Особенности формирования описательной связной монологической речи у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи III уровня

Аннотация: В данной работе рассматривается содержательная специфика особенностей описательной связной монологической речи у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи III уровня. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Ключевые слова: речь; описательная речь; связная речь; особенности развития; учащиеся первого класса с общим недоразвитием III уровня.

Введение. В образовательной системе все больше и больше уделяется внимания успешности обучающихся, поэтому на данный момент существенно возрастает актуальность исследований, направленных на раскрытие отличительных черт описательной связной монологической речи у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи III уровня. Развитие связной речи является первейшим и важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества.

Актуальность. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Актуальность темы обусловлена тем, что в общеобразовательной школе у некоторых учащихся первых классов развитие описательной связной монологической речи имеет специфические особенности, отличающие описательную связную монологическую речь от других детей.

Целью данной статьи является выявление особенностей описательной связной монологической речи у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи III уровня и их актуальности на данный момент.

Задача включает в себя изучение особенностей описательной связной монологической речи у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи III уровня.

Речь является многозначительной сложившейся моделью общения лиц с использованием языковых конструкций, реализующих на основе определенных принципов. Формирование речи предусматривает, с одной стороны, организацию и формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их представление [3, с. 12].

Связная монологическая речь, представляет из себя разноаспектную задачу, является объектом изучения разных наук.

Связная речь – это развернутое высказывание, имеющее смысл и предоставляющее взаимоотношение, и взаимопонимание [2, с. 35]. Она характеризуется особыми присущими только ей признаками. А.В. Текучева устанавливает, что под связной речью в обширном осознании, позволено считать любое высказывание, составные языковые части которого, созданы четко и общеграмматически точно в соответствии правилам данного языка.

Связная описательная речь является глубокой формой речевой деятельности. Она имеет характер логического, методического и развернутого сообщения [5, с. 124].

Общее недоразвитие речи – это разного рода комплексные речевые расстройства, при которых прервано основание всех составляющих речевой системы, относящихся к акустической и концептуальной области.

Общее недоразвитие речи (ОНР) может проявляться на разном уровне: от полного несуществования речевых средств общения до развернутой речи.

Дети с ОНР III уровня обладают обширной фразовой речью, но в речи применяют превыше всего простые предложения, сомневаясь в создании сложных. Дети не способны последовательно объяснять свои мысли.

У детей с ОНР III уровня можно подчеркнуть следующие особенности описательной связной монологической речи:

  1. Односторонность коммуникации, неуспеваемость в развитии познавательной деятельности, заблуждение на замену и смешение предлогов;
  2. В процессе рассказа возникают затянувшиеся паузы между короткими фразами, дети иногда нуждаются в помощи взрослого, их рассказы характеризуются фрагментарным направлением.
  3. Дети ощущают в значительной степени затруднения при пересказе исходного текста.
  4. Указанные затруднения определены недостаточной сформированностью двух видов процесса:

а) процессов, осуществляющих смысловую организацию текстового высказывания;
б) процессов, осуществляющих его лексико-синтаксическое оформление;

  1. Имеется проблема связности передачи текста;
  2. Пропуски смысловых звеньев и ошибки;
  3. Незаконченность смыслового выражения мысли;
  4. Трудности в языковой реализации замысла;
  5. Необходимость в стимулирующей помощи.

Формирование описательной связной монологической речи возникает следующим образом:

  • составление рассказов по сюжетным многофигурным картинкам с рисунками нескольких видов действующих лиц («Приход весны», «Осенние развлечения» и т.д.);
  • создание небольших рассказов-описаний по сюжетным картинкам, в которых на первый план выходит изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картинки («Река замерзла» и др. из тематических серий В.А. Езикеевой и т.д.);
  • рассказывание по сериям сюжетных картинок, в достаточной степени подробно изображающих процесс сюжетного действия, может быть использован картинный материал В.В. Гербовой;
  • рассказывание специальной сюжетной картинки с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий. С этой целью можно применять картины «Спасаем кота», «Шар улетел» и т.д.
  • описание пейзажной картинки [1, с. 79].

Пересказ – это сознательное отражение литературного представления в устной речи. При пересказе ребенок рассказывает готовую авторскую программу и приобретает готовые речевые формы.

Существует традиционная методика обучения пересказу, представленная следующими авторами: А.М. Бородич и Ф. А. Сохин.

Значительную заинтересованность обучению пересказу предоставляла Дементьева А. М. Автор отзывается использовать связанный пересказ, позже отраженный. На более поздних ступенях обучения предлагает использовать подсказ.

В коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, Воробьева В. К. советует применять для обучения детей пересказу картинно-графический план. Путем создания этого плана можно выразить детям логику построения рассказа. Можно добавить еще то, что план является конкретным центром для пересказа.

Жукова О. В. замечает, что одной из систем планирования связного высказывания является средство наглядного моделирования [4, с. 57]. Во время использования средства наглядного моделирования дети получают представление о графической системе предоставления информации – модели. В качестве основы модели могут появляться обозначения разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • условные обозначения;
  • контуры, линии, очерк.

Существует прием обучения детей с ОНР связному пересказу – работа с логопедическими сказками. Логопедическая сказка – это текст со сказочным смыслом, содержащий как можно большее числе одинаковых звуков.

Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом: педагог читает сказку ребенку; ребенок сообщает модель сказки; потом ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки; педагог моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту; ребенок пересказывает сказку по модели.

При обучении детей с ОНР пересказу автор Глухов В. П. предоставляет приемы, которые смягчат составление связного логического выступления.

Для формирования у детей возможности планирования составившего сообщения при обучении пересказу предлагается прием моделирования сюжета произведения с помощью ограниченной наглядной программы. Для ее составления применяются блоки-квадраты, которые после чтения и разбора текста заполняются черно-белыми изображениями персонажей, соответствующих каждому из последовательных эпизодов. Составление такой программы способствует запоминанию способов программирования смысла развернутой информации с помощью установления порядка и взаимосвязи главных смысловых элементов рассказа.

Научная новизна. В настоящее время в свободном доступе отсутствуют работы, которые рассматривали бы актуальность в общеобразовательной школе у некоторых учащихся первых классов развитие описательной связной монологической речи, имеющие специфические особенности, отличающие описательную связную монологическую речь от других детей. В отдельных научных работах может быть найдена часть интересующей информации, однако отсутствует целостная картина. Эта статья ставит целью ознакомление с развитием описательной связной монологической речи и может послужить отправной точкой для дальнейших исследований.

Заключение. Ввиду всего вышесказанного можно сделать вывод, что учащиеся шаг за шагом начинают овладевать навыками описательной речи, т.е. называют признаки и действия, описывают по вопросам педагога, и высказывают свое чувство к описываемому предмету. Процесс развития описательной связной монологической речи устанавливается с течением времени вместе с процессом мышления и связно с затруднением детской деятельности. Коррекционная работа по развитию навыков описательной связной монологической речи держится в соответствии с дидактическими принципами обучения, учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленности обучения на развитие их деятельности и предприимчивости. Формирование описательной связной монологической речи осуществляется как в процессе разного рода практической деятельности, так и на специальных коррекционных занятиях. Использование схем-моделей очевидно облегчает школьникам овладение связной речью, т. к. существование зрительного плана делает высказывания более взаимосвязанными, логичными и последовательными.

Список литературы:

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 316 с.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  3. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина М.: ЛКИ, 2008. – 224 с.
  4. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М., Воронеж, 2001. – 135 с.
  5. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2002. – 16 с.

Куценко Александра Сергеевна
 студентка 3 курса  факультета гуманитарного и медико-биологического образования
Ставропольский государственный медицинский университет
г. Ставрополь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *