Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР на тему: «Осенние подарки. Фрукты.»
Аннотация: возможность говорить. Общаться- чудесный подарок, от природы человеку, наиважнейшая основа на которой духовно и культурно взрастает каждый народ. Чем богаче и вернее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности.
Используя дидактические игры в процессе обучения мы закрепляем понимание значений частей речи и грамматических категорий. Это занятие поможет детям красиво и грамотно излагать свои мысли.
Цель:
- Развитие связной речи
- Развитие мелкой моторики руки
- Развивать навыки языкового общения.
- Развивать логическое мышление, творческие и композиционные способности, воображение.
- Совершенствовать координацию языка с движением, плавность и силу голоса.
- Развивать внимание, речевой слух
- Продолжать учить составлять целое, из нескольких частей
- Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Учить образовывать множественное число имен существительных.
- Воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь друг другу, умение видеть пользу от общего труда.
Словарь: яблоко, лимон, апельсин, груша, слива, персик, ананас, вишня, черешня, компот, варенье, сок, собирать, срывать, брать, мыть, очищать, варить, есть, резать, один-много.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Игра с мячом «Назови одним словом»
Логопед: — Слушайте внимательно правила игры. Я называю слова, а вы из них образовываете одно сложное слово, название сока.
- Сок из яблока (яблочный)
- Сок из апельсина (апельсиновый)
- Сок из груши (грушевый)
- Сок из сливовый (сливовый)
- Сок из персика (персиковый)
- Сок из ананаса (ананасовый)
- Сок из вишни (вишневый)
- Сок из черешни (черешневый)
- Сок из винограда (виноградный)
II. Основная часть
1. Игра «Разрезные картинки»
Логопед: -ребята. Пока мы с вами играли в сложные слова, наши фрукты «поделились» на части. Давайте попробуем собрать картинки и посмотрим, что у нас получится.
(Среди картинок с фруктами есть большие фрукты и такие же маленькие).
2. Игра «Назови ласково»
Логопед: -Посмотрите, мы с вами собрали все картинки, а фрукты на них получились разного размера.
-Дети, а как мы назовем:
- большое…(яблоко), а маленькое… (яблочко)
- большая…(груша), а маленькая… (грушка)
- большой…(лимон), а маленькой… (лимончик)
- большой…(абрикос), а маленькой… (абрикосик)
- большой…(персик), а маленький… (персичек)
- большая…(клубника), а маленькая… (клубничечка)
- большая…(вишня), а маленькая… (вишенка)
- большой…(апельсин), а маленький… (апельсинчик)
3. Пальчиковая гимнастика
Логопед: -А давайте поиграем с нашими пальчиками.
«Апельсин» (Л.В. Зубкова)
Мы делили апельсин, Дети сжимают и разжимают
много нас, а он один. пальцы обеих рук в кулаки.
Это долька- для ежа По очереди зажимают пальцы,
Это долька- для стража начиная с большого
Эта долька для утят
Эта долька для котят
Это долька для бобра
А для волка-кожура Сжимают пальцы обеих рук в кулаки
Он сердит на нас-беда! Резко разжимают пальцы,
Разбегайтесь- кто куда!! Сжатые в кулак.
4. Игра «Один-много»
Логопед:-ребята, предлагаю ещё раз поиграть с мячом. Я буду называть один фрукт- а вы много.
- Одно яблоко-много яблок.
- Одна груша-много груш.
- Один лимон-много лимонов.
- Один абрикос-много абрикосов.
- Один персик-много персиков.
- Одна клубника-много клубник.
- Одна вишня-много вишен.
- Один апельсин-много апельсинов.
III. Заключительная часть
5. Заучивание стихотворения
Логопед (загадывает загадку)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(осенью)
Логопед: — я предлагаю выучить стихотворение про осень
«Осень добрая пришла…» В.Волынина
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла.
6. Итог занятия.
Подготовила Менделева Наталия Николаевна
Учитель логопед ПМПК города Мариуполь