Памятка по заполнению речевых карт для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

 

Параметры 3 года 4 года 5 лет 6 лет
Общие сведения Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений и со слов родителей (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему дефекту)
Состояние слуха Наличие/отсутствие заболеваний
Состояние зрения Заключение врача офтальмолога
Заключение психоневролога Заключение врача и рекомендации.
Протекание беременности и родов От какой беременности ребенок, характер беременности (болезни, травмы, токсикозы и др.), течение родов, вес и рост при рождении, тип вскармливания, особенности кормления (сосал активно, вяло; поперхивался при сосании и глотании; при каком положении головы кормление протекало свободно/затруднено; уставал в период кормления; беспокойство во время кормления, как дышал при кормлении, плаче, ,в покое. Перенесенные заболевания, травмы, интоксикации до 3 лет.
Раннее психомоторное развитие Когда: стал держать голову, самостоятельно садиться, появились зубы. Поведение ребенка до гола. Появление навыков самообслуживания.
Речевой анамнез Время появления гуления, характеристика. Время появления лепета и его характер. Первые слова, фразы – время появления и характер. Как шло развитие (скачкообразно, с перерывами, постепенно; причины и время отклонения в развитии). Речевая среда, в которой растет ребенок.
Вывод Пренатальный, принатальный, постнатальный периоды протекали с отклонениями, без отклонений.
Строение органов артикуляции Анатомическое строение – выраженность носогубных складок, их симметричность, рот открыт или закрыт; наличие саливации; имеются ли гиперкинезы мимической мускулатуры. Губы – естественной толщины, толстые, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, загубные уздечки. Зубы – ровные здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, наличие диастем. Прикус – физиологический, открытый передний, открытый боковой односторонний, двусторонний. Строение челюсти – прогения, прогнатия, норма. Язык – толстый, вялый, напряженный, маленький длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта. Подъязычная уздечка – короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма. Небо –куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина..
Вывод Анатомическое строение артикуляционного аппарата с отклонениями, без отклонений.

Моторика

Общая:

  • Двигательная память, переключаемость движений и самоконтроль.
  • Произвольное торможение движений.
  • Статическая координация движений.
  • Динамическая координация

Мелкая:

  • Статическая координация движений.
  • Динамическая координация движений

Артикуляционная

  • Двигательная функция губ

 

  • Логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс. Отмечается: правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения.
  • Маршировать и остановиться внезапно по сигналу. Отмечается: плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу.
  • Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения – 5 секунд по 2 раза для каждой ноги. Отмечается: удержание позы свободное или с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону, балансирует  туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны, касается пола другой ногой, иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу.
  • Маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами. Отмечается: выполняет верно с 1 раза, со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается.
  • Распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет (1-15) на правой руке, затем на левой руке и на обеих руках одновременно.
  • Выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет (1-15) в той же последовательности.
  • Покажи рожки (2-5 пальцы), остальные собраны в кулак, удержать позу под счет 1-15 на правой, левой и обеих руках.
  • Пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз) на правой руке, левой, обеих руках.
  • Держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8раз) на правой, левой, обеих руках.
  • Шнуровка, бант. Отмечается: напряженность, скованность движений, нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); наличие синкинезий, гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы.
  • Сомкнуть губы;
  • Округлить губы, как при произношении звука «О», — удержать позу под счет до 5.
  • Вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «У», и  удержать позу под счет до 5.
  • Сделать «хоботок»
  • Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу под счет до 5.
  • Многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п». Отмечается: правильность выполнения; диапазон движений; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц; истощаемость движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов; движение не удается.
  • Двигательная функция челюсти.

 

  • Двигательная функция языка

 

  • Двигательная функция мягкого неба

 

  • Продолжительность и сила выдоха
  • Широко раскрыть рот, как при произношении звука «а», и закрыть;
  • Сделать движение нижней челюстью впроаво-влево;
  • выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

Отмечается: правильность выполнения; движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов; движение не удается.

  • Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до 5.
  • Положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет до 5.
  • Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ.
  • Сделать язык «лопатой», а затем «иголочкой».
  • Упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку.
  • Выдвинуть широкий язык вперед, а затем занести назад в ротовую полость.
  • Стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза (логопед поддерживает рукой спину ребенка).

 

  • Широко открыть рот и четко произнести звук «а».
  • При высунутом между зубами языке надуть щеки и сделать сильный выдох, как будто задувается пламя свечи.

Отмечается: правильность выполнения; наличие содружественных движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов; малая активность небной занавески; движение не удается.

  • Сделать выдох на легкий предмет.
Вывод Движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение; истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются.

Произносительная сторона речи

Голос Тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый.
Темп речи Быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный.
Мелодико-интонацион ная окраска Выразительная, маловыразительная, монотонная.
Дыхание Прерывистое, верхнее, нижнедиафрагмальное, грудное, шумное, смешанное, ритмичное,  поверхностное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий, толчкообразный; речь организует на выдохе, на вдохе.
Вывод Произносительная сторона речи сформирована с нарушениями голоса, темпа, дыхания и т.д.; отклонений не имеет.

Импрессивная сторона речи

  • Номинативна сторона речи
Понимание конкретных существительных и обобщающих слов по темам: игрушки, посуда, одежда. Понимание конкретных существительных и обобщающих слов по темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Узнавание предметов по назначению. Покажи, чем чистят зубы… Понимание действий, изображенных на картинках. Понимание конкретных существительных и обобщающих слов по темам: овощи, фрукты. Выбор подходящего слова. Утром к дому  прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев. Понимание конкретных существительных и обобщающих слов по темам: дикие, домашние животные, транспорт. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны… Понимание инверсионных конструкций типа: что сделано раньше. Я умылся после того, как сделал зарядку.
  • Понимание предложений
Выполнение 2-3 действий в одной просьбе. Возьми игрушку…  и положи ее… Выполнение нескольких действий по одной инструкции. Понимание сравнительных конструкций. Какое предложение правильное: слон больше мухи; муха больше слона. Выбрать правильное предложение. Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце. Закончить предложение. Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что…
  • Обследование понимания грамматических форм
Понимание форм ед. и мн. числа. Покажи, где один…, а где много… Понимание отношений, выраженных предлогами в, на, под. Положи мяч в коробку, на стол, под стул. Понимание существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами. Покажи, где  дом, а где домик… Понимание отношений, выраженных предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около. Дифференциация  префиксальных изменений глагольных форм. Покажи, где входят-выходят. Понимание рода прилагательных. Закончи фразу, указывая на картинку: на картинке красный…, красное… . Дифференциация предложно-падежных конструкций с предлогами в – из, на – с, под – из-под. Понимание рода  глаголов пр.вр. Ребенку объясняется, что мальчика и девочку могут звать одинаково (Женя, Шура) Предъявляются картинки с изображением одного и того же действия. Покажи… Понимание падежных окончаний существительных. Перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш. Предлагают показать: линейку ручкой, ручку и карандаш линейкой. Понимание логико-грамматичнеских отношений: где хозяин собаки, где собака хозяина?
  • Понимание рассказов
Цыпленок пошел гулять. Встретил утенка. Они нашли червяка. — Кто пошел гулять? -Кого встретил цыпленок? -Кого нашли цыпленок и утенок? Зайчик и дождь. Сидит зайчик на полянке, греется на солнце. Но вот туча набежала, туча солнышко закрыла. А из тучи дождь полил. Зайчик спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайчика шубка. —          Где сидел зайчик, когда грело солнце? —          Почему зайчик полез под кусты? —          Куда спрятался зайчик о  дождя? —          Что он боялся промочить? Осень наступила. Мелкий дождь идет и идет. Ветер холодный задувает, листья с деревьев срывает. Вышел дедушка с Мишей на крыльцо и говорит: «Вон сколько листьев намело. Деревья стали совсем голые, скоро зима настанет». —          Какой дождь идет осенью? —          Какой ветер дует осенью? —          Что срывает ветер с деревьев? —          Куда падают листья? —          Какими остаются деревья? Белка и зайчик.     Летом подружилась белка с зайкой. Белка была рыженькая, а зайчик серенький. Они приходили на поляну и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, грибы, орехи. У зайца была морковь и капуста.    Но вот пришла зима. Кругом лежал пушистый снег. Холодно в лесу. Белка ночевала в дупле. Зайка прятался под елью.    Раз зимой они встретились. Шубка у зайца стала белой, у белочки – серой.    Не узнали они друг друга. — С кем подружилась белка летом? — Какой была белка? — Каким был зайка? — Чем угощали друзья друг друга? -Где звери прятались от холода? -Почему при встрече они не узнали друг друга?
Вывод: Импрессивная речь сформирована; сформирована недостаточна.

  • Нулевой – ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирурует на свое имя, реже на интонации запрещения и поощерения.
  • Ситуативный – понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, ноне различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо ему знакомых.
  • Номинативный – хорошо ориентируется в названиях предметов (предметная картинка), но с трудом ориентируется в названиях действий (сюжетная картинка). Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей.
  • Предикативный – знаем много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий (по сюжетной картинке), различает значения нескольких первообразных предлогов (в, на, около). Не различает грамматических форм слов.
  • Расчлененный – различает изменения значений, вносимых отдельными частями словами-флексиями, приставками, суффиксами.

Экспрессивная сторона  речи

Звукопроизношение
Вывод Звукопроизношение соответствует возрасту; мономорфное нарушение, полиморфное: антропофонический дефект (вид искажения); фонологический дефект (отсутствие звука, замена, смешение)
Фонематическое восприятие: Воспроизведение звукоподражаний: Кукла плачет – а-а-а… Ребенок плачет – уа-уа-уа… Поезд гудит – у-у-у… Ослик кричит – иа-иа-иа… Мышка пищит – и-и-и… Собака лает – ав-ав-ав… Кошка мяукпет – мяу-мяу-мяу… Показать на картинках предметы, показываемые логопедом: стол-стул, папа-баба, точка-дочка, косы-козы, горка-корка, миска-мишка. Показать картинку змеи, когда она зашипит: Ш-ш-ш.. Повторить слоги: та-да, ба-ма, ка-га, ма-ка, са-ша, за-жа, ца-са. Повторение слогов с оппозиционными звуками: ба-па, ба–на, ка-га, ва-та, да-та, ба-ма, га-да,  на-га, та-на, ма-мя. Показать картинки: мишка-мышка, уточка-удочка, крыша-крыса, рожки-ложки, трава-дрова. Выделение звука из слов: — Слышишь звук М в словах: мышь, дом, шар. Повторение слогов с оппозиционными звуками: ба-ба-па, га-ка-га, са-ша-са, жа-за-жа, та-да-та, ба-бя-бя, ча-ша-ча, за-са-за. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Показать картинки: мишка-мышка, уточка-удочка, бочка-почка, трава-дрова. Дифференциация по слуху звуков,  смешиваемых в произношении. Миска – мышка, крыса – крыша, речка – редька, челка – щелка, цветик – светик, вечер – ветер, косы – козы.
Языковой анализ и синтез Есть ли звук М в словах: дом, кот, мама, сук. Назвать первый ударный гласный звук в словах: Оля, Аня, уши, осы, Эдик, Ира. Рассели слова  «по домикам»: деление слов на слоги. Какой звук в начале, середине, конце: дом, мак, лук.

Сравнить слова по звуковому составу и отобрать картинки, названия которых отличаются лишь по одному звуку. Определи количесткво звуков в словах: ус, дом, роза, баран. Составь слово из слогов: па-па, лож-ка, ма-ли-на…

Вывод Навыки звукового анализа соответствуют возрасту; сформированы недостаточно.
Слоговая структура слова Ребенку сначала предлагаются для называния предметные картинки, затем логопед называет слова для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравниваются, определяется, что ребенку легче выполнить.
Дом, кот, каша, молоко, колбаса, мостик, корова, собака.. Дом, каша, снег, крыша, мостик. Петя пьет горькое лекарство. Помидоры, температура, сквозняк, простокваша, сковорода. На перекрестке стоит милиционер. Картофель, звездочки, государство, отечество, электричка, разведчик, милиционер, сковородка, велосипедист. Волосы подстригают в парикмахерской.
Вывод Отмечается  характер искажения слоговой структуры: сокращение слогов; упрощение слогов, опускание слогов: стул — туль; уподобление слогов: табуретка – татуетка; добавление звуков, слогов – комната – комонамата; перестановка слогов и звуков – деверо. Перестановка слогов является дифференциальным признаком сенсорных нарушений.

Активный словарь

  • Номинативная сторона речи.
Называние предметов на предъявленных картинках. Название и показ частей объектов: нос, рот, глаза, грудь, живот, руки, ноги. Называние предметов на предъявленных картинках и самостоятельное дополнение данного тематического ряда. Называние обобщающих слов: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Название и показ частей объектов: локоть, колено, ноготь; спинка, сиденье, ножка; руль, колеса, кабина. Называние предметов на предъявленных картинках и самостоятельное дополнение данного тематического ряда. Называние обобщающих слов: овощи, фрукты. Называние предмета по его описанию. Название и показ частей объектов: локоть, колено, ноготь; спинка, сиденье, ножка; руль, колеса, кабина. Называние предметов на предъявленных картинках и самостоятельное дополнение данного тематического ряда. Называние обобщающих слов: дикие, домашние животные, транспорт. Называние предмета по его описанию. Название и показ частей объектов: локоть, колено, ноготь; спинка, сиденье, ножка; руль, колеса, кабина
  • Словарь прилагательных.
Называние обиходных действий. Назвать признак предмета – размер, цвет. Назвать признак предмета – размер, цвет, форма. Подобрать признаки к предметам: какая …? Цвета: черный, белый, синий, красный, зеленый. Назвать признак предмета – размер, цвет, форма. Подобрать признаки к предметам: какая …? Цвета: коричневый, розовый, голубой, оранжевый.
  • Глагольный словарь
Называние обиходных действий. Кто как голос подает? Кто как передвигается? Называние действий людей определенных профессий. Называние действий людей определенных профессий. Заменить слово «бежит» близким по смыслу: время бежит – время…, река бежит — …, зерно бежит – зерно …
  • Антонимы
Больной-маленький Тонкий-толстый Высокий-низкий Длинный-короткий Широкий-узкий Твердый-мягкий Белый-черный Кислый-сладкий Чистый-грязный Старый-молодой Больной-здоровый Сухой-мокрый Светлый-темный Быстрый-медленный Острый-тупой
  • Синонимы
Врач. Тайна, боец.
Вывод Соответствует возрасту; ограничен.

Грамматический строй

Словоизменение Изменение по числам; Согласование сущ. и прил. Изменение по числам. Употребление сущ. в косвенных падежах. Изменение по числам. Употребление сущ. в косвенных падежах. Согласование сущ. и прил. Согласование существительных с числительными Изменение по числам. Употребление сущ. в косвенных падежах. Согласование сущ. и прил. Согласование существительных с числительными
Словообразование Уменьшительно-ласкательная форма. Образование названий детенышей животных. Образование относительных прилагательных Образование форм Р.п. мн.ч. Образование приставочных глаголов. Образование притяжательных прилагательных. Образование сложных слов
Связная речь Описание сюжетной картинки посредством двусложных предложений. Составление предложений по опорный словам.   Составление описательного рассказа об игрушке с помощью наводящих вопросов воспитателей. Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке.   Составление описательного рассказа  по схеме об овоще. Подстановка недостающего предлога в предлога в предложении. Лампа висит … столом.   Составление описательного рассказа  по схеме об осени.   Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Вывод Имеются нарушения согласования и управления (аграмматизмы).

Митрошина Диана Вячеславовна
Студентка 5 курса Тульского Государственного Педагогического Университета им. Л.Н. Толстого
г. Тула

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *