Использование здоровьесберегающих технологий для развития и коррекции речи детей с ОВЗ
Важным условием для всестороннего и полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.
Работая учителем-логопедом уже более двадцати лет, я отметила, что речь детей в последнее время ухудшилась, речевые диагнозы становятся сложнее. При исследовании речевого развития дошкольников выявляется большой процент детей-логопатов (в нашем детском саду до 40% от общего числа детей). Это дети и с нарушениями звукопроизношения, с фонетико-фонематическими нарушениями речи, и с общим недоразвитием речи. Для детей с речевой патологией характерно нарушение артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики. Дыхание у них часто поверхностное. Среди воспитанников встречаются как дети гиперактивные, так и пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц.
Анализ состояния здоровья воспитанников показал, также, что с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем. На основе полученных данных о показателях здоровья детей и количестве дошкольников, имеющих отклонения, можно сделать вывод, что большинство воспитанников имеют 1-ю группу здоровья, что составляет 62% от всех дошкольников. Из общего количества воспитанников 25 % имеют болезни лор-органов, 3 % — нарушение зрения, 10 % — плоскостопие.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что успешная коррекционно-логопедическая работа и состояние здоровья детей не могут рассматриваться сегодня изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, так как хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей. Укрепление и сохранение здоровья детей является общей заботой всего детского сада. «Основная общеобразовательная программа» муниципального образовательного учреждения «Родничок» предполагает решение задач укрепления и развития физического и психического здоровья в различных формах деятельности, создание коррекционного развивающего взаимодействия «Взрослый — ребенок». Учитывать взаимозависимость речевого развития и здоровья детей должны и родители, однако их опрос показал, что это происходит не всегда.
Решение данной проблемы видится мне во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идёт на пользу здоровья детей.
Свою работу я начала с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала «многих авторов, занимающихся этой проблемой (В.Ф. Базарный, Г.А. Волкова, М.Ю. Картушина, Н.В. Микляева, М.А. Касицина, А.Л. Сиротюк, М.А. Чистякова и др.)
Произнесение звуков — это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов. Точное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища подготавливает работу губ, языка, нижней челюсти. Наш организм нуждается, чтобы его охраняли, оберегали, содержали в порядке и постоянно подпитывали. Для этого и нужны здоровьесберегающие технологии.
Существует много различных технологий, направленных на сохранение здоровья детей, и, изучив их, поняла, что они должны быть реализованы комплексно с привлечением педагогов и родителей.
Внедрение технологий предполагает, также, наличие специальной развивающей среды. Я проанализировала состояние речевых уголков, логопедического кабинета и пришла к выводу об их несоответствии современным требованиям.
Таким образом, была поставлена цель:
Создание благоприятных условий для коррекции развития речи детей, путем внедрения в логопедическую работу здоровьесберегающих технологий. Задачи:
- Разработать и реализовать систему коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения на основе использования здоровьесберегающих технологий.
- Создать модель предметно-развивающей среды, позволяющую осуществлять здоровьесбережение и закреплять полученные знания.
- Внедрить опыт своей работы в сообщество учителей-логопедов.
Мной была создана система работы с детьми, которая опирается на детальную диагностику и строится с учетом состояния здоровья, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
После проведения комплексного обследования, результаты заносятся в речевую карту ребенка, выстраивается его индивидуальный маршрут на основе учета показателей здоровья. Дети делятся на подгруппы в зависимости от сложности речевого дефекта. Это ОНР 1 уровня, ОНР 2 уровня, ОНР 3 уровня, ФФНР.
Работа по коррекции развития речи детей проводится по следующим направлениям:
- развитие и понимание речи;
- формирование пространственных представлений и сенсомоторных навыков;
- уточнение и расширение словарного запаса;
- коррекция звукопроизношения;
- усвоение грамматических категорий;
- развитие связной речи;
- воспитание осознанной мотивации к учению;
- подготовка к обучению в школе.
Реализация всех этих направлений осуществляется с опорой на здоровьесберегающие технологии, которые можно распределить на 3 подгруппы:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья, которые способствуют предотвращению состояния переутомления (физминутки, динамические паузы, дыхательные и пальчиковые гимнастики).
- Коррекционные технологии (музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, цветотерапия).
- Технологии приобщения к здоровому образу жизни (игротерапия, разные виды массажа, самомассаж).
Включая эти технологии в свою работу в зависимости от уровня здоровья детей, мне удается не только корректировать речь детей, но и сохранять их здоровье.
Коррекционно-образовательный процесс построен на основе программы Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной « Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада», « Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) Н.В Нищевой с учетом профиля логопедической группы, возраста детей и логокоррекционный опыт работы, представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства Образования РФ.
Коррекционная работа осуществляется путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. В основу этих занятий положен комплексно-тематический подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
В своей работе я использую разнообразное построение занятий: в одном случае это занятие-спектакль, где дети — участники спектакля и зрители, в другом — занятие-путешествие, где ребята могут применить свои знания. Такое построение занятий позволяет мне добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия.
Сюжетно—тематическая организация занятий, их разнообразие способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.
Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:
- Организующий момент.
- Сообщение темы занятия.
- Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
- Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.
- Произношение звуков в словах.
- Физминутка.
- Работа над произношением.
- Произношение звуков в связной речи.
- Обучение элементам грамоты.
- Итог занятия.
Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:
- в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика.
- в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;
- в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;
- физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, в них включаются задания на словотворчество детей;
- предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.
Кроме обязательных элементов я ввожу дополнительные: имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов. Количество и тип, и характер дополнительных элементов определяется задачами каждого конкретного занятия. Их введение, обусловливала не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых мной на занятии. Они дополняют содержание занятий и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Например, физкультурные паузы, в которых происходит взаимодействия речи и движений, помогают снять напряжение и переключаться при необходимости на следующее задание.
Очень важно, чтобы над реализацией этой программы работали все участники коррекционного процесса. Поэтому для педагогов был проведен ряд семинаров-практикумов и консультаций, на которых были представлены, изучены и рассмотрены эти технологии, с целью определения принципов коррекционного развития и наработки практического материала по здоровьесбережению.
Совместно с педагогами была продумана модель развивающей среды, ее наполняемость. В основе организации предметно-развивающей среды группы лежат следующие принципы: Доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках. Системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место. Интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Здоровьесбережения: в группе проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей имеют регулирующиеся по высоте ножки, стены оклеены в пастельные светлые тона; для игр на полу имеются ковры. Мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из группы во время разнообразных видов деятельности. Вариативности: наглядно — методический материал, дидактические пособия и настольно — печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения). Эстетичности: мебель, наглядно — методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены.
Для родителей были проведены собрания с целью повышения педагогической культуры в вопросах здоровьесбережения: изучение и обобщения лучшего семейного опыта воспитания, папки-передвижки, дни открытых дверей и др.
Совместно с воспитателями, специалистами, родителями мы создали 4 мобильных модуля, которые можно переносить из логопедического кабинета в группы:
- «Дышалочка», состоящая из дыхательных и артикуляционных упражнений;
- «Цветная ниточка», позволяющая развивать мелкую моторику;
- «Песчиночка», дающая возможность развивать тактильные ощущения;
- «Сказочка», развивающая связную речь.
Каждый модуль — это отдельное пособие для развития мелкой моторики, связной речи, дыхания, развития артикуляционного аппарата. Модуль представляет собой коробку, на внутренней стороне которой изображен определенный сюжет в соответствии с целью. Например, в модуле « Цветная ниточка» с верхней части свисают разноцветные шнурочки, которые нужно заплести,а встречает детей Золушка, перебирающая крупу; на дне коробки расположены различные пособия, предметы для развития мелкой моторики. Стенки модуля обклеены различными сказочными сюжетами, что помогает создать мотивацию на занятии.
Модуль «Дышалочка» ориентирован на развитие артикуляционного аппарата, на развитие правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения формируют сильную воздушную струю, развивают равномерный выдох, что очень важно в коррекции речи. В этом модуле мотивируется интерес к дыхательным и артикуляционным упражнениям сочетанием наглядности и веселых стихотворных форм. Встречает детей «Веселый клоун Клепа», с которым дети выполняют различные упражнения, играют, наглядно видят положение языка, губ при произношении того или иного звука. В модуле используются и элементы зрительной гимнастики, которая снимает усталость и вносит эмоциональный заряд, вырабатываются четкие координированные движения во взаимосвязи с речью. Вертушки, дудочки, шары для надувания, мыльные пузыри вызывают очень большой интерес у детей.
Воспитатели используют этот модуль и на своих занятиях, закрепляют артикуляционные упражнения, проводят зрительную гимнастику. Регулярное выполнение позволяет улучшить кровоснабжение артикуляторных органов и их иннервацию, укрепляет мышечную систему языка, губ. При проведении родительских собраний, родители, занимаясь в модуле «Дышалочка», сами учатся правильно выполнять те упражнения, которые дома выполняют их дети (см. Приложение №1).
В модуле «Цветная ниточка» детей встречает сказочный Клубочек, который не только вводит детей в мир искусства, но и позволяет развить мелкую моторику. Дети учатся творить с помощью цветных ниток, так как прием ниткописи можно использовать не только на занятиях в детском саду, но и дома с родителями. Используя этот прием, совершенствуется зрительное восприятие, развивается мыслительная деятельность детей.
Во время рисования нитками используются массажные коврики, изготовленные родителями. Это позволяет осуществлять массаж ступней, который активизирует естественное распределение биоэнергии в организме, приводит организм к достаточно высокой степени мобилизации, настраивает на занятие.
При планировании работы придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: пальчиковые игры, графические упражнения, игры с прищепками. Из разноцветных ниточек дети выкладывают буквы, сочиняют и рассказывают истории и сказки. Используя эти приемы на занятиях, я не только закрепляю навыки изобразительной деятельности, расширяю словарный запас детей, но и слежу за правильной осанкой детей. Они с большим удовольствием выкладывают буквы, проговаривают чистоговорки, стихотворения о буквах. А игры с прищепками, шнуровки, мозаика, трафареты очень хорошо развивают мелкую моторику пальцев, стимулируют воображение, расширяют словарный запас детей-логопатов (см. Приложение №2).
Модуль «Песчинка» находится в логопедическом кабинете, хотя его с большим удовольствием используют и воспитатели на своих занятиях. Игры с песком развивают тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук, снимают мышечное напряжение. Дети, играя с песком, фантазируют, придумывают свой сказочный мир. В этом модуле находятся фигурки животных, буквы, разные мелкие игрушки, трафареты. Используя песочную терапию, я учу детей прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения. А это, в свое время, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Дети, придумывая различные сюжеты, развивают свое творчество, совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку.
На такие занятия приглашаются и родители. Они видят, с каким удовольствием занимается их ребенок. При работе с песком включаю и элементы музыки, так как музыка снимает стресс, развивает умение управлять своими эмоциями, открывает творческое начало (см. Приложение №3).
Модуль «Сказочка» очень хорошо знаком детям, так как сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста. Этот сказочный мир способствует развитию связной речи, развивает фантазию детей и их творчество. Они инсценируют знакомые сюжеты сказок, придумывают свои сказочные истории, примеряя на себе разные роли.
Сказкотерапия является общепризнанным методом для снижения гиперактивности, снятию у детей эмоциональной напряженности. К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность — эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро, свободу».
В результате работы со сказкой дети раскрепощаются, уходит скованность и замкнутость. В данном модуле много разных видов театра: пальчиковый, теневой, кукольный. Драматизация способствует и развитию просодической стороны речи: тембра голоса, силы и темпа речи, улучшается интонационная выразительность. В этом царстве находятся и «Дорожки здоровья», выполненных из пуговиц, камушек и другого природного материала, которые помогают не только в обыгрывании сказочных сюжетов, но и выполняют роль массажеров. А увлекательные «Лабиринты» не только уводят детей в сказочные путешествия, но и являются хорошими тренажерами.
Очень часто дети сочиняют небольшие рассказы, сказки о здоровом образе жизни. Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков. А введение сказочного героя в логопедический процесс, который появляется на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта) (см. Приложение №4).
Во всех этих четырех модулях, кроме коррекционных задач, осуществляется и воспитание основ здорового образа жизни.
Один раз в месяц проводится комплексное занятие с участием воспитателей, логопеда, специалистов, которое предусмотрено в коррекционно-речевой программе.
На этих занятиях я часто использую приемы сказкотерапии, сочетая их с информационными технологиями, психогимнастикой, водотерапией и пескотерапией. На таких занятиях удачно сочетаются элементы инновационных и традиционных педагогических технологий.
Нестандартные логопедические занятия, в течение которых разворачиваются определенные сюжетные линии любимых сказок, очень нравятся детям. Преимуществом использования компьютерных средств обучения на таких занятиях является то, что позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий и является дополнительной стимуляцией учебной деятельности.
На каждом таком занятии ведущим звеном является презентация-игра, но на определенных этапах используются приемы музыкотерапии, водо- и пескотерапии, элементы психогимнастики и изготовленные нами модули. Все этапы этих занятий подчиняются общей сюжетной линии . Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести детей в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) им приходится применять полученные знания на занятиях. Педагоги умело направляют детей на правильное решение проблемы, дают возможность им самостоятельно принимать решения. Таким образом, одновременное использование в рамках одного занятия нескольких нетрадиционных методов терапии, здоровьесберегающих, информационных технологий значительно повышает эффективность коррекционно-логопедической работы.
Кроме комплексного занятия, педагоги используют эти модули и в повседневных режимных моментах. На индивидуальных логопедических занятиях эти модули являются незаменимыми и очень полезными: они широко применяется для автоматизации поставленных звуков, введения поставленного звука в речь, для развития связной речи.
Мы постарались организовать развивающее пространство группы так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться постав ленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. Кроме того, создавая коррекционно-развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности. Приоритетным направлением в моей работе было создание единого речевого пространства, необходимых условий в группе для проведения коррекционного часа, с использованием здоровьесберегающих технологий, во время которого воспитатели отрабатывают с конкретным ребенком или группой детей задания, данные учителем — логопедом: артикуляционная, пальчиковая гимнастика, автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах с использованием здоровьесберегающих технологий.
В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В основу наполняемости было положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии.
Дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Опыт показывает, что только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы . Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.
Логопедическая группа представляет собой «сказочную страну», в которой дети учатся красивой и правильной речи. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования и имеет своего радушного хозяина, способного многому научить детей.
Мой логопедический кабинет невелик, поэтому при создании коррекционно-развивающей среды стремилась задействовать каждый сантиметр помещения, чтобы окружающая обстановка была комфортной, мобильной, эстетичной и вызывала у детей стремление и желание к самостоятельной деятельности.
«Звуковой город» (игры с буквами, словами, дидактический материал для развития связной речи);
«В царстве смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи);
«Пальчиковый театр» (игровой материал для развития мелкой моторики);
«Цветик-семицветик» (учебно — наглядные пособия для развития познавательной деятельности);
«Королевство зеркал» (комплексы игровых упражнений для развития мимической мускулатуры).
« Мобильные модули»
Коррекционно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Основное назначение логопедического кабинета — создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.
Благодаря систематическому включению здоровьесберегающих технологий в коррекционную работу, мне удается так построить логопедическое занятие, чтобы детям было интересно, а я бы испытывала профессиональное удовлетворение от своего труда. Я сосредотачиваю свое внимание не только на речевом дефекте, но и на личности ребенка, не допускаю перегрузку, влияющую на здоровье детей. Уделяю внимание созданию мотивации, выступаю в роли организатора познавательной деятельности, обеспечивая самостоятельную деятельность детей.
В процессе коррекционной работы провожу беседы, даю разъяснения, внушаю детям уверенность в собственные силы, желание и стремление работать над своей речью, что в конечном итоге положительно влияет на результат логопедического воздействия.
Я планирую построение логопедических занятий с таким расчетом, чтобы дети несколько раз за занятие организованно поднимались, меняли динамическую позу.
Благодаря целенаправленной работе, родители воспитанников стали активными участниками в вопросах воспитания здорового образа жизни, в преодолении речевых нарушений. Ориентирую семью на воспитание здорового ребенка, формирую теоретические знания и потребность следовать здоровому образу жизни. Для родителей проводились такие открытые занятия как: «Цветик-семицветик», «Приключение капельки», «В гостях у сказки». Родители увидели достижения своих детей, сами стали участниками интересного путешествия. В конце учебного года для родителей провожу «Праздник красивой речи», где подводится итог нашей совместной работы с детьми за год. В течение года совместно с воспитателями показываем родителям, как заниматься дома автоматизацией звуков, проводим интересные мастер-классы по артикуляционной гимнастике, пальчиковым играм, по обучению грамоте.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, также дает возможность познакомить родителей с режимом работы, правилами, особенностями коррекционно-развивающей работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. В это день провожу экскурсию в логопедический кабинет с демонстрацией фрагмента занятия! После я беседую с родителями, выясняю их впечатления, отвечаю на возникшие вопросы. Приложение № 4
В целях взаимодействия с воспитателями групп в тетрадях взаимодействия я прописываю на определенную тему лексический словарь, пальчиковую гимнастику, дидактические речевые игры, артикуляционную гимнастику на нарушенные звуки. Этот материал используется воспитателем в индивидуальной работе и совместной деятельности с детьми. Вместе с инструктором ФИЗО я подбираю речевые игры с движениями, физкультминутки.
Применение в моей работе здоровьесберегающих технологий помогает организовать образовательный процесс с учетом интересов ребенка, поддержать его активность, самостоятельность, инициативность.
Усилия и объединение всех участников коррекционного процесса значительно повысило уровень сформированности речевой деятельности детей.
Создание благоприятных условий для коррекции развития речи с использованием здоровьесберегающих технологий позволило улучшить показатели воспитанников по всем компонентам речи. Автоматизация поставленных звуков прошла более успешно.
Светлана Алексеевна Очередько
учитель-логопед
г. Карасук, Новосибирская обл.