Диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей мимической и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Для изучения артикуляционных и мимических особенностей у детей старшего дошкольного возраста в диагностический комплекс включены следующие методики:

  • «Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией» (Г.В. Бабина);
  • тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца.

Обследование моторики артикуляционного аппарата проводится по методике Г.В. Бабиной. Оно разделяется на четыре раздела:

1) Исследование двигательной функции губ.

Инструкция: детям предлагаются задания, которые они должны выполнить быстро, четко и под счет:

  • сомкнуть губы;
  • округлить губы, как при произнесении звука «О», удержать под счет до 10;
  • вытянуть губы в трубочку как при произнесении звука «У», удержать под счет до 10;
  • вытянуть губы, сомкнуть их в «хоботок», удержать под счет до 10;
  • растянуть губы в улыбке (зубов не видно), удержать под счет до 10;
  • поднять верхнюю губу, видны верхние зубы;
  • опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;
  • многократно произносить губные звуки (б-б-б, п-п-п).

Оценка результатов по 1 разделу проводится таким образом: за каждое правильное выполнение ребенок получает один балл, если задание не выполнено – 0. После выполнения всех заданий проводится подсчет и определяется уровень развития двигательной функции губ (табл. 1):

 

Таблица №1. Уровень развития двигательной функции губ

Уровень Количество баллов
Высокий 9-8
Средний 7-4
Низкий 3-0

 

2) Исследование двигательной функции челюсти.

Инструкция: детям необходимо выполнить следующие задания:

  • широко раскрыть рот, как при произношении звука «А», и закрыть;
  • сделать движению нижней челюстью вправо;
  • сделать движение нижней челюстью влево;
  • сделать движение нижней челюстью вперед.

Оценка результатов по 2 разделу проводится таким образом: за каждое правильное выполнение ребенок получает один балл, если задание не выполнено – 0. После выполнения всех заданий проводится подсчет и определяется уровень развития двигательной функции челюсти (табл. 2):

 

Таблица №2. Уровень развития двигательной функции челюсти

Уровень Количество баллов
Высокий 4
Средний 3-2
Низкий 1-0

 

3) Исследование двигательных функций языка.

Инструкция: ребенка просят найти свой язычок, показать его логопеду и выполнить все предложенные задания четко и быстро:

  • положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5;
  • положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5;
  • переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;
  • высунуть язык («лопаточкой», «иголочкой»);
  • кончик языка по очереди приближать к верхним и нижним зубам с внутренней стороны при открытом рте;
  • поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам;
  • оттопырить правую, а затем левую щеку языком;
  • закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу;
  • выполнить движение языком вперед-назад.

Оценка результатов проводится таким образом: за каждое правильное выполнение ребенок получает один балл, если задание не выполнено – 0. После выполнения всех заданий проводится подсчет и определяется уровень развития двигательных функций языка (табл. 3):

 

Таблица №3. Уровень развития двигательных функций языка

Уровень Количество баллов
Высокий 9-8
Средний 7-4
Низкий 3-0

 

4) Исследование двигательной функции мягкого неба.

Инструкция: детям необходимо открыть широко рот и выполнять предложенные задания:

  • широко открыть рот и четко произнести звук «А»;
  • при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.

Оценка результатов проводится таким образом: за каждое правильное выполнение ребенок получает один балл, если задание не выполнено – 0. После выполнения всех заданий проводится подсчет и определяется уровень развития двигательной функции мягкого неба (табл. 4):

 

Таблица №4. Уровень развития двигательной функции мягкого неба

Уровень Количество баллов
Высокий 2
Средний 1
Низкий 0

 

Общий результат обследования моторики артикуляционного аппарата по методике Г.В. Бабиной указан в таблице 5:

 

Таблица №5. Общий результат обследования моторики артикуляционного аппарата

Уровень Количество баллов
Высокий 23-20
Средний 19-10
Низкий 9-0

 

Для обследования произвольной мимической моторики используются тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца.

Инструкция: детям предлагаются следующие задания:

  • поднять брови («Удивление»);
  • слегка сомкнуть веки;
  • прищурить глаза («Яркое солнце»);
  • плотно сомкнуть веки («Стало темно»);
  • сжать губы;
  • придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте;
  • вытянуть губы для произнесения звука «О»;
  • надуть щеки;
  • оскалить зубы («Забор»);
  • вытянуть губы, как для свиста;

Обследование проводится в игровой форме.

Оценка выполнения упражнений рассмотрена в таблице 6:

 

Таблица №6. Оценка выполнения упражнений

Выполнение Количество баллов
Полноценное, четкое 3
Частичное, нечеткое 2
Невыполнение 1

 

Общий результат обследования произвольной мимической моторики по тестам Л.А. Квинта и Г. Гельнитца отображен в таблице 7:

 

Таблица №7. Общий результат обследования произвольной мимической моторики

Уровень Количество баллов
Высокий 30-25
Средний 24-11
Низкий 10-0

 

Данный диагностический комплекс позволяет выявить общие уровни мимической и артикуляционной моторики, а также их особенности, такие как: паретичность, спастичность мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезы, апраксию, девиацию языка, гиперсаливацию и другие, что позволяет составить индивидуальные пути коррекции для каждого ребенка, имеющего дизартрию. Методики включают в себя задания, выполняемые в игровой форме, что соответствует ведущей деятельности детей старшего дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бабина Г.В., Гаркуша Ю. Ф, Волосовец Т.В., Идее Р.Е. Программа педагогической практики студентов младших курсов отделения логопедии. — М., 1997.
  2. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Митрошина Диана Вячеславовна 
Студентка 5 курса Тульского Государственного Педагогического Университета им. Л.Н. Толстого
г. Тула

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *