Особенности словообразования прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Аннотация: в статье представлены результаты обследования навыков словообразования прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Ключевые слова: словообразование прилагательных, дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи III уровня.

Недостаточность речевой функции у детей с общим недоразвитием речи III уровня затрагивает все аспекты их речевой деятельности, среди которых отмечается и словообразовательный компонент в целом, а также словообразование прилагательных в частности.

Исследуя вопрос формирования у детей навыков словообразования прилагательных, мы отметили, что словообразование имён прилагательных у дошкольников с ОНР III уровня наблюдаются наибольшие трудности.

Развитие навыков словообразования прилагательных осуществляется у них в более поздние сроки, как правило, тогда, когда дети уже владеют системой словообразования имён существительных.

Для того чтобы выявить особенности словообразования прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, нами была использована методика исследования словообразования прилагательных по Р.И. Лалаевой.

Экспериментальной базой исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 76 города Ставрополя.

В рамках экспериментальной работы были определены следующие критерии сформированности навыков словообразования прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня:

  • Умение образования качественных прилагательных.
  • Умение образования относительных прилагательных.
  • Умение образования притяжательных прилагательных.
  • Умение образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.
  • Умение образования простой сравнительной степени прилагательного.

В общей сложности, воспитанникам предлагалось 9 различных заданий, направленных на изучение:

  1. Образования качественных прилагательных;
  2. Образования качественных прилагательных со значением незначительной степени качества;
  3. Образования отглагольных качественных прилагательных;
  4. Образования относительных прилагательных;
  5. Образования притяжательных прилагательных;
  6. Образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением;
  7. Образования простой сравнительной степени прилагательного;
  8. Объяснения значения производных слов-прилагательных;
  9. Верификации производных слов-прилагательных.

Оценка выполнения заданий по исследованию словообразования прилагательных была следующей:

Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.
Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.
Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.
Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.
Низкий уровень (0 баллов) — неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

Результаты исследования интерпретировались относительно среднего балла, набранного во всех заданиях. Все набранные баллы по всем критериям суммировались и делились на количество критериев. Данные результаты интерпретировались следующим образом:

Высокий уровень – 36 баллов.
Уровень выше среднего – 27-35 баллов.
Средний уровень – 18- 26 баллов.
Уровень ниже среднего – 10 -17   баллов.
Низкий уровень – меньше 9 баллов.

По результатам проведенного эксперимента было выявлено, что из 10 испытуемых с ОНР III уровня, (до разделения группы на экспериментальную и контрольную), 2 испытуемых (20% от общего количества), набрали в среднем от 27 до 28 баллов, что соответствует уровню развития навыка словообразования прилагательных – выше среднего. В процессе выполнения задания данные испытуемые чаще всего выполняли предоставленные задания, в некоторых случаях посредством подсказок от экспериментатора. 2 испытуемых (20% от общего количества), набрали в среднем от 21 до 25 баллов, что соответствует среднему уровню развития навыка словообразования прилагательных. 3 испытуемых (30% от общего количества), набрали в среднем от 12 до 17 баллов, что соответствует уровню развития навыка словообразования прилагательных – ниже среднего. В процессе выполнения задания данные испытуемые систематически допускали ошибки в образовании непродуктивных форм прилагательных (например, в задании №5, «лисиный хвост», «волкин хвост»). 3 испытуемых (30% от общего количества), набрали в среднем от 6 до 8 баллов, что соответствует низкому уровню развития навыка словообразования прилагательных. Среди испытуемых, набравших баллы, соответствующие низкому уровню развития навыка словообразования прилагательных, большинство допускало ошибки в каждом предоставленном задании, также один из испытуемых отказывался выполнять задание.

Следует отметить, что ни один испытуемый из группы воспитанников с общим недоразвитием речи III уровня не набрал количество баллов, которое бы соответствовало высокому уровню развития навыка словообразования прилагательных, а баллы, соответствующие уровню выше среднего, соответствовали низкой границе указанного уровня.

В группе испытуемых с нормальным речевым развитием из 10 человек, 3 испытуемых (30% от общего количества) набрали количество баллов, соответствующих высокому уровню развития навыка словообразования прилагательных. 4 испытуемых (40% от общего количества) набрали количество баллов от 33 до 34, что соответствует уровню развития навыка словообразования прилагательных – выше среднего. 3 испытуемых (30% от общего количества) набрали количество баллов от 24 до 25 баллов, что соответствует среднему уровню развития навыка словообразования прилагательных.

В данной группе допущенные ошибки были представлены только непродуктивными и редко используемыми формами прилагательных (шишка ольхи – ольхиная шишка, лист березы – березный лист).

Следует отметить, что в группе испытуемых с нормальным речевым развитием большинство воспитанников набрало количество баллов, соответствующих уровню развития навыка словообразования прилагательных выше среднего, а также испытуемые, чей уровень развития навыка словообразования прилагательных оказался среднего уровня, набрали количество баллов по верхней границе отмеченного уровня.

Таким образом, нами была использована методика исследования словообразования прилагательных по Р.И. Лалаевой.  В результате эксперимента, мы выяснили, что показатели по всем выбранным критериям (умения образования качественных прилагательных; образования относительных прилагательных; образования притяжательных прилагательных; образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением; образования простой сравнительной степени прилагательного), в группе испытуемых с общим недоразвитием речи III уровня оказались на порядок ниже, чем в группе испытуемых с нормальным речевым развитием. Также, несмотря на общие выявляемые уровни умений словообразования в обеих группах, балльные показатели проявляли существенную разность.

Литература:

  1. Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня// Логопед.-2004,- № 1, с. 26-34
  2. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
  3. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника: метод. пособие / Т.Б.Филичева, В. Соболева. – М.: Эксмо, 2015. – 122 с.

Михайлюк Ангелина Вячеславовна
cтудентка СТГМУ
Ставропольский край, город Ставрополь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.