Памятка по заполнению речевых карт для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Параметры | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |||||||||
Общие сведения | Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений и со слов родителей (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему дефекту) | ||||||||||||
Состояние слуха | Наличие/отсутствие заболеваний | ||||||||||||
Состояние зрения | Заключение врача офтальмолога | ||||||||||||
Заключение психоневролога | Заключение врача и рекомендации. | ||||||||||||
Протекание беременности и родов | От какой беременности ребенок, характер беременности (болезни, травмы, токсикозы и др.), течение родов, вес и рост при рождении, тип вскармливания, особенности кормления (сосал активно, вяло; поперхивался при сосании и глотании; при каком положении головы кормление протекало свободно/затруднено; уставал в период кормления; беспокойство во время кормления, как дышал при кормлении, плаче, ,в покое. Перенесенные заболевания, травмы, интоксикации до 3 лет. | ||||||||||||
Раннее психомоторное развитие | Когда: стал держать голову, самостоятельно садиться, появились зубы. Поведение ребенка до гола. Появление навыков самообслуживания. | ||||||||||||
Речевой анамнез | Время появления гуления, характеристика. Время появления лепета и его характер. Первые слова, фразы – время появления и характер. Как шло развитие (скачкообразно, с перерывами, постепенно; причины и время отклонения в развитии). Речевая среда, в которой растет ребенок. | ||||||||||||
Вывод | Пренатальный, принатальный, постнатальный периоды протекали с отклонениями, без отклонений. | ||||||||||||
Строение органов артикуляции | Анатомическое строение – выраженность носогубных складок, их симметричность, рот открыт или закрыт; наличие саливации; имеются ли гиперкинезы мимической мускулатуры. Губы – естественной толщины, толстые, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, загубные уздечки. Зубы – ровные здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, наличие диастем. Прикус – физиологический, открытый передний, открытый боковой односторонний, двусторонний. Строение челюсти – прогения, прогнатия, норма. Язык – толстый, вялый, напряженный, маленький длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта. Подъязычная уздечка – короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма. Небо –куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина.. | ||||||||||||
Вывод | Анатомическое строение артикуляционного аппарата с отклонениями, без отклонений. | ||||||||||||
Моторика |
|||||||||||||
Общая:
Мелкая:
Артикуляционная
|
|
||||||||||||
|
Отмечается: правильность выполнения; движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов; движение не удается.
Отмечается: правильность выполнения; наличие содружественных движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов; малая активность небной занавески; движение не удается.
|
||||||||||||
Вывод | Движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение; истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются. | ||||||||||||
Произносительная сторона речи |
|||||||||||||
Голос | Тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый. | ||||||||||||
Темп речи | Быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный. | ||||||||||||
Мелодико-интонацион ная окраска | Выразительная, маловыразительная, монотонная. | ||||||||||||
Дыхание | Прерывистое, верхнее, нижнедиафрагмальное, грудное, шумное, смешанное, ритмичное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий, толчкообразный; речь организует на выдохе, на вдохе. | ||||||||||||
Вывод | Произносительная сторона речи сформирована с нарушениями голоса, темпа, дыхания и т.д.; отклонений не имеет. | ||||||||||||
Импрессивная сторона речи |
|||||||||||||
|
Понимание конкретных существительных и обобщающих слов по темам: игрушки, посуда, одежда. | Понимание конкретных существительных и обобщающих слов по темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Узнавание предметов по назначению. Покажи, чем чистят зубы… Понимание действий, изображенных на картинках. | Понимание конкретных существительных и обобщающих слов по темам: овощи, фрукты. Выбор подходящего слова. Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев. | Понимание конкретных существительных и обобщающих слов по темам: дикие, домашние животные, транспорт. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны… Понимание инверсионных конструкций типа: что сделано раньше. Я умылся после того, как сделал зарядку. | |||||||||
|
Выполнение 2-3 действий в одной просьбе. Возьми игрушку… и положи ее… | Выполнение нескольких действий по одной инструкции. | Понимание сравнительных конструкций. Какое предложение правильное: слон больше мухи; муха больше слона. | Выбрать правильное предложение. Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце. Закончить предложение. Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что… | |||||||||
|
Понимание форм ед. и мн. числа. Покажи, где один…, а где много… Понимание отношений, выраженных предлогами в, на, под. Положи мяч в коробку, на стол, под стул. Понимание существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами. Покажи, где дом, а где домик… | Понимание отношений, выраженных предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около. Дифференциация префиксальных изменений глагольных форм. Покажи, где входят-выходят. Понимание рода прилагательных. Закончи фразу, указывая на картинку: на картинке красный…, красное… . | Дифференциация предложно-падежных конструкций с предлогами в – из, на – с, под – из-под. Понимание рода глаголов пр.вр. Ребенку объясняется, что мальчика и девочку могут звать одинаково (Женя, Шура) Предъявляются картинки с изображением одного и того же действия. Покажи… Понимание падежных окончаний существительных. Перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш. Предлагают показать: линейку ручкой, ручку и карандаш линейкой. | Понимание логико-грамматичнеских отношений: где хозяин собаки, где собака хозяина? | |||||||||
|
Цыпленок пошел гулять. Встретил утенка. Они нашли червяка. — Кто пошел гулять? -Кого встретил цыпленок? -Кого нашли цыпленок и утенок? | Зайчик и дождь. Сидит зайчик на полянке, греется на солнце. Но вот туча набежала, туча солнышко закрыла. А из тучи дождь полил. Зайчик спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайчика шубка. — Где сидел зайчик, когда грело солнце? — Почему зайчик полез под кусты? — Куда спрятался зайчик о дождя? — Что он боялся промочить? | Осень наступила. Мелкий дождь идет и идет. Ветер холодный задувает, листья с деревьев срывает. Вышел дедушка с Мишей на крыльцо и говорит: «Вон сколько листьев намело. Деревья стали совсем голые, скоро зима настанет». — Какой дождь идет осенью? — Какой ветер дует осенью? — Что срывает ветер с деревьев? — Куда падают листья? — Какими остаются деревья? | Белка и зайчик. Летом подружилась белка с зайкой. Белка была рыженькая, а зайчик серенький. Они приходили на поляну и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, грибы, орехи. У зайца была морковь и капуста. Но вот пришла зима. Кругом лежал пушистый снег. Холодно в лесу. Белка ночевала в дупле. Зайка прятался под елью. Раз зимой они встретились. Шубка у зайца стала белой, у белочки – серой. Не узнали они друг друга. — С кем подружилась белка летом? — Какой была белка? — Каким был зайка? — Чем угощали друзья друг друга? -Где звери прятались от холода? -Почему при встрече они не узнали друг друга? | |||||||||
Вывод: | Импрессивная речь сформирована; сформирована недостаточна.
|
||||||||||||
Экспрессивная сторона речи |
|||||||||||||
Звукопроизношение | |||||||||||||
Вывод | Звукопроизношение соответствует возрасту; мономорфное нарушение, полиморфное: антропофонический дефект (вид искажения); фонологический дефект (отсутствие звука, замена, смешение) | ||||||||||||
Фонематическое восприятие: | Воспроизведение звукоподражаний: Кукла плачет – а-а-а… Ребенок плачет – уа-уа-уа… Поезд гудит – у-у-у… Ослик кричит – иа-иа-иа… Мышка пищит – и-и-и… Собака лает – ав-ав-ав… Кошка мяукпет – мяу-мяу-мяу… | Показать на картинках предметы, показываемые логопедом: стол-стул, папа-баба, точка-дочка, косы-козы, горка-корка, миска-мишка. Показать картинку змеи, когда она зашипит: Ш-ш-ш.. Повторить слоги: та-да, ба-ма, ка-га, ма-ка, са-ша, за-жа, ца-са. | Повторение слогов с оппозиционными звуками: ба-па, ба–на, ка-га, ва-та, да-та, ба-ма, га-да, на-га, та-на, ма-мя. Показать картинки: мишка-мышка, уточка-удочка, крыша-крыса, рожки-ложки, трава-дрова. Выделение звука из слов: — Слышишь звук М в словах: мышь, дом, шар. | Повторение слогов с оппозиционными звуками: ба-ба-па, га-ка-га, са-ша-са, жа-за-жа, та-да-та, ба-бя-бя, ча-ша-ча, за-са-за. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Показать картинки: мишка-мышка, уточка-удочка, бочка-почка, трава-дрова. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении. Миска – мышка, крыса – крыша, речка – редька, челка – щелка, цветик – светик, вечер – ветер, косы – козы. | |||||||||
Языковой анализ и синтез | Есть ли звук М в словах: дом, кот, мама, сук. | Назвать первый ударный гласный звук в словах: Оля, Аня, уши, осы, Эдик, Ира. Рассели слова «по домикам»: деление слов на слоги. | Какой звук в начале, середине, конце: дом, мак, лук.
Сравнить слова по звуковому составу и отобрать картинки, названия которых отличаются лишь по одному звуку. Определи количесткво звуков в словах: ус, дом, роза, баран. Составь слово из слогов: па-па, лож-ка, ма-ли-на… |
||||||||||
Вывод | Навыки звукового анализа соответствуют возрасту; сформированы недостаточно. | ||||||||||||
Слоговая структура слова | Ребенку сначала предлагаются для называния предметные картинки, затем логопед называет слова для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравниваются, определяется, что ребенку легче выполнить. | ||||||||||||
Дом, кот, каша, молоко, колбаса, мостик, корова, собака.. | Дом, каша, снег, крыша, мостик. Петя пьет горькое лекарство. | Помидоры, температура, сквозняк, простокваша, сковорода. На перекрестке стоит милиционер. | Картофель, звездочки, государство, отечество, электричка, разведчик, милиционер, сковородка, велосипедист. Волосы подстригают в парикмахерской. | ||||||||||
Вывод | Отмечается характер искажения слоговой структуры: сокращение слогов; упрощение слогов, опускание слогов: стул — туль; уподобление слогов: табуретка – татуетка; добавление звуков, слогов – комната – комонамата; перестановка слогов и звуков – деверо. Перестановка слогов является дифференциальным признаком сенсорных нарушений. | ||||||||||||
Активный словарь |
|||||||||||||
|
Называние предметов на предъявленных картинках. Название и показ частей объектов: нос, рот, глаза, грудь, живот, руки, ноги. | Называние предметов на предъявленных картинках и самостоятельное дополнение данного тематического ряда. Называние обобщающих слов: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Название и показ частей объектов: локоть, колено, ноготь; спинка, сиденье, ножка; руль, колеса, кабина. | Называние предметов на предъявленных картинках и самостоятельное дополнение данного тематического ряда. Называние обобщающих слов: овощи, фрукты. Называние предмета по его описанию. Название и показ частей объектов: локоть, колено, ноготь; спинка, сиденье, ножка; руль, колеса, кабина. | Называние предметов на предъявленных картинках и самостоятельное дополнение данного тематического ряда. Называние обобщающих слов: дикие, домашние животные, транспорт. Называние предмета по его описанию. Название и показ частей объектов: локоть, колено, ноготь; спинка, сиденье, ножка; руль, колеса, кабина | |||||||||
|
Называние обиходных действий. | Назвать признак предмета – размер, цвет. | Назвать признак предмета – размер, цвет, форма. Подобрать признаки к предметам: какая …? Цвета: черный, белый, синий, красный, зеленый. | Назвать признак предмета – размер, цвет, форма. Подобрать признаки к предметам: какая …? Цвета: коричневый, розовый, голубой, оранжевый. | |||||||||
|
Называние обиходных действий. | Кто как голос подает? | Кто как передвигается? Называние действий людей определенных профессий. | Называние действий людей определенных профессий. Заменить слово «бежит» близким по смыслу: время бежит – время…, река бежит — …, зерно бежит – зерно … | |||||||||
|
Больной-маленький | Тонкий-толстый Высокий-низкий Длинный-короткий | Широкий-узкий Твердый-мягкий Белый-черный Кислый-сладкий Чистый-грязный | Старый-молодой Больной-здоровый Сухой-мокрый Светлый-темный Быстрый-медленный Острый-тупой | |||||||||
|
Врач. | Тайна, боец. | |||||||||||
Вывод | Соответствует возрасту; ограничен. | ||||||||||||
Грамматический строй |
|||||||||||||
Словоизменение | Изменение по числам; Согласование сущ. и прил. | Изменение по числам. Употребление сущ. в косвенных падежах. | Изменение по числам. Употребление сущ. в косвенных падежах. Согласование сущ. и прил. Согласование существительных с числительными | Изменение по числам. Употребление сущ. в косвенных падежах. Согласование сущ. и прил. Согласование существительных с числительными | |||||||||
Словообразование | Уменьшительно-ласкательная форма. | Образование названий детенышей животных. | Образование относительных прилагательных | Образование форм Р.п. мн.ч. Образование приставочных глаголов. Образование притяжательных прилагательных. Образование сложных слов | |||||||||
Связная речь | Описание сюжетной картинки посредством двусложных предложений. | Составление предложений по опорный словам. Составление описательного рассказа об игрушке с помощью наводящих вопросов воспитателей. | Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке. Составление описательного рассказа по схеме об овоще. | Подстановка недостающего предлога в предлога в предложении. Лампа висит … столом. Составление описательного рассказа по схеме об осени. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | |||||||||
Вывод | Имеются нарушения согласования и управления (аграмматизмы). |
Митрошина Диана Вячеславовна
Студентка 5 курса Тульского Государственного Педагогического Университета им. Л.Н. Толстого
г. Тула