Диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей мимической и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Для изучения артикуляционных и мимических особенностей у детей старшего дошкольного возраста в диагностический комплекс включены следующие методики:
- «Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией» (Г.В. Бабина);
- тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца.
Обследование моторики артикуляционного аппарата проводится по методике Г.В. Бабиной. Оно разделяется на четыре раздела:
1) Исследование двигательной функции губ.
Инструкция: детям предлагаются задания, которые они должны выполнить быстро, четко и под счет:
- сомкнуть губы;
- округлить губы, как при произнесении звука «О», удержать под счет до 10;
- вытянуть губы в трубочку как при произнесении звука «У», удержать под счет до 10;
- вытянуть губы, сомкнуть их в «хоботок», удержать под счет до 10;
- растянуть губы в улыбке (зубов не видно), удержать под счет до 10;
- поднять верхнюю губу, видны верхние зубы;
- опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;
- многократно произносить губные звуки (б-б-б, п-п-п).
Оценка результатов по 1 разделу проводится таким образом: за каждое правильное выполнение ребенок получает один балл, если задание не выполнено – 0. После выполнения всех заданий проводится подсчет и определяется уровень развития двигательной функции губ (табл. 1):
Таблица №1. Уровень развития двигательной функции губ
Уровень | Количество баллов |
Высокий | 9-8 |
Средний | 7-4 |
Низкий | 3-0 |
2) Исследование двигательной функции челюсти.
Инструкция: детям необходимо выполнить следующие задания:
- широко раскрыть рот, как при произношении звука «А», и закрыть;
- сделать движению нижней челюстью вправо;
- сделать движение нижней челюстью влево;
- сделать движение нижней челюстью вперед.
Оценка результатов по 2 разделу проводится таким образом: за каждое правильное выполнение ребенок получает один балл, если задание не выполнено – 0. После выполнения всех заданий проводится подсчет и определяется уровень развития двигательной функции челюсти (табл. 2):
Таблица №2. Уровень развития двигательной функции челюсти
Уровень | Количество баллов |
Высокий | 4 |
Средний | 3-2 |
Низкий | 1-0 |
3) Исследование двигательных функций языка.
Инструкция: ребенка просят найти свой язычок, показать его логопеду и выполнить все предложенные задания четко и быстро:
- положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5;
- положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5;
- переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;
- высунуть язык («лопаточкой», «иголочкой»);
- кончик языка по очереди приближать к верхним и нижним зубам с внутренней стороны при открытом рте;
- поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам;
- оттопырить правую, а затем левую щеку языком;
- закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу;
- выполнить движение языком вперед-назад.
Оценка результатов проводится таким образом: за каждое правильное выполнение ребенок получает один балл, если задание не выполнено – 0. После выполнения всех заданий проводится подсчет и определяется уровень развития двигательных функций языка (табл. 3):
Таблица №3. Уровень развития двигательных функций языка
Уровень | Количество баллов |
Высокий | 9-8 |
Средний | 7-4 |
Низкий | 3-0 |
4) Исследование двигательной функции мягкого неба.
Инструкция: детям необходимо открыть широко рот и выполнять предложенные задания:
- широко открыть рот и четко произнести звук «А»;
- при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.
Оценка результатов проводится таким образом: за каждое правильное выполнение ребенок получает один балл, если задание не выполнено – 0. После выполнения всех заданий проводится подсчет и определяется уровень развития двигательной функции мягкого неба (табл. 4):
Таблица №4. Уровень развития двигательной функции мягкого неба
Уровень | Количество баллов |
Высокий | 2 |
Средний | 1 |
Низкий | 0 |
Общий результат обследования моторики артикуляционного аппарата по методике Г.В. Бабиной указан в таблице 5:
Таблица №5. Общий результат обследования моторики артикуляционного аппарата
Уровень | Количество баллов |
Высокий | 23-20 |
Средний | 19-10 |
Низкий | 9-0 |
Для обследования произвольной мимической моторики используются тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца.
Инструкция: детям предлагаются следующие задания:
- поднять брови («Удивление»);
- слегка сомкнуть веки;
- прищурить глаза («Яркое солнце»);
- плотно сомкнуть веки («Стало темно»);
- сжать губы;
- придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте;
- вытянуть губы для произнесения звука «О»;
- надуть щеки;
- оскалить зубы («Забор»);
- вытянуть губы, как для свиста;
Обследование проводится в игровой форме.
Оценка выполнения упражнений рассмотрена в таблице 6:
Таблица №6. Оценка выполнения упражнений
Выполнение | Количество баллов |
Полноценное, четкое | 3 |
Частичное, нечеткое | 2 |
Невыполнение | 1 |
Общий результат обследования произвольной мимической моторики по тестам Л.А. Квинта и Г. Гельнитца отображен в таблице 7:
Таблица №7. Общий результат обследования произвольной мимической моторики
Уровень | Количество баллов |
Высокий | 30-25 |
Средний | 24-11 |
Низкий | 10-0 |
Данный диагностический комплекс позволяет выявить общие уровни мимической и артикуляционной моторики, а также их особенности, такие как: паретичность, спастичность мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезы, апраксию, девиацию языка, гиперсаливацию и другие, что позволяет составить индивидуальные пути коррекции для каждого ребенка, имеющего дизартрию. Методики включают в себя задания, выполняемые в игровой форме, что соответствует ведущей деятельности детей старшего дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА:
- Бабина Г.В., Гаркуша Ю. Ф, Волосовец Т.В., Идее Р.Е. Программа педагогической практики студентов младших курсов отделения логопедии. — М., 1997.
- Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Митрошина Диана Вячеславовна
Студентка 5 курса Тульского Государственного Педагогического Университета им. Л.Н. Толстого
г. Тула