Особенности синонимии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Аннотация: в статье рассматриваются особенности синонимии у старших дошкольников с ОНР III уровня, понятие общее недоразвитие речи III уровня.

Ключевые слова: синонимия, дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи III уровня.

Понятие «общее недоразвитие речи» подразумевает признаки несформированности всех компонентов речевой системы. Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм, а потому различную структуру дефекта.

По мнению Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей наблюдается затруднение в формировании всех компонентов речевой системы, которые относятся к звуковой и смысловой стороне, при сохранном слухе и интеллекте [3].

Р.И. Лалаева определяет некоторый ряд особенностей, характерных для лексического аспекта речевой функции дошкольников с ОНР III уровня. В частности, она говорит о маленьком относительно возрастной нормы запасе лексического словаря, несоответствие между активным и пассивным словарным запасом, незнание лексического смысла множества слов, а вследствие – неточное использование этих слов, сложность введения слов в обиход ребенка [2].

В рамках лексики, особая роль принадлежит синонимам, поскольку синонимами представлены большее количество парадигматических отношений. У детей с ОНР III уровня отмечаются трудности в употреблении синонимов. Дошкольники с ОНР III уровня при подборе синонимов опираются в большей степени на контекст ситуации, а не на понятийные признаки. Данная особенность синонимий у этих детей отслеживается в ходе выполнении заданий на нахождении лишнего слова.

Наиболее заметные сложности у детей с данной речевой патологией вызывает объединение глагольных рядов.

А.И. Якубович определяет в синонимии у детей с ОНР III уровня такие специфические особенности, как:

  • сложности определения значимых смысловых различий признаков, на основе которых противопоставляется смысл слов;
  • в недоразвитии когнитивных операций сравнения и обобщения, в недостаточной активности процесса поиска слов, большем количестве затрачиваемого времени;
  • в несформированности семантических полей внутри лексической системы языка, ограниченности объёма словаря всех знаменательных частей речи.

К специфическим ошибкам у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при исследовании словаря синонимов отнесены такие виды ошибок:

  • использование семантических близких слов другой части речи (бежать — быстрый; веселый — смеяться);
  • использование форм исходного слова или родственных слов (теплый — тепло);
  • дублирование слова-стимула (смешной — смешной, жара — жара);
  • использование слова, противоположного по значению, иногда повторение исходного слова с частицей не (добрый — злой; голодный — не голодный);
  • использование семантически схожих слов, часто ситуативно сходных (ползти — идти медленно; холод — зима) [4].

У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи системные отношения между лексическими единицами языка недостаточно сформированы. Можно выделить целый комплекс трудностей, которые приводят к неправильному выполнению заданий:

  • трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;
  • недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;
  • несформированность семантических полей внутри лексической системы;
  • неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка;
  • неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка;
  • ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

Большие трудности для детей с общим недоразвитием речи составляют задания на подбор синонимов к словам, поскольку им трудно «оторвать» слово от предметной ситуации, установить парадигматические связи на основе сходства значений.

Следовательно, дети, подбирая синонимы, нередко предоставляют ответы, более подходящие для игры в ассоциации. Встречаются ответы в виде словосочетаний, ситуативно связанных слов, соотношение часть — целое, слова, близкие по звучанию, и др. В некоторых случаях дети оказываются не в состоянии осознать самого понятия «слова, близкие по значению».

Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе синонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольников с ОНР III уровня выявляются ошибки при подборе синонимов к преобладающему большинству слов [1].

Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются нечеткие представления о родовидовых отношениях, трудности дифференциации обобщающих слов, что также лежит в основе трудностей правильного использования синонимов. Также к причинам сложности использования дошкольниками с общим недоразвитием речи синонимов, авторы относят несформированность семантических полей, недостаточное развитие умения сравнивать слова по их значениям.

Список литературы:

  1. Кравчук А.Б. Уровень развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. №3 (39).
  2. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
  3. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника: метод. пособие / Т.Б.Филичева, В. Соболева. – М.: Эксмо, 2015. – 122 с.
  4. Якубович А. И. Особенности словаря синонимов детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А. И. Якубович. —: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20

Литвинова Светлана Олеговна
Студентка СтГМУ
Cтавропольский край, город Ставрополь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *