Особенности формирования логико-грамматических конструкций языка у старших дошкольников с нарушением зрения

Актуальность нашего исследования обусловлена постоянным ростом количества детей, имеющих сложную структуру дефекта в целом. Очень часто наличие зрительных нарушений сочетается с имеющимися речевыми патологиями, поскольку у детей, имеющих зрительные отклонения, бывает снижены когнитивные процессы, нарушена ориентировка в пространстве, не сформировано зрительное соотношение звучащего слова с реальным предметом. Существуют трудности в употреблении и понимании детьми логико-грамматических конструкций, связанные с анализом зрительных впечатлений. Проблема диагностики и коррекции речевых нарушений дошкольников с нарушениями зрения занимает особое место в сфере их медико — психолого — педагогической реабилитации. Она указывает на необходимость создания таких специальных условий, которые будут направлены  на эффективную своевременную коррекцию и компенсацию нарушенного речевого развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей, уровня развития зрительного восприятия.

В связи с этим имеется необходимость проведения специальной коррекционной работы по формированию логико-грамматических конструкций и развитию зрительного восприятия дошкольников данной категории. Актуальность оказания коррекционной помощи дошкольникам с недостаточно сформированным уровнем логико-грамматических структур определено исследованиями

А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Т.В. Ахутиной которые доказали, что формирование логико-грамматических конструкций является сложным процессом в развитии речи дошкольников, а их нарушения в дальнейшем способствует возникновению трудностей в обучении.

Практическая значимость работы заключается в проведении констатирующего эксперимента с целью выявления уровня сформированности логико-грамматических конструкций языка и их особенностей у старших дошкольников с нарушениями зрения, а также изучения структуры дефекта.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о том, что состояние зрительного восприятия находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и психических функций. По мнению Л.И. Плаксиной, Л.А. Дружининой, Л.Б. Осиповой и других учёных, Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития ребенка с нарушением зрения. Под влиянием речи развивается его восприятие, мышление, память. Развитие речи тесно связано с расширением круга представлений ребенка с нарушением зрения об окружающих предметах и явлениях.

По мнению Л.И. Плаксиной, Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающими людьми, а также обедненностью предметно-практического опыта детей. В связи с этим наблюдаются специфические особенности формирования речи, проявляющиеся в нарушении словарно-семантической стороны речи, в формализме употребления значительного количества слов с их конкретными чувственными характеристиками. Их употребление детьми бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым ребенку предметом, его признаком, или, наоборот, становится слишком общим, отвлеченным от конкретных признаков и свойств, предметов и явлений окружающей жизни.

Наличие  нарушений речи,  в той или иной степени, отрицательно влияет на всё психическое развитие ребёнка, препятствует развитию его эмоционально-волевой сферы, а также адекватной социализации и адаптации.

Для изучения и анализа организации логопедической работы по формированию логико-грамматических конструкций языка у детей дошкольного возраста с нарушениями речи мы провели констатирующий эксперимент на базе

МБДОУ ДС № 43 для детей с нарушениями речи города Озёрска, в котором приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.    Обследование проводилось с учётом методических рекомендаций  А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, А.В. Семенович, Т.В. Ахутиной.

Диагностика осуществлялась по следующим направлениям: изучение анамнеза, исследование состояния зрительного восприятия, диагностика речевого развитие, исследование уровня сформированности логико-грамматических категорий языка.

Проведенное обследование позволяет нам сделать вывод о том, что данная группа детей имеет как речевые, так и неречевые расстройства. У обследуемых детей ярко выражены нарушения ориентировки в пространстве, бедность предметно-практического опыта.

При обследовании грамматического строя речи выявлено, что дети способны строить простые нераспространённые предложения, но такие предложения аграмматичны, между словами нарушены связи согласования и управления. У детей отмечается низкий уровень сформированности логико-грамматических конструкций.  Также трудности вызывают предлоги. Дети путают их значение, неправильно употребляют в словосочетаниях, пропускают в своей речи или заменяют на другие. Данные нарушения оказывают влияние на связную речь детей.

Анализ результатов обследования позволил нам сделать вывод о том, что данная категория детей с нарушениями зрения имеет трудности в формировании логико-грамматических конструкций языка.

Имеющиеся нарушения нацелили нас на проведение коррекционной работы, которая направлена на апробацию методов развития уровня развития логико-грамматических конструкций с учётом имеющихся зрительных нарушений старших дошкольников, а также адаптация представляемого материала детям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что старшие дошкольники с нарушениями зрения имеют сложную структуру дефекта, поэтому коррекционная работа должна проводиться с опорой на комплексный подход.

Габбасова Екатерина Александровна
учитель-логопед, МБДОУ ДС №43
город Озёрск, Челябинская область

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *