Пропедевтика дислексии. Учимся играя

Процесс чтения требует фундаментальной перестройки визуальных и речевых связей мозга для того, чтобы связать звуки с определенными графическими знаками, к примеру, буквами, которые их обозначают. В свою очередь, необходимо не только слышать и понимать различные слова — нужно, чтобы ваш мозг разложил их на составные части (звуки или фонемы) .   Принципы обучения чтению дошкольников и младших школьников с помощью игр предложил детский психолог Д.Б. Эльконин. Эти принципы лежат в основе большинства программ обучения чтению.   Предлагаю вашему вниманию программу занятий, состоящую из семи этапов. Каждый этап состоит комплекса игр и заданий, направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

Этап первый: звуковой период обучения

Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь «строится» из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых — выделение в словах определенных звуков.

Звукоподражание

Взрослый задает вопросы ребенку, например:

  • Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж!)
  • Как шипит змея? (Ш-ш-ш!)
  • Как гудит поезд? (У-у-у!)

Главный звук

Взрослый читает ребенку стихи, выделяя основной звук. Хорошо использовать тексты стихотворных азбук.

Жужжит
Над жимолостью
Жук.
Тяжелый
На жуке
Кожух
(Е. Благинина)

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом
(С.Я. Маршак)

Магазин

Взрослый — продавец, а ребенок — покупатель, который «приходит» в магазин, чтобы выбрать себе что-то из товаров. За покупку нужно расплатиться первым звуком слова. Например, если ребенок хочет купить ложку, то он должен сказать «Л-л».

Самый внимательный

Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции
Услышав заданный звук, хлопнуть в ладоши
Логопед называет разные звуки. Ребенок, услышав заданный звук, должен хлопнуть в ладоши.

Усложнение:

а) Услышать слог с заданным звуком;
б) Услышать слово с заданным звуком (в разных позициях).

Разные хлопки

Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков. Развитие внимания, быстроты мышления
«Красный – синий».
Гласный звук – хлопнуть 1 раз, согласный – хлопнуть 2 раза

Молчанка

Развитие фонематического восприятия, внимания, дифференциации фонем
Картинки
Хлопнуть в ладоши, если в названии слова есть заданный звук
Логопед показывает картинку. Дети хлопают в ладоши, если в названии слова есть заданный звук

Усложнение:

Заданный звук находится в начале (конце, середине) слова.

Лишнее слово

Развивать фонематический анализ, дифференциацию фонем, слуховое восприятие
Заменить слово, которое не подходит по смыслу
Логопед читает стихи. Дети называют слово, которое не подходит по смыслу, и заменяют его. Выясняется отличие звуков в этих словах.

Звуковое поле

Развитие звукового анализа, фонематических представлений, внимания
Закрыть картинку на «поле», название которой начинается с заданного звука
Логопед называет звук. Дети фишкой закрывают картинку на «поле», в названии которой есть заданный звук, озвучивает ее для проверки. Победитель – кто первый закроет все картинки

Усложнение:

а) Увеличение количества картинок на «поле».
б) На «поле» встречается несколько слов с заданным звуком.
в) Заданный звук встречается в разных позициях слова  

Слова вокруг нас

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру — вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф …) или «Назови «зимнее» слово со звуком С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки …).

Этап второй: формирование представлений о  звуковом составе слова

Ребенка учат определять, из каких звуков состоит слово, различать твердую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук.

Запретные звуки

Эта игра помогает развить у ребенка умение выделять звуки в слове и учит его работать по правилу — это одно из важных условий успешного обучения в школе.

Взрослый и ребенок договариваются, что один из звуков является запретным, например, нельзя произносить «3» или «К». Взрослый показывает ребенку картинки и спрашивает, что на них изображено, ребенок старается ответить, не называя запретный звук. Пусть на первом этапе запретный звук будет находиться в начале слова, а потом в конце.

  • Кто ползет и шипит?
  • мея.
  • Кто мурлыкает и все время умывается?
  • от.
  • Кто пятится назад?
  • Ра.

 «Загадки».

Для этой игры Вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку.

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало.

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь — корова — ворона — жираф — ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету»-потому что неживая, затем «ворону»-потому что птица, потом «корову»-потому что домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.

Тим и Том

Эта игра учит ребенка различать твердые и мягкие звуки.

Нарисуйте двух человечков. Том «твердый» — он угловатый, тощий, а Тим «мягкий» — он округлый и толстый. Познакомьте с ними ребенка:

  • Видишь, это Том, его имя начинается очень твердо. Т-т-т. Он сам весь твердый, как этот звук, и выбирает все твердое. Любит Томатный Сок, носит всегда Пальто, играет в Морской Бой и Мыльные Пузыри. А это Тим, его имя начинается мягко. Ть-ть-ть. Он любит все, что звучит так же мягко, как его имя: ест Тянучки и Тефтели, играет в Мяч, Рисует и носит Пиджак. Ты будешь Тим, а я Том. Мы идем в поход. Как ты думаешь, что с собой возьмет Тим: РЮКЗАК или РАНЕЦ? Также Тим и Том должны взять с собой КОТЕЛОК, КОНСЕРВЫ, САХАР, ЛОЖКИ, МИСКУ, ВЕРЕВКУ, БИНОКЛЬ, КОМПАС, КАРТУ, ЛЕДЕНЦЫ, КРОССОВКИ, КЕДЫ, КЕПКУ, ПАНАМКУ и т.д. Ребенку с помощью взрослого нужно выбрать, что из этого понесет Тим, а что Том. Потом можно поменяться ролями, пусть ребенок побудет Томом, который собирает грибы (ЛИСИЧКИ, МАСЛЯТА), ягоды (ЗЕМЛЯНИКУ, ГОЛУБИКУ), ловит рыбу (ЛЕЩА, САЗАНА) и т.д.

Заблудились в лесу

Эта игра поможет ребенку научиться выделять в слове ударный звук. Игрушки разбежались по комнате, их нужно позвать, потянув ударный звук — самый «громкий» звук в слове.

  • Ми-и-ишка!
  • Маши-и-инка!
  • Сло-о-он!

 Найди место звука

Нахождение места звука в слове, развитие фонематического восприятия
Полоска с тремя частями, кружок
Показать кружком на схеме место звука в слове
Логопед называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове, показывают на схеме

Усложнение:

Определить место звука в двух разных позициях слова.

Камень – вата

Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные
Камешки, вата, картинки
Поднять камень, если слово начинается с твердого согласного, вату – с мягкого.
Логопед показывает картинку. Дети определяют первый звук в названии слова и поднимают камень или кусочек ваты

Усложнение:

Определить последний звук в слове.

Вариант:

а) «Ванька–встанька».
Если твердый звук — встать; мягкий – сесть.
б) «Наоборот». Поймав мяч, назвать противоположный звук (мягкий – твердый)

Исправь ошибку

Развитие фонематического восприятия, дифференциации фонем, слухового внимания
Мяч
Поймать мяч, исправить слово
Логопед бросает мяч, называет слово, заменяя в нем какой–либо звук на оппозиционный. Ребенок говорит слово правильно

 Этап третий: звуковой анализ слова

Ребенка учат выделять все звуки в словах из трех — пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).

Дом звуков

Взрослый рисует «комнаты» для звуков. Например, для слова «кот» надо нарисовать дом из трех комнат: три квадратика.

— В каждой комнате должен жить звук, давай их расселим.

Ребенок произносит звук, который будет «жить» в этой комнате, и кладет на квадратик фишку.

— К, О, Т.

Частая ошибка — ребенок правильно называет первый и последний звуки и «теряет» средний. Взрослый может удивиться:

— Разве здесь живет «КТ»? Здесь живет «Ко-о-от»! (тянет пропущенный звук).

Дом в лесу

Задача та же, только домик надо нарисовать из четырех комнат.

— В этом доме хотят поселиться ЛЕВ, СЛОН и ЖИРАФ. Как ты думаешь, для кого из них этот дом построили? А смогут ли в нем жить ЛИСА, ВОЛК, УЖ, СОВА, СОБАКА, КРОТ, ВОРОНА?

Если ребенок испытывает трудности, нарисуйте дополнительно трехкомнатный и пятикомнатный домики, попросив «расселить» зверей в подходящий для каждого из них дом.

Дом в лесу-2

Это усложненный вариант предыдущей игры. Ребенок учится не только учитывать количество звуков в слове, но и находить ударный звук.

Взрослый рисует четыре одинаковых четырехкомнатных домика.

— В этих домиках живут СЛОН, ВОЛК, ЛИСА и АИСТ. Помоги ЦАПЛЕ попасть в гости к АИСТУ, а не на обед ЛИСЕ или ВОЛКУ.

Подскажите ребенку выход — поставьте ударение в слове «слон», закрасив соответствующий квадратик в одном из домиков.

Фонарики

Развивать звуковой анализ
Кружки – «фонарики», предметные картинки
«Зажечь фонарики»
Логопед показывает картинку. Дети составляют звуковую схему слова из кружков

Усложнение:

Увеличение количества звуков в слове.

Стройка

Игра для закрепления навыка расстановки ударений.

— Со склада стройматериалов на стройку нужно привезти сначала ЦЕМЕНТ, затем КИРПИЧ, следом ПЕСОК, потом ГЛИНУ, за ней СТЕКЛО, а под конец — ДОСКИ. Ты будешь шофером.

Взрослый делает шесть карточек с числом квадратиков, соответствующим количеству звуков в каждом слове, и заштрихованными ударными звуками. Это и будут необходимые стройматериалы. Взрослый просит ребенка:

— Найди и отвези на стройку ЦЕМЕНТ.

Слово рассыпалось

Развивать звуковой синтез, слуховое внимание
Картинки
Составить слово
Логопед рассказывает историю о поссорившихся словах – драчунах, которые рассыпались. Дети «мирят» их – составляют из звуков слова. За правильный ответ – картинка, соответствующая слову

Усложнение:

а) Увеличение количества звуков слова.
б) Перестановка звуков слова

Слова – перевертыши

Развитие звукового синтеза, фонематического восприятия, слуховой памяти
Картинки
Составить слово – «перевертыш»
Логопед рассказывает историю о словах, в которых звуки пошалили: встали в обратном порядке. «Перевернуть» — поставить их на место, назвать слово

Усложнение:

Увеличение количества звуков

Составь слово из первых звуков

Развитие звукового анализа, фонематических представлений
Картинки
Дети выделяют из названий предметов на картинках первые звуки и составляют из них слово.

Усложнение:

Составление слова по последним (вторым, третьим) звукам

Этап четвертый: буквенный период обучения

Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков .

Звуковое лото

Взрослый раздает детям карточки с изображением разных предметов, растений или животных. Потом показывает знакомую детям букву и спрашивает:

— У кого есть слово на эту букву?

Затем игра усложняется: на карточках печатными буквами пишутся слова, дети должны узнавать предложенные буквы в начале, середине и конце слова.

Машины

Ребенок должен сложить в машину марки «Л» все карточки со словами на эту букву, а в машину марки «М» — все слова, начинающиеся с буквы «М».

Дорисуй букву

Взрослый рисует элементы печатных букв, а ребенок должен дорисовать недостающее, чтобы получилась та или иная буква.
Можно также вернуться к игре «Дом звуков», но теперь вместо произнесения звуков и раскладывания фишек ребенок должен сказать взрослому, какие буквы нужно написать, чтобы поселить в домик того или иного зверя.

Найди букву

Развитие буквенного гнозиса, внимания, быстроты реакции
На карточке текс с обычным шрифтом, карандаши
Зачеркнуть заданную букву
Логопед предлагает детям помочь герою: найти как можно больше заданной буквы и зачеркнуть ее.

Усложнение:

а) В стилизованном тексте найти одинаковые заданные буквы.
б) Придумать слова, которые начинаются с соответствующего звука, стоящего в начале (конце, середине) слова.

Кто в домике?

Развитие зрительного гнозиса
Карточки — домики с изображением букв
Найти одинаковые буквы, назвать животное.
Дети находят пару домиков с одинаковым изображением букв, придумывают слова – названия животных, которые «спрятались» в домике и название которого начинается с соответствующего звука

Волшебный мешочек

Развитие фонематических представлений, тактильных ощущений, памяти
Непрозрачный мешочек, рельефные буквы
На ощупь узнать букву, придумать слова на на эту букву
Дети по очереди определяют на ощупь букву. Достать ее можно, когда придумаешь 2-3 слова, начинающиеся с соответствующего звука. За отгаданную букву получает фишку, кто больше их наберет, становится победителем

Усложнение:

Придумать слова, в которых данный звук стоит в конце (середине) слова

 Угадай с закрытыми глазами

Развитие фонематических представлений, тактильных ощущений, памяти
Карточки с шероховатым контуром букв
На ощупь узнать букву, придумать слова на эту букву
Дети рассматривают и называют представленные буквы, затем по очереди с закрытыми глазами определяют на ощупь букву и называют ее. Победитель – кто больше соберет букв

Близнецы

Развитие зрительного внимания, памяти, восприятия
Парные карточки с буквами
Найти пары букв
У ребенка по 3 – 6 карточек с разными буквами. Дети по очереди берут и переворачивают по 1 карточке из стопки. Кто найдет одинаковую букву – забирает себе в пару, если нет – возвращает ее в стопку. Победитель – у кого больше собранных пар букв

Усложнение:

а) Встречаются карточки с «зеркальными» буквами, которые брать нельзя. Кто ошибся –в виде штрафа возвращает 1 букву в игру

Мастерская букв

Развитие зрительного внимания, памяти, пространственного и зрительного восприятия
Карточки с элементами букв
«Починить» букву (найти недостающий элемент, чтобы получилась буква)
Логопед рассказывает историю о пролетевшем ветре – урагане, который сломал буквы, и предлагает помочь буквам: дети выходят по очереди и составляют буквы

а) из элементов (2-3);
б) из половинок букв

Зеркало

Развитие зрительной памяти, внимания
Карточки с правильными и «зеркальными» буквами
Убрать неправильные буквы
Логопед рассказывает историю о буквах – модницах, которые очень любили смотреться в зеркало и в конце концов сами запутались: где они, а где отражения. Убрать неправильные буквы

Вариант:

«Я – учитель».
Зачеркнуть неправильно написанные учениками буквы

Строители

Развитие буквенного гнозиса, конструктивного праксиса, зрительного внимания и восприятия, памяти
Палочки
Выложить буквы из палочек

а) Выложить заданную букву по образцу (самостоятельно).
б) Выложить как можно больше букв из двух (трех, четырех) палочек.
в) Кто больше построит букв, которые содержат элементы, нарисованные на карточке

Усложнение:

В построенной букве переставить (добавить, убрать) 1 палочку, чтобы получилась другая буква.

Буквы потерялись

Развитие зрительного внимания, памяти, буквенного гнозиса, зрительного восприятия
Таблицы, фломастеры
На таблице находят правильные буквы и обводят их

Усложнение:

Встречаются «зеркальные» буквы, которые обводить нельзя.

Буквы спрятались

Развитие пространственного восприятия, зрительного внимания, конструктивного праксиса, мелкой моторики
Таблицы, палочки
Найти букву, выложить ее
Найти букву (буквы) в спрятанной фигуре, выложить из палочек контур найденной буквы (букв).

Шифровальщик

Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, мелкой моторики
Чертить буквы
Логопед диктует направление написание буквы, дети пишут

Усложнение:

а) Дорисовать элемент, чтобы получилась другая буква.
б) Придумать слова, в которых соответствующий звук букве, стоит в начале (конце, середине) слова

Полустертые буквы

Развитие пространственного восприятия, зрительного внимания, конструктивного праксиса, мелкой моторики
Карточки с буквами, фломастер
Догадаться, какие элементы у буквы стерты, дорисовать
Логопед рассказывает историю о шалунье – тряпке, любившей чистоту и нечаянно стеревшей части букв в школе на доске. Детям предлагается для образца ряд букв, среди которых надо найти к карточке со «стертой» буквой и дорисовать ее

Усложнение:

а) Увеличение количества «стертых» букв.
б) Придумать слова, в которых соответствующий звук букве, стоит в начале

Этап пятый: слияние слогов в слова

На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения. Учите ребенка читать слоги протяжно, как бы «пропевая» их («ССОО-ССННАА», «ММАА-ШШИИ-ННАА»). Это поможет ребенку избежать «рубленого» слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.Запаситесь кубиками или карточками с изображением букв. Пусть ребенок пытается сложить слова, которые вы ему предлагаете. Начните с самых простых. Покажите ему, как складывать слова, на примере отрывка из стихотворения Г. Виеру «Мама»:

— Ну-ка, М, дай руку А,

Ну-ка, МА,

МА и МА, а вместе МАМА —

Это я пишу сама.

Работа с ударением ускорит и облегчит переход к чтению словами. Вот несколько игр, помогающих ребенку усвоить принцип слогослияния.

Перестановка ударений

Пусть ребенок поэкспериментирует с ударениями в словах, отвечая на ваши вопросы

— Как тебя зовут?
— ПашА. ПАша.
— Что это такое?
— ТЕлевизор, телЕвизор, телевИзор, телевизОр.

Укротитель

Ребенку даются карточки с написанными на них печатными буквами названиями диких животных, которых ему надо укротить, поставив ударение на соответствующую гласную (ударение «ставится» с помощью специальной фишки). Например, в слове БИЗОН ребенок должен положить фишку на букву О. Если ребенок слишком долго думает или ставит ударение неправильно, животное «убегает» в лес (джунгли, степь и т.п.).

Отгадай слово

Развитие слогового анализа, фонематических представлений, слухового внимания, активизация словаря
Картинки
На заданный слог придумать (отгадать) слово

Рукавички

Развитие слогового анализа, фонематических представлений
Рукавички
Найти пару рукавичек
Незнайка перепутал рукавички своих друзей. Выбрать рукавички с картинками, в названии которых есть заданный слог

Вариант:

«Чьи вещи?»
Взять картинки, в названии которых есть первый слог имени героя

Молчанка

Развитие слогового анализа слухового внимания
Карточки с цифрами, фишки
Сосчитать количество слогов в слове, показать цифру
Дети молча считают количество слогов в слове, показывают соответствующую цифру.

Встречу слово на дороге – разобью его на слоги

Развитие умение делить слово на слоги, слухового внимания
Количество слогов отхлопать.
Логопед  называет слово. Ребенок проговаривает его по слогам и одновременно отхлопывает и называет количество слогов в слове

Усложнение:

«Слово это изменяй, изменяя – удлиняй».
Изменить слово, чтобы оно стало двусложным.

Слог да слог – и будет слово. Мы в игру сыграем снова

Развивать умение добавлять слог до слова
Мяч
Поймать мяч, дополнить слово
Логопед, бросая мяч, называет первый слог. Ребенок – слово с данным слогом возвращает обратно мяч

Усложнение:

Удлини слово

Этап шестой :  Игры на пропедевтику аграмматической дислексии

Один –много

Развивать умение употреблять существительные в родительном падеже множественного числа
Логопед, бросая мяч, называет название одного предмета. Ребенок говорит название нескольких предметов

Вариант:

«Заготовки на зиму».
Выбрать соответствующую картинку, назвать из чего готовили («яблочный сок» — «из яблок»)

Кому это нужно

Развивать умение употреблять существительные в дательном падеже, название профессий
Логопед показывает картинку с изображением орудия труда и говорит: «Что это? Кому это нужно?» Дети отвечают ему

Искатели

Развивать умение согласовывать прилагательные в роде, числе
Картинки
Подобрать к слову подходящую картинку
Логопед называет прилагательные разного рода и числа. Дети выбирают подходящее к слову изображение картинки, называют логопеду

Усложнение:

Составить предложение с данным словосочетанием

Что из чего сделано?

Развитие употребления относительных и качественных прилагательных и способов их образования
Логопед называет: «Рукавички из меха. Какие они?» Ребенок, возвращая его, отвечает

Усложнение:

Придумать предложения с данными словосочетаниями.

Кто первый узнает?

Развитие употребления относительных и качественных прилагательных
Дети отгадывают изображение на картинке, называя прилагательные.

Скажи правильно

Развитие употребления притяжательных прилагательных, расширение словаря
Логопед, бросая мяч, спрашивает. Ребенок, возвращая его, отвечает

Вариант:

а) «Чье жилище?»
б) «Чей потерянный хвост?»

Скажи наоборот

Развивать умение употреблять глаголы с приставками, обозначающими противоположные действия
Логопед  называет слово. Ребенок называет противоположное слово, возвращает мяч

Усложнение:

Составить предложение со своим словом

Исправь ошибку

Развитие умение употреблять глаголы с приставками, фонематическое восприятие
По очереди дети выбирают игрушки. Логопед называет неправильное предложение («Кот подбежал из дома».)
Сосчитать количество слов в предложении

Ответь на вопрос

Развивать употребление глаголов по временам, ориентировки во времени, речи
Выбрать картинку, ответить на вопрос
По очереди дети берут картинку из стопки, отвечают на вопрос: «Что делает? Что сделал?»

Поезд

Развитие употребления предлогов, ориентирования в пространстве
Ряд с изображением героев
Отгадать загадку, назвать месторасположение героя
Логопед загадывает загадку о герое – пассажире поезда, дети определяют, где в ряду стоит указанный герой.

Что изменилось?

Закреплять понятия «слева», «справа», предлогов, активизировать словарь
Логопед делает перестановку в кабинете. Дети отгадывают, что изменилось.

Усложнение:

Переставить несколько предметов

Дружные слова

Развитие согласования слов в предложении, внимания, быстроты мыслительных процессов
Логопед называет несогласованные слова. Ребенок составляет из них предложение

Путаница

Развитие синтеза и анализа предложения, слуховой памяти
«Распутать» предложения
Логопед читает полученное письмо, в котором в предложении перепутаны слова. Логопед читает ряд слов, а дети, переставляя слова, составляют предложение.

Бусы

Развитие анализа предложения, речи, слуховой памяти
Логопед рассказывает историю о рассыпанных бусах у героя. Чтобы собрать их, надо добавлять в предложение по 1 слову, но так, чтобы получилось правильное предложение.

Усложнение:

Каждое слово в предложении начинается с заданного одинакового звука.

Путешественники

Развитие анализа предложения, пространственной ориентировки, слуховой памяти и внимания
«В путешествие отправляется поезд – «предложение» с вагонами – «словами». Сосчитать, сколько слов в нем (выставить соответствующее количество вагонов)». Анализ предложения, схемы. Посадить к каждому слову «пассажира», при этом указывается левое или правое направление от данного слова

Составь предложение

Развитие речи, анализа предложения, слухового внимания
Логопед говорит начало предложения. Ученик заканчивает его, добавляя  слова, называет слова предложения, определяет их количество.

Закончи предложение

Развитие фонематических представлений и воображения, развитие навыков структурирования предложений
Логопед объясняет суть игры и показывает образец. Выбирается звук, на который будут начинаться слова в предложении. Педагог задаёт вопрос. Учащиеся должны ответить так, чтобы слова ответа начинались с заданного звука.

Пример: (кто, что сделал, кому, что)

Дима дал другу дневник.
Соня связала сестре свитер.
Повар приготовил приятелям пирог

Этап седьмой : Игры  на закрепление

Активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи; закрепить звукобуквенный анализ слов; различать гласные и согласные.
Дидактический материал, карточки с буквами, словами.

Зашифруй слово

—  Вместо согласных ставит чёрточки, а гласные пишет (мак, книга). Используется при работе со словарными словами
-а-, — — и- а .

Угадай слово

Логопед на доске пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-.
Затем предлагается самостоятельно записать слова, предложения только согласными.
Школа, улица, сумка. Ветер по морю гуляет.
Сапоги, молоко
(Используется при работе со словарными словами.)

Подбери слова к заданным схемам.

-а-,
-а-а,
Мак, лак, сад, бак, бал, зал, шар.
Каша, Маша, папа, жаба, лама.

Составь слова

Составь слова из данных букв. (л,к,ж,у,а)
(р,ы,б,а,к)
Лужа, жук, лук, уж, лак.
Рыба, бык, рак, бак, краб, брак, рыбак

Придумай слова

Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОШКА
Кол-книга, окно-озеро, шар-шуба, кот-кефир, аист-арбуз

Запиши слова

Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв
Кот, каша, булка, машина

Расшифруй

Расшифруй слова и назови одним словом.

а) п,и,к,а,т,   т,ф,и,у,л,     б,и,и,т,н,о,к,     г,а,о,п,и,с
б) ь,о,ч,н,      ч,е,е,р,в,      у,о,р,т,        н,е,д,ь

а) тапки, туфли, ботинки, сапоги — обувь
б)ночь, утро, вечер, день – сутки

Слова на липучке.

 «Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».
МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.
ЯИДУГУЛЯТЬ.МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ.ЕЕЗОВУТНАТАША.

Цепочка.

Мы все играли «в города». Просто придумывайте цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.

Найди ошибку

Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу».

Систематическое применение упражнений будут способствовать формированию у детей навыков правильного, осознанного чтения. А уверенное владение навыком чтения будет одним из основных условий успешности  детей в учении.

Список литературы

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие . — СПб.: МиМ, 1997.
  2. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Эта книга поможет вашему ребёнку учиться на пятёрки по чтению.-СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. (Серия «На пятёрки!»).ISBN-5-93878-119-1
  3. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. –– М.: Просвещение, 1983.
  4. http://dislekt.ru/stati-materialyi-na-temu/stati-na-temu/o-disleksii-v-nashey-strane-znayut-nemnogie/   

Булгакова Мария Борисовна
учитель логопед, ГБОУ ШКОЛА №45 имени Л.И. Мильграма
г. Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *