Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи

У дошкольников с нарушениями речевого развития нередко наблюдаются отклонения в физическом развитии. Чаще это наблюдается у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), когда у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика (звукопроизношение и фонематический слух), лексика (словарный запас) и грамматика, а, также, у детей с проявлениями дизартрии, когда нарушена иннервация речедвигательного аппарата. Это происходит потому, что общее недоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения (когда патологический процесс уже закончен) центральной нервной системы, вследствие которого была поражена и двигательная сфера.

Отставание проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными являются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений. Обращает на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Было установлено, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 5-летние дети держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, с трудом застегивают и расстегивают пуговицы, зашнуровывают ботинки, а некоторые вообще не умеют этого делать.

В ходе различных исследований было установлено, что в процессе коррекционно — развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения, на физкультурных занятиях следует использовать элементы подвижных игр и спортивных упражнений, упражнений с речитативами, данстерапии, ритмопластики, релаксации. Для детей имеющих различные речевые нарушения можно рекомендовать использовать интегрированные физкультурные занятия, то есть такие, на которых решаются задачи физического воспитания и других разделов программы воспитания и обучения в детском саду (математическое развитие, познавательное, развитие речи …)

Игровое физкультурное занятие

Принимая во внимание, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, целесообразно для детей с нарушениями речи использовать физкультурные занятия, построенные на подвижных играх. Они подбираются таким образом, чтобы их содержание было знакомо детям и включало в себя те движения, обучение которым проводилось в течение месяца.

Физкультурные занятия с речитативом (логоритмика)

При коррекции дефектов речи у дошкольников необходимо включать в работу максимальное количество анализаторов — слуховой, зрительный, кинестетический, речедвигательный. Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков, нa автоматизацию в слогах, словах, небольших четверостишиях. Эффективно использовать стихотворение на дифференциацию звуков. Занятия с элементами логоритмики осуществляется в тесном контакте с логопедом, который консультирует инструктора по физвоспитанию, на какие звуки следует подбирать речевой материал.

Данстерапия (танцевальная терапия)

Данстерапия для дошкольников с нарушениями речи предполагает осуществление спонтанного танцевального действия, что способствует выработке свободы и выразительности движений, развивает общую подвижность и повышает физические и психические возможности организма детей.

Однако следует учитывать, что чем меньше двигательный опыт у детей, чем меньшем запасом движений они обладают, тем сложнее им выполнить задание «Двигайся, как ты хочешь», поэтому следует проводить предварительную подготовку, объясняя и показывая детям варианты движений, которые они в дальнейшем могут творчески преобразовывать. Для повышения эффективности работы можно предлагать игровые сюжеты свободного танца, например «Зимушка — зима», «Забавные лягушата» …

Релаксация

Упражнения и игровые задания на расслабление предполагают обучение дошкольников следующим приемам: чувствовать разницу между напряжением и расслаблением (без мышц лица), напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; вызывать ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах рук); ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах ног); сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах рук, ног, живота, спины, лица) и психической релаксации (я отдыхаю, спокоен, здоров, уверен в себе…).

Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют расслабить или нейтрализовать вызванное стрессом напряжение. Такое физиологическое действие релаксации на организм обуславливает целесообразность её проведения в заключительной части физкультурного занятия. Рекомендуется использовать комплексы упражнений на расслабление, знакомые детям, т.е. отработанные на коррекционных занятиях.

Независимо от особенностей проведения физкультурных занятий с дошкольниками, имеющими нарушения речи, они должны включать в себя специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функций равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно — моторной координации движений.

Основными задачами коррекционной работы являются следующие:

  1. Научить детей ходить в определенном направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.
  2. Научить детей подниматься на 2-3-4 ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.
  3. Научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.
  4. Научить детей стоять попеременно на правой (левой) ноге.
  5. Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.
  6. Научиться попеременно вставать, приседать под счет.
  7. Научить детей фиксировать положения и движения рук, ног, туловища, головы.
  8. Учить детей запоминать и воспроизводить простейшие сочетания из изученных движений.Упражнения с мячом.
  9. Научить ловить большой и маленький мяч двумя руками, одной рукой.
  10. Научить ловить мяч после удара по полу, по стене.
  11. Научить «чеканить» мяч об пол правой рукой, левой рукой, с чередованием рук.
  12. Научить передавать большой и маленький мяч по кругу с закрытыми глазами.
  13. Научить бросать мяч в круг, в корзину, в обруч (расстояние для правой руки не менее 1,5 метра, для левой – не менее 1 метра).
  14. Научить перебрасывать мяч с одной руки на другую.
  15. Научить катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота).Упражнения с флажками и обручем.
  16. Перешагивать вперед – назад через находящийся в руках обруч.
  17. Прокатывание обруча между ориентирами.
  18. Движения руками с флажками в ходьбе.
  19. Разнонаправленные движения руками с флажками по показу.Дыхательные упражнения.
  20. Выработка длительного плавного выдоха: глубокий вдох через нос – выдох через рот. В дыхательных упражнениях используются пройденные гласные звуки и согласные с, з, в, ф, м, н, л, р.Упражнения для развития моторики пальцев рук.
  21. Научить детей расстегивать и застегивать крупные и средние пуговицы, затем перейти к кукольным вещам.
  22. Используя ленты, а затем веревочку, научить завязывать и развязывать узел, бант.
  23. Научить сжимать и разжимать кулаки, сжимать резиновый мяч, резиновую грушу; пожимать папину, мамину руку.
  24. Сжимать резиновую грушу, направляя воздушную струю на ватку, чтобы она плавно двигалась по столу.
  25. Научить поочередно сгибать пальцы в кулак и разгибать из зажатого кулака на правой, на левой руке.
  26. Научить поочередно соприкасаться большим пальцем с остальными.
  27. Перебирать натянутую резинку пальцами правой и левой руки.
  28. Научить поочередно ритмично ударять по поверхности стола кулаком, ладонью и ребром ладони. Упражнения проводятся с постепенным увеличением объема и количества повторений.

Целесообразно использование упражнений преимущественно циклического характера. Применяемые нагрузки должны быть направлены на укрепление основных систем организма.

Все физкультурные занятия должны проводиться в сюжетной форме, в начале занятий у детей следует формировать положительный настрой, мотивацию к предстоящей деятельности.

Таким образом, физкультурно-оздоровительные занятия для дошкольников, имеющих нарушения речи должны быть разнообразны, носить преимущественно сюжетно — игровой характер, включать упражнения и игровые задания с речитативами, элементами релаксации, а также средства и методы данстерапии, ритмопластики и иметь место, распределяя их в структуре недели, месяца.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 2004.
  2. Каше Г.А. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – Москва, 1986.
  3. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – Москва, 2003.
  4. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – Москва, 2004

Филатова Ольга Владимировна
учитель-логопед МБДОУ д/с «Золотой ключик»
Ростовская область, сл. Б.-Мартыновка

Page with Comments

  1. Уважаемая Ольга Владимировна! При использовании авторских материалов, будьте добры, указывайте ссылки на источники. Описанные Вами виды физкультурных занятий полностью блоками взяты из моего диссертационного исследования, а также из методического пособия (только они рекомендовались для организации детей с ЗПР).
    Решетняк О.В.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *