Основные задачи для профилактической работы по преодолению дислексии, дисграфии
В последнее время дислексия, дисграфия – стойкое нарушение письма – стала довольно распространенной проблемой начальной школы, и с каждым годом данное явление имеет тенденцию к росту.
Проблемы нарушений письменной речи, недоразвития зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений у дошкольников старшего возраста рассматривали И.Н. Садовникова, М.Е. Хватцев, Р.Н. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Е.А. Поваляева, В.А. Мазанова, З.Е. Агранович, Т.А. Павлова.
В программах и рекомендациях Н.В. Нищевой, С.Г. Шевченко, Е.А. Стребелевой, Л.Б. Баряевой уделялось большое внимание вопросам зрительно-пространственного ориентирования у детей с особыми потребностями.
В связи с этим определились задачи коррекционно-образовательного процесса:
- Формировать зрительное восприятие и пространственный гнозис у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
- Активировать речь в процессе расширения представлений об окружающем мире и занятий по развитию зрительно-пространственного гнозиса различных видов.
- Работать над пространственной ориентировкой на собственном теле, листе бумаги и окружающем пространстве.
- Формировать навыки учебной деятельности:
- умение действовать, повторяя показанный образец, схему и правило;
- умение выполнять словесные инструкции.
- Развивать психические процессы, личностные качества и эмоционально-волевую сферу дошкольников.
Решение поставленных задач и проведение коррекционно-профилактической работы позволяет предупредить расстройства письменной речи либо свести их к минимуму.
Белякова Ирина Юрьевна
учитель — логопед ГКУ СО «РЦДиПОВ «Журавушка»
г. Самара