Использование здоровьесберегающих технологий для развития и коррекции речи детей с ОВЗ

Важным условием для всестороннего и полноценного развития детей явля­ется хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему вы­сказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей дейст­вительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свобод­ное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они сома­тически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Работая учителем-логопедом уже более двадцати лет, я отметила, что речь детей в последнее время ухудшилась, речевые диагнозы становятся сложнее. При исследовании речевого развития дошкольников выявляется большой про­цент детей-логопатов (в нашем детском саду до 40% от общего числа детей). Это дети и с нарушениями звукопроизношения, с фонетико-фонематическими нару­шениями речи, и с общим недоразвитием речи. Для детей с речевой патологией характерно нарушение артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики. Дыхание у них часто поверхностное. Среди воспитанников встречаются как дети гиперактивные, так и пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц.

Анализ состояния здоровья воспитанников показал, также, что с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем. На основе по­лученных данных о показателях здоровья детей и количестве дошкольников, имеющих отклонения, можно сделать вывод, что большинство воспитанников имеют 1-ю группу здоровья, что составляет 62% от всех дошкольников. Из об­щего количества воспитанников 25 % имеют болезни лор-органов, 3 % — нару­шение зрения, 10 % — плоскостопие.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что успешная коррекционно-логопедическая работа и состояние здоровья детей не могут рассматриваться сегодня изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, так как хорошее здо­ровье благоприятствует полноценному развитию детей. Укрепление и сохране­ние здоровья детей является общей заботой всего детского сада. «Основная об­щеобразовательная программа» муниципального образовательного учреждения «Родничок» предполагает решение задач укрепления и развития физического и психического здоровья в различных формах деятельности, создание коррекционного развивающего взаимодействия «Взрослый — ребенок». Учитывать взаи­мозависимость речевого развития и здоровья детей должны и родители, однако их опрос показал, что это происходит не всегда.

Решение данной проблемы видится мне во внедрении элементов здоровь­есберегающих технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идёт на пользу здоро­вья детей.

Свою работу я начала с изучения методических рекомендаций и обшир­ного практического материала «многих авторов, занимающихся этой проблемой (В.Ф. Базарный, Г.А. Волкова, М.Ю. Картушина, Н.В. Микляева, М.А. Касицина, А.Л. Сиротюк, М.А. Чистякова и др.)

Произнесение звуков — это результат координированной работы всего ор­ганизма, а не только артикуляционных органов. Точное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища подготавливает работу губ, языка, нижней челю­сти. Наш организм нуждается, чтобы его охраняли, оберегали, содержали в по­рядке и постоянно подпитывали. Для этого и нужны здоровьесберегающие тех­нологии.

Существует много различных технологий, направленных на сохранение здоровья детей, и, изучив их, поняла, что они должны быть реализованы ком­плексно с привлечением педагогов и родителей.

Внедрение технологий предполагает, также, наличие специальной разви­вающей среды. Я проанализировала состояние речевых уголков, логопедическо­го кабинета и пришла к выводу об их несоответствии современным требованиям.

Таким образом, была поставлена цель:

Создание благоприятных условий для коррекции развития речи детей, путем внедрения в логопедическую работу здоровьесберегающих технологий. Задачи:

  1. Разработать и реализовать систему коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения на основе использования здоровьесберегающих технологий.
  2. Создать модель предметно-развивающей среды, позволяющую осуще­ствлять здоровьесбережение и закреплять полученные знания.
  3. Внедрить опыт своей работы в сообщество учителей-логопедов.

Мной была создана система работы с детьми, которая опирается на де­тальную диагностику и строится с учетом состояния здоровья, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.

После проведения комплексного обследования, результаты заносятся в ре­чевую карту ребенка, выстраивается его индивидуальный маршрут на основе учета показателей здоровья. Дети делятся на подгруппы в зависимости от слож­ности речевого дефекта. Это ОНР 1 уровня, ОНР 2 уровня, ОНР 3 уровня,   ФФНР.

Работа по коррекции развития речи детей проводится по следующим на­правлениям:

  • развитие и понимание речи;
  • формирование пространственных представлений и сенсомоторных навы­ков;
  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • коррекция звукопроизношения;
  • усвоение грамматических категорий;
  • развитие связной речи;
  • воспитание осознанной мотивации к учению;
  • подготовка к обучению в школе.

Реализация всех этих направлений осуществляется с опорой на здоровьес­берегающие технологии, которые можно распределить на 3 подгруппы:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья, которые спо­собствуют предотвращению состояния переутомления (физминутки, динамиче­ские паузы, дыхательные и пальчиковые гимнастики).
  2. Коррекционные технологии (музыкотерапия, сказкотерапия, песоч­ная терапия, психогимнастика, цветотерапия).
  3. Технологии приобщения к здоровому образу жизни (игротерапия, разные виды массажа, самомассаж).

Включая эти технологии в свою работу в зависимости от уровня здоровья детей, мне удается не только корректировать речь детей, но и сохранять их здо­ровье.

Коррекционно-образовательный процесс построен на основе программы Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной « Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада», « Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) Н.В Нищевой с учетом профиля логопедической группы, возраста детей и логокоррекционный опыт работы, представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства Образования РФ.

Коррекционная работа осуществляется путем проведения индивидуаль­ных, подгрупповых и фронтальных занятий. В основу этих занятий положен комплексно-тематический подход в сочетании с наглядными и игровыми прие­мами.

В своей работе я использую разнообразное построение занятий: в одном случае это занятие-спектакль, где дети — участники спектакля и зрители, в дру­гом — занятие-путешествие, где ребята могут применить свои знания. Такое по­строение занятий позволяет мне добиваться устойчивого внимания детей и под­держания их интереса к материалу на протяжении всего занятия.

Сюжетно—тематическая организация занятий, их разнообразие способству­ет спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоцио­нального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результатив­ности в усвоении знаний. Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ре­бенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.

Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и диф­ференциации звуков включает обязательные элементы:

  1. Организующий момент.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
  4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.
  5. Произношение звуков в словах.
  6. Физминутка.
  7. Работа над произношением.
  8. Произношение звуков в связной речи.
  9. Обучение элементам грамоты.
  10. Итог занятия.

Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими мо­ментами:

  • в организационный момент включаются релаксационные и психофи­зические упражнения, психогимнастика.
  • в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыха­тельные и физические упражнения;
  • в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;
  • физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, в них включаются задания на словотворчество детей;
  • предусматриваются задания на коррекцию психофизических функ­ций.

Кроме обязательных элементов я ввожу дополнительные: имитация дви­жений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов. Количество и тип, и характер дополнитель­ных элементов определяется задачами каждого конкретного занятия. Их введе­ние, обусловливала не только темой занятия, но и характером персонажей, ис­пользуемых мной на занятии. Они дополняют содержание занятий и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Например, физкультурные паузы, в которых происходит взаимодействия речи и движений, помогают снять напряжение и переключаться при необходимости на следующее задание.

Очень важно, чтобы над реализацией этой программы работали все участ­ники коррекционного процесса. Поэтому для педагогов был проведен ряд семи­наров-практикумов и консультаций, на которых были представлены, изучены и рассмотрены эти технологии, с целью определения принципов коррекционного развития и наработки практического материала по здоровьесбережению.

Совместно с педагогами была продумана модель развивающей среды, ее наполняемость. В основе организации предметно-развивающей среды группы лежат следующие принципы: Доступности: материал для свободной самостоя­тельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках. Системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное ме­сто. Интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Здоровьесбережения: в группе проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей име­ют регулирующиеся по высоте ножки, стены оклеены в пастельные светлые то­на; для игр на полу имеются ковры. Мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из группы во время разнообразных видов деятельности. Вариа­тивности: наглядно — методический материал, дидактические пособия и настольно — печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения). Эстетичности: мебель, наглядно — методические пособия и иг­ры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эс­тетически оформлены.

Для родителей были проведены собрания с целью повышения педагогиче­ской культуры в вопросах здоровьесбережения: изучение и обобщения лучшего семейного опыта воспитания, папки-передвижки, дни открытых дверей и др.

Совместно с воспитателями, специалистами, родителями мы создали 4 мо­бильных модуля, которые можно переносить из логопедического кабинета в группы:

  • «Дышалочка», состоящая из дыхательных и артикуляционных упраж­нений;
  • «Цветная ниточка», позволяющая развивать мелкую моторику;
  • «Песчиночка», дающая возможность развивать тактильные ощущения;
  • «Сказочка», развивающая связную речь.

Каждый модуль — это отдельное пособие для развития мелкой моторики, связной речи, дыхания, развития артикуляционного аппарата. Модуль представляет со­бой коробку, на внутренней стороне которой изображен определенный сюжет в соответствии с целью. Например, в модуле « Цветная ниточка» с верхней части свисают разноцветные шнурочки, которые нужно заплести,а встречает детей Зо­лушка, перебирающая крупу; на дне коробки расположены различные пособия, предметы для развития мелкой моторики. Стенки модуля обклеены различными сказочными сюжетами, что помогает создать мотивацию на занятии.

Модуль «Дышалочка» ориентирован на развитие артикуляционного аппа­рата, на развитие правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения формируют сильную воздушную струю, развивают равномерный выдох, что очень важно в коррекции речи. В этом модуле мотивируется интерес к дыха­тельным и артикуляционным упражнениям сочетанием наглядности и веселых стихотворных форм. Встречает детей «Веселый клоун Клепа», с которым дети выполняют различные упражнения, играют, наглядно видят положение языка, губ при произношении того или иного звука. В модуле используются и элементы зрительной гимнастики, которая снимает усталость и вносит эмоциональный за­ряд, вырабатываются четкие координированные движения во взаимосвязи с ре­чью. Вертушки, дудочки, шары для надувания, мыльные пузыри вызывают очень большой интерес у детей.

Воспитатели используют этот модуль и на своих занятиях, закрепляют артикуляционные упражнения, проводят зрительную гимнастику. Регулярное выполнение позволяет улучшить кровоснабжение артикуляторных органов и их иннервацию, укрепляет мышечную систему языка, губ. При проведении роди­тельских собраний, родители, занимаясь в модуле «Дышалочка», сами учатся правильно выполнять те упражнения, которые дома выполняют их дети (см. Приложение №1).

В модуле «Цветная ниточка» детей встречает сказочный Клубочек, ко­торый не только вводит детей в мир искусства, но и позволяет развить мелкую моторику. Дети учатся творить с помощью цветных ниток, так как прием ниткописи можно использовать не только на занятиях в детском саду, но и дома с ро­дителями. Используя этот прием, совершенствуется зрительное восприятие, раз­вивается мыслительная деятельность детей.

Во время рисования нитками используются массажные коврики, изготов­ленные родителями. Это позволяет осуществлять массаж ступней, который акти­визирует естественное распределение биоэнергии в организме, приводит орга­низм к достаточно высокой степени мобилизации, настраивает на занятие.

При планировании работы придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: пальчиковые игры, графические упражнения, игры с прищеп­ками. Из разноцветных ниточек дети выкладывают буквы, сочиняют и рассказы­вают истории и сказки. Используя эти приемы на занятиях, я не только закреп­ляю навыки изобразительной деятельности, расширяю словарный запас детей, но и слежу за правильной осанкой детей. Они с большим удовольствием выкла­дывают буквы, проговаривают чистоговорки, стихотворения о буквах. А игры с прищепками, шнуровки, мозаика, трафареты очень хорошо развивают мелкую моторику пальцев, стимулируют воображение, расширяют словарный запас де­тей-логопатов (см. Приложение №2).

Модуль «Песчинка» находится в логопедическом кабинете, хотя его с большим удовольствием используют и воспитатели на своих занятиях. Игры с песком развивают тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук, снимают мышечное напряжение. Дети, играя с песком, фантазируют, при­думывают свой сказочный мир. В этом модуле находятся фигурки животных, буквы, разные мелкие игрушки, трафареты. Используя песочную терапию, я учу детей прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения. А это, в свое вре­мя, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Дети, при­думывая различные сюжеты, развивают свое творчество, совершенствуют зри­тельно-пространственную ориентировку.

На такие занятия приглашаются и родители. Они видят, с каким удоволь­ствием занимается их ребенок. При работе с песком включаю и элементы музыки, так как музыка снимает стресс, развивает умение управлять своими эмоциями, открывает творческое начало (см. Приложение №3).

Модуль «Сказочка» очень хорошо знаком детям, так как сказка сопровож­дает ребенка с самого раннего возраста. Этот сказочный мир способствует раз­витию связной речи, развивает фантазию детей и их творчество. Они инсцени­руют знакомые сюжеты сказок, придумывают свои сказочные истории, примеряя на себе разные роли.

Сказкотерапия является общепризнанным методом для снижения гиперак­тивности, снятию у детей эмоциональной напряженности. К.И. Чуковский счи­тал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человеч­ность — эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться ра­достям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенству­ет, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ре­бенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с те­ми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро, свободу».

В результате работы со сказкой дети раскрепощаются, уходит скованность и замкнутость. В данном модуле много разных видов театра: пальчиковый, тене­вой, кукольный. Драматизация способствует и развитию просодической стороны речи: тембра голоса, силы и темпа речи, улучшается интонационная выразительность. В этом царстве находятся и «Дорожки здоровья», выполненных из пуго­виц, камушек и другого природного материала, которые помогают не только в обыгрывании сказочных сюжетов, но и выполняют роль массажеров. А увлека­тельные «Лабиринты» не только уводят детей в сказочные путешествия, но и яв­ляются хорошими тренажерами.

Очень часто дети сочиняют небольшие рассказы, сказки о здоровом образе жизни. Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков. А введение сказочного героя в логопедический процесс, который появляется на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопе­реживание, доброта) (см. Приложение №4).

Во всех этих четырех модулях, кроме коррекционных задач, осуществля­ется и воспитание основ здорового образа жизни.

Один раз в месяц проводится комплексное занятие с участием воспитате­лей, логопеда, специалистов, которое предусмотрено в коррекционно-речевой программе.

На этих занятиях я часто использую приемы сказкотерапии, сочетая их с информационными технологиями, психогимнастикой, водотерапией и пескотерапией. На таких занятиях удачно сочетаются элементы инновационных и тра­диционных педагогических технологий.

Нестандартные логопедические занятия, в течение которых разворачива­ются определенные сюжетные линии любимых сказок, очень нравятся детям. Преимуществом использования компьютерных средств обучения на таких заня­тиях является то, что позволяет значительно повысить мотивационную готов­ность детей к проведению коррекционных занятий и является дополнительной стимуляцией учебной деятельности.

На каждом таком занятии ведущим звеном является презентация-игра, но на определенных этапах используются приемы музыкотерапии, водо- и пескотерапии, элементы психогимнастики и изготовленные нами модули. Все этапы этих занятий подчиняются общей сюжетной линии . Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести детей в проблемную ситуацию, для выхода из кото­рой (для принятия решения или нахождения ответа) им приходится применять полученные знания на занятиях. Педагоги умело направляют детей на правиль­ное решение проблемы, дают возможность им самостоятельно принимать реше­ния. Таким образом, одновременное использование в рамках одного занятия не­скольких нетрадиционных методов терапии, здоровьесберегающих, информаци­онных технологий значительно повышает эффективность коррекционно-логопедической работы.

Кроме комплексного занятия, педагоги используют эти модули и в повсе­дневных режимных моментах. На индивидуальных логопедических занятиях эти модули являются незаменимыми и очень полезными: они широко применяется для автоматизации поставленных звуков, введения поставленного звука в речь, для развития связной речи.

Мы постарались организовать развивающее пространство группы так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться постав ленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специ­ально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. Кроме того, создавая коррекционно-развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности. Приоритетным направлением в моей работе бы­ло создание единого речевого пространства, необходимых условий в группе для проведения коррекционного часа, с использованием здоровьесберегающих тех­нологий, во время которого воспитатели отрабатывают с конкретным ребенком или группой детей задания, данные учителем — логопедом: артикуляционная, пальчиковая гимнастика, автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах с использованием здоровьесберегающих технологий.

В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр пооди­ночке или небольшими группами.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции рече­вой деятельности и речевого общения. В основу наполняемости было положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидакти­ческого материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодо­творным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии.

Дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Опыт показывает, что только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольни­ков. Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункцио­нальный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направ­лены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы . Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

Логопедическая группа представляет собой «сказочную страну», в которой дети учатся красивой и правильной речи. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования и имеет своего радушного хозяина, способного многому научить детей.

Мой логопедический кабинет невелик, поэтому при создании коррекционно-развивающей среды стремилась задействовать каждый сантиметр помеще­ния, чтобы окружающая обстановка была комфортной, мобильной, эстетичной и вызывала у детей стремление и желание к самостоятельной деятельности.

«Звуковой город» (игры с буквами, словами, дидактический материал для развития связной речи);
«В царстве смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи);
«Пальчиковый театр» (игровой материал для развития мелкой моторики);
«Цветик-семицветик» (учебно — наглядные пособия для развития познава­тельной деятельности);
«Королевство зеркал» (комплексы игровых упражнений для развития ми­мической мускулатуры).
« Мобильные модули»

Коррекционно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Основное назначение логопедического ка­бинета — создание необходимых условий для коррекционного обучения дошко­льников с речевыми дефектами.

Благодаря систематическому включению здоровьесберегающих техноло­гий в коррекционную работу, мне удается так построить логопедическое заня­тие, чтобы детям было интересно, а я бы испытывала профессиональное удовле­творение от своего труда. Я сосредотачиваю свое внимание не только на речевом дефекте, но и на личности ребенка, не допускаю перегрузку, влияющую на здо­ровье детей. Уделяю внимание созданию мотивации, выступаю в роли организа­тора познавательной деятельности, обеспечивая самостоятельную деятельность детей.

В процессе коррекционной работы провожу беседы, даю разъяснения, внушаю детям уверенность в собственные силы, желание и стремление работать над своей речью, что в конечном итоге положительно влияет на результат лого­педического воздействия.

Я планирую построение логопедических занятий с таким расчетом, чтобы дети несколько раз за занятие организованно поднимались, меняли динамиче­скую позу.

Благодаря целенаправленной работе, родители воспитанников стали ак­тивными участниками в вопросах воспитания здорового образа жизни, в преодо­лении речевых нарушений. Ориентирую семью на воспитание здорового ребен­ка, формирую теоретические знания и потребность следовать здоровому образу жизни. Для родителей проводились такие открытые занятия как: «Цветик-семицветик», «Приключение капельки», «В гостях у сказки». Родители увидели достижения своих детей, сами стали участниками интересного путешествия. В конце учебного года для родителей провожу «Праздник красивой речи», где подводится итог нашей совместной работы с детьми за год. В течение года со­вместно с воспитателями показываем родителям, как заниматься дома автомати­зацией звуков, проводим интересные мастер-классы по артикуляционной гимна­стике, пальчиковым играм, по обучению грамоте.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой ра­боты, также дает возможность познакомить родителей с режимом работы, пра­вилами, особенностями коррекционно-развивающей работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. В это день провожу экскурсию в логопедический кабинет с демонстрацией фрагмента занятия! После я беседую с родителями, выясняю их впечатления, отвечаю на возникшие вопросы.    Приложение № 4

В целях взаимодействия с воспитателями групп в тетрадях взаимодействия я прописываю на определенную тему лексический словарь, пальчиковую гимна­стику, дидактические речевые игры, артикуляционную гимнастику на нарушен­ные звуки. Этот материал используется воспитателем в индивидуальной работе и совместной деятельности с детьми. Вместе с инструктором ФИЗО я подбираю речевые игры с движениями, физкультминутки.

Применение в моей работе здоровьесберегающих технологий помогает ор­ганизовать образовательный процесс с учетом интересов ребенка, поддержать его активность, самостоятельность, инициативность.

Усилия и объединение всех участников коррекционного процесса значи­тельно повысило уровень сформированности речевой деятельности детей.

Создание благоприятных условий для коррекции развития речи с исполь­зованием здоровьесберегающих технологий позволило улучшить показатели воспитанников по всем компонентам речи. Автоматизация поставленных звуков прошла более успешно.

Светлана Алексеевна Очередько
учитель-логопед
г. Карасук, Новосибирская обл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *