Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи
У дошкольников с нарушениями речевого развития нередко наблюдаются отклонения в физическом развитии. Чаще это наблюдается у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), когда у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика (звукопроизношение и фонематический слух), лексика (словарный запас) и грамматика, а, также, у детей с проявлениями дизартрии, когда нарушена иннервация речедвигательного аппарата. Это происходит потому, что общее недоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения (когда патологический процесс уже закончен) центральной нервной системы, вследствие которого была поражена и двигательная сфера.
Отставание проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными являются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений. Обращает на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Было установлено, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 5-летние дети держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, с трудом застегивают и расстегивают пуговицы, зашнуровывают ботинки, а некоторые вообще не умеют этого делать.
В ходе различных исследований было установлено, что в процессе коррекционно — развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения, на физкультурных занятиях следует использовать элементы подвижных игр и спортивных упражнений, упражнений с речитативами, данстерапии, ритмопластики, релаксации. Для детей имеющих различные речевые нарушения можно рекомендовать использовать интегрированные физкультурные занятия, то есть такие, на которых решаются задачи физического воспитания и других разделов программы воспитания и обучения в детском саду (математическое развитие, познавательное, развитие речи …)
Игровое физкультурное занятие
Принимая во внимание, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, целесообразно для детей с нарушениями речи использовать физкультурные занятия, построенные на подвижных играх. Они подбираются таким образом, чтобы их содержание было знакомо детям и включало в себя те движения, обучение которым проводилось в течение месяца.
Физкультурные занятия с речитативом (логоритмика)
При коррекции дефектов речи у дошкольников необходимо включать в работу максимальное количество анализаторов — слуховой, зрительный, кинестетический, речедвигательный. Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков, нa автоматизацию в слогах, словах, небольших четверостишиях. Эффективно использовать стихотворение на дифференциацию звуков. Занятия с элементами логоритмики осуществляется в тесном контакте с логопедом, который консультирует инструктора по физвоспитанию, на какие звуки следует подбирать речевой материал.
Данстерапия (танцевальная терапия)
Данстерапия для дошкольников с нарушениями речи предполагает осуществление спонтанного танцевального действия, что способствует выработке свободы и выразительности движений, развивает общую подвижность и повышает физические и психические возможности организма детей.
Однако следует учитывать, что чем меньше двигательный опыт у детей, чем меньшем запасом движений они обладают, тем сложнее им выполнить задание «Двигайся, как ты хочешь», поэтому следует проводить предварительную подготовку, объясняя и показывая детям варианты движений, которые они в дальнейшем могут творчески преобразовывать. Для повышения эффективности работы можно предлагать игровые сюжеты свободного танца, например «Зимушка — зима», «Забавные лягушата» …
Релаксация
Упражнения и игровые задания на расслабление предполагают обучение дошкольников следующим приемам: чувствовать разницу между напряжением и расслаблением (без мышц лица), напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; вызывать ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах рук); ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах ног); сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах рук, ног, живота, спины, лица) и психической релаксации (я отдыхаю, спокоен, здоров, уверен в себе…).
Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют расслабить или нейтрализовать вызванное стрессом напряжение. Такое физиологическое действие релаксации на организм обуславливает целесообразность её проведения в заключительной части физкультурного занятия. Рекомендуется использовать комплексы упражнений на расслабление, знакомые детям, т.е. отработанные на коррекционных занятиях.
Независимо от особенностей проведения физкультурных занятий с дошкольниками, имеющими нарушения речи, они должны включать в себя специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функций равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно — моторной координации движений.
Основными задачами коррекционной работы являются следующие:
- Научить детей ходить в определенном направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.
- Научить детей подниматься на 2-3-4 ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.
- Научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.
- Научить детей стоять попеременно на правой (левой) ноге.
- Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.
- Научиться попеременно вставать, приседать под счет.
- Научить детей фиксировать положения и движения рук, ног, туловища, головы.
- Учить детей запоминать и воспроизводить простейшие сочетания из изученных движений.Упражнения с мячом.
- Научить ловить большой и маленький мяч двумя руками, одной рукой.
- Научить ловить мяч после удара по полу, по стене.
- Научить «чеканить» мяч об пол правой рукой, левой рукой, с чередованием рук.
- Научить передавать большой и маленький мяч по кругу с закрытыми глазами.
- Научить бросать мяч в круг, в корзину, в обруч (расстояние для правой руки не менее 1,5 метра, для левой – не менее 1 метра).
- Научить перебрасывать мяч с одной руки на другую.
- Научить катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота).Упражнения с флажками и обручем.
- Перешагивать вперед – назад через находящийся в руках обруч.
- Прокатывание обруча между ориентирами.
- Движения руками с флажками в ходьбе.
- Разнонаправленные движения руками с флажками по показу.Дыхательные упражнения.
- Выработка длительного плавного выдоха: глубокий вдох через нос – выдох через рот. В дыхательных упражнениях используются пройденные гласные звуки и согласные с, з, в, ф, м, н, л, р.Упражнения для развития моторики пальцев рук.
- Научить детей расстегивать и застегивать крупные и средние пуговицы, затем перейти к кукольным вещам.
- Используя ленты, а затем веревочку, научить завязывать и развязывать узел, бант.
- Научить сжимать и разжимать кулаки, сжимать резиновый мяч, резиновую грушу; пожимать папину, мамину руку.
- Сжимать резиновую грушу, направляя воздушную струю на ватку, чтобы она плавно двигалась по столу.
- Научить поочередно сгибать пальцы в кулак и разгибать из зажатого кулака на правой, на левой руке.
- Научить поочередно соприкасаться большим пальцем с остальными.
- Перебирать натянутую резинку пальцами правой и левой руки.
- Научить поочередно ритмично ударять по поверхности стола кулаком, ладонью и ребром ладони. Упражнения проводятся с постепенным увеличением объема и количества повторений.
Целесообразно использование упражнений преимущественно циклического характера. Применяемые нагрузки должны быть направлены на укрепление основных систем организма.
Все физкультурные занятия должны проводиться в сюжетной форме, в начале занятий у детей следует формировать положительный настрой, мотивацию к предстоящей деятельности.
Таким образом, физкультурно-оздоровительные занятия для дошкольников, имеющих нарушения речи должны быть разнообразны, носить преимущественно сюжетно — игровой характер, включать упражнения и игровые задания с речитативами, элементами релаксации, а также средства и методы данстерапии, ритмопластики и иметь место, распределяя их в структуре недели, месяца.
ЛИТЕРАТУРА
- Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 2004.
- Каше Г.А. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – Москва, 1986.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – Москва, 2003.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – Москва, 2004
Филатова Ольга Владимировна
учитель-логопед МБДОУ д/с «Золотой ключик»
Ростовская область, сл. Б.-Мартыновка
Уважаемая Ольга Владимировна! При использовании авторских материалов, будьте добры, указывайте ссылки на источники. Описанные Вами виды физкультурных занятий полностью блоками взяты из моего диссертационного исследования, а также из методического пособия (только они рекомендовались для организации детей с ЗПР).
Решетняк О.В.