Особенности коррекционной логопедической работы при выраженной афферентной афазии

Афферентная моторная афазия —  это кинестетическое расстройство сформированной речи.Термин «афферентная» введен отечественным исследователем афазий  профессором А. И. Лурия,В 1969 году.

Однако проблема речевой реабилитации больных с моторной афазии афферентного типа является одной из актуальных в афазиологии. Основными причинами приводящими к афатическим нарушением являются: инсульты, черепно — мозговые травмы, опухоли мозга, нейродегенеративные процессы, инфекции .Основным проявлением афферентной моторной афазии является орально — артикуляционная апраксия, которая приводит к невозможности найти положение губ и языка, необходимые для артикуляции соответствующих звуков речи.

Поэтому основной задачей восстановительного обучения при данной форме афазии состоит в преодолении нарушений кинестетического праксиса. Логопед должен быть готов к долгой и кропотливой работе, направленной на устранение не только первичных расстройств артикуляции, но и системных нарушений речи, а это распад всех видов экспрессивной речи, чтения, письма. При этом вторично нарушаются импрессивная речь, мануальный праксис, нейродинамические процессы. Как показывает логопедическая практика, применение прямых растормаживающих методов восстановительной работы(пение песен, автоматизированные ряды, договаривание фраз жестким контекстом) при афферентной афазии являются неэффективными. Логопедическая положительная динамика у пациентов появляется в заданиях по звукоподражанию, с опорой на слуховой и зрительный анализатор.

Таким образом вызывается первые звуки «А»;»У».Для более успешного закрепления артикуляционного уклада я использую в работе упрощенные схемы позиции губ, языка,  щек, которые рисую в рабочей тетради пациента, что позволяет ему закрепить артикуляционную позицию при самостоятельном воспроизведении.

В работе по автоматизации изолированных артикулем параллельно я использую графический образ — буква, что позволяет восстановить распавшуюся связь артикулема(поза)-графема(буква)- aкусема (акустический образ).

Следующим этапом логопедической работы при афферентной афазии выраженной степени является использование метода контрастных фонем, например:

  1. «А-У»
  2. «И-О»

И введение их в двусложные слова:

  1. Ру-ка, му-ка, шу-ба, лу-жа.
  2. Ми-мо, ки-но, си-то,ви-но.

Таким образом логопед читает слово, а пациент воспроизводит его «абрис», при этом не требуйте правильного произношение всех звуков. Основная задача которую мы преследуем в данном задание состоит в:

1. Устранение провокации к смешению артикулем.

2. Облегчение артикуляторных переключений.

3. Способность выдерживать слоговую структуру.

При такой логопедической работе у пациентов появляются непроизвольные попытки артикулирования согласных звуков.

Одновременно используем этот речевой материал для совместной работы в рабочей тетраде, заполняя пропуски букв в словах, при этом пациент по мере необходимости прибегает к помощи логопеда.

Таким образом мы проходим подготовительный этап восстановления письменной речи и аналитико — синтетического чтения. В результате проведенной работы, сглаживаются явления орально — артикуляционной апраксии, что дает нам возможность перейти к использованию других методик для восстановления речевой функции. Добившись положительных результатов у пациентов в речи, стабилизируется эмоциональный фон, появляется мотивация к занятиям, а следовательно и возрастает реабилитационный потенциал.

Судоргина Наталья Александровна
логопед, ГБУЗ ООКБ г. Оренбург

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.