовывать активное наблюдение детей за явлениями окружающего мира с последующей актуализацией усвоенного словаря; знакомить со словами-синонимами, антонимами, омонимами, образными выражениями; создавать условия для включения детьми изученной лексики в игру, предметную деятельность на занятиях и т.д.
  6. Развивать умение строить предложения различной синтаксической сложности (простые, распространенные, сложносочиненные, сложно- подчиненные); отвечать на вопросы краткими и полны ми ответами с использованием различных вспомогательных опор (по образцу, аналогии и т.д.).
  7. Создавать условия для практического освоения правил родного языка: на основе активных наблюдений за языковыми явлениями побуждать детей правильно согласовывать слова в падеже, числе, времени, роде; при образовании новых слов учить пользоваться суффиксами, пристав нами.
  8. Развивать связную речь: организовывать диалоги со взрослыми и между детьми на основе вопросно-ответной формы речи — игры типа «Разговор по телефону»; развивать комментирующую, констатирующую и планирующую речь; поощрять к рассказыванию, учить пересказывать содержание сказки, текста; поощрять детское словотворчество — учить составлять загадки, сочинять потешки, изменять и придумывать содержание сказки, рассказа.
  9. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы с обязательным обсуждением прочитанного. Это обогащает представления дошкольников об окружающем мире, развивает словарь, речевое внимание, культуру их речи в целом.

Создание обогащенной соответствующей возрастным особенностям и образовательным потребностям детей коррекционно-развивающей речевой среды

Процесс развития речи дошкольников тесно связан с реализацией его потребности в игре. Поэтому создание коррекционно-развивающей среды, учитывающей ведущую деятельность ребенка, необходимой для развития речи, а также способствующей преодолению имеющихся у него нарушений речевого развития, — одно из важных направлений деятельности ДОУ.

При ее проектировании педагогам необходимо учитывать возрастные особенности речи детей, уровень речевого развития (группы в целом, подгрупп и отдельных детей), уровень общего развития и характер игровой деятельности.

В группах необходимы уголки художествен ной литературы, различные игры и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук, дидактические игры по лексическим темам и направлениям речевого развития, картотеки артикуляционных, дыхательных, голосовых упражнений и стихотворений для заучивания.

Кроме того, для активизации речи детей в группах Представлены и активно используются игровые модули для сюжетно-ролевых игр, наборы предметных и сюжетных картинок, наборы для театрализованной деятельности (настольный театр, элементы театральных костюмов).

Реализация комплексного профилактического и коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников

Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ — важного условия создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития.

Чтение художественной литературы, ознакомление с окружающим миром, развитие представлений о человеке в истории и культуре позволяют создавать основу и развивать речевые возможности детей (обогащать и активизировать словарь, практически осваивать построение и использование в речи различных грамматических конструкций, закреплять правильное звукопроизношение, развивать слуховое внимание, связную речь).

На музыкальных занятиях музыкальный руководитель должен особое внимание уделять развитию у детей координированности работы дыхательного, фонаторного и артикуляционного отделов речевого аппарата, совершенствованию темпо-ритмической стороны речи, акустического восприятия, навыков использования различных интонационных структур в экспрессивной речи, а также развитию моторных функций в процессе выполнения танцевальных движений.

Коррекционно-развивающие занятия психолога должны быть направлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие различной модальности, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление). Осуществление коррекционно-развивающей работы по данным направлениям способствует комплексному преодолению нарушений речевого развития и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных психических процессов.
Занятия по изобразительной деятельности, особенно выполнение коллективных работ, способствуют формированию и развитию навыков общения.

В ходе занятий педагогам необходимо варьировать требования к устным ответам воспитанников, стимулируя умение практически использовать разные модели высказывания — от простых (ответы одним словом, словосочетанием, простым предложением) до более сложных (ответы с использованием сложноподчиненных и сложносочиненных предложений).

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье

Активное вовлечение в коррекционно-развивающую работу семей воспитанников играет большую роль в формировании заинтересованности родителей и других близких взрослых в правильном речевом развитии ребенка. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий по профилактике и преодолению нарушений речи у детей, значительно облегчают работу воспитателей в этом направлении, позволяют создать необходимые психолого-педагогические условия решения задач коррекционно-речевой работы в детском саду, грамотно их реализовывать в соответствии с возрастом и речевыми возможностями дошкольников.

Педагоги и специалисты необходимо оказывать родителям методическую помощь по вопросам семейного воспитания ребенка с нарушениями речи.

Мошкина Анна Юрьевна
учитель-логопед МДОУ «Детский сад №176»
г. Ярославль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *