Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью

Аннотация

В статье рассматривается проблема речевого развития младших школьников с умственной отсталостью. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

Ключевые слова: речь, речевое развитие, младшие школьники, умственная отсталость.

Keywords: speech, speech development, primary school students, mental retardation.

По словам В. П. Глухова речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости. Речь окружает человека в жизни повседневно, сопровождает во всех его делах, хочет он того или нет, присутствует в его мыслях, участвует в его планах [4].

Речевое общение — одна из главных потребностей и функций человека.

Речь выступает условием полноценного существования человека в социуме, поскольку она имеет деятельностный характер и является ведущим средством и формой общения, овладение которыми требует формирования языковой способности — умения подбирать слова, которые были бы убедительны в данной ситуации, адресованы взрослому или ребенку, эмоционально окрашенные и несли в себе оценку.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в детстве, которое особенно сензитивно к усвоению речи, поэтому, как указывает Т.А. Власова, процесс речевого развития рассматривается в современной теории образования как общая основа воспитания и обучения детей [2]. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном, полноценном формировании их речи. Это — важнейшее условие успешного обучения.

Речевая деятельность человека осуществляется в соответствии с нормами, свойственными тому или иному языку на определенном этапе его развития.

Для того, чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. В частности, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь полноценные слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение [5].

В последние годы число детей, имеющих диагноз умственной отсталости неуклонно увеличивается, в связи с чем проблема формирования речевого развития у данной категории детей приобретает особую актуальность.

Под умственной отсталостью понимают стойкое, необратимое нарушение психического (в первую очередь интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием, либо ранним повреждением мозга. При этом наблюдаются качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.

Изучением данной проблемы занимались многие ученые: А. Р. Лурия, Р. Е. Левина, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, М. Ф. Гнездилов, Г. М. Дульнев, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф, В. В. Воронкова, М. П. Феофанов, А. Н. Леонтьев, Р. И. Лалиева, Ж. Пиаже и другие. Ими были выявлены особенности развития речи у детей в норме и с умственной отсталостью [3].

Как известно, интеллектуальный дефект не останавливает процесс спонтанного формирования речи, но замедляет и качественно искажает его.

Нарушения речи у детей с интеллектуальными отклонениями являются широко распространенными, характеризуются сложностью патогенеза и симптоматики. Дефекты речи у таких детей могут быть обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, могут быть связаны и с другими факторами (снижение слуха, нарушение речевой моторики, аномалии строения артикуляционного аппарата и др.).

У умственно отсталых детей отмечается резкое снижение потребности в речевом общении, что приводит к ограниченности речевых контактов и отрицательно сказывается на процессе овладения речью.

В ходе опытно – экспериментальной работы описаны диагностические методики исследования по выявлению речевого развития младших школьников с умственной отсталостью. В процессе диагностики речевых нарушений школьников целесообразно использовать методику Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В. и методика исследования особенностей речи Урунтаевой Е.А. ‒ рассказ по сюжетной картинке [1].

Методика Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В. состоит из двух разделов. Первый, больший по объему, направлен на исследование особенностей устной речи, второй — на проверку письменной речи.

Первый раздел включает два блока, позволяющих констатировать уровень сформированности экспрессивной и импрессивной речи. Каждый блок, в свою очередь, подразделяется на серии, а серии — на группы заданий, объединяющих конкретные речевые пробы.

Все полученные сведения о данной методике позволяют более тонко проанализировать структуру речевого нарушения в каждом конкретном случае.

Методика исследования особенностей речи Урунтаевой Е.А. ‒ рассказ по сюжетной картинке.

1) «Изучение словаря детей».

Цель: выявить уровень развития связного высказывания, наличие мимического и пантомимического сопровождения речи.

Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное-0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком из определения всех 10 слов из набора.

Выводы об уровне развития: 10 баллов — очень высокий; 8 — 9 баллов- высокий; 4 — 7 баллов — средний; 2 -3 балла — низкий; 0 -1балл — очень низкий.

В процессе развития речевой деятельности ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии большое внимание должно быть уделено индивидуальным занятиям, которые обычно направлены на формирование связной речи, грамматического строя речи и коррекцию звукопроизношения. Основная цель речевого развития — доведения его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Значительное место при решении вышеназванных задач и целей должно занять специальное обучение — речевые упражнения, словесные игры, основное значение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению.

Упражнения создают условия для речевой практики детей, пополнение и активизация словаря словами разных частей речи. Среди приемов словарной работы особое место занимают лексические упражнения, которые способствуют предупреждению и исправлению речевых недочетов, активизируют словарь детей, развивают у них внимание к слову и его значению. Они формируют у детей практические навыки: умение быстро выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение, различать оттенки в значении слов.

 Литература

  1. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 157 с.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973 г. – 56 с.
  3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. — Спб., 2003 г. – 214 с.
  4. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 295 с.
  5. Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников. – Ж. Дефектология, №3, 2003 г. – 29 с.
  6. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников. — М., 2002 г. – 28 с.

Авдеева Виктория Алексеевна
Медицинская сестра КГБУЗ Минусинская МБ
респ. Хакасия, город Абакан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *