Предметно-развивающая среда как средство развития устной речи дошкольников
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Требования ФГОС к предметно- развивающей среде:
- Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
- Доступность среды, что предполагает доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков речи и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Педагоги, работающие с детьми-логопатами, давно пришли к выводу, что речевые уголки должны быть в группах, должны привлекать к себе внимание детей, желание играть именно в данном отведенном пространстве.
Речевая развивающая среда – это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды:
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
- обеспечение богатства сенсорных представлений;
- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.
Компоненты РРС (речевая развивающая среда): речь педагога, методы и приемы, оборудование.
Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.
РРС 2-й младшей группы:
- Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
- Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
- Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, чтение, рассказы, звуки речи,слова);
- Организация «уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).
РРС средней группы:
- удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета;
- выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя – акцент на стимулирование познавательного интереса;
- речевой уголок (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).
РРС старшей и подготовительной групп:
- знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения;
- поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения;
- пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением.
- Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.
При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:
- Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала), игровой, дидактический, наглядный материал.
- Дидактическое оснащение должно соответствовать возрасту детей.
- Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.
- Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
- Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
- Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
- Не следует перегружать уголок оборудованием.
- Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
- Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы.
Ей можно придумать название, например, «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.
Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:
- развитие словаря ребёнка;
- формирование грамматически правильной речи (обучение различным способам словообразования, словоизменения, правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте);
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения)
- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции
- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)
Примерное оборудование и наполнение речевой зоны:
- Закрепление правильного речевого выдоха
«Листочки», «Бабочки», «Волшебный пушок», лабиринты, разноцветные шарики, султанчики, бумажные снежинки, вертушки, колокольчики из фольги на ниточке. «Чей кораблик доберется быстрее», «Загони мяч в ворота» и др.
- Формирование фонематического восприятия и слуха
Шумовые инструменты, звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; картинки для вызывания звуков (Картинки-символы) и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р-Л, Рь-Ль, С-Ш, З-Ж, Щ-Сь, Ч-Ть); домики для твердых и мягких звуков, индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; звуковые дорожки, звуковая лесенка. «Найди себе пару», «Найди, что звучит», «Разложи картинки», «Повтори, не ошибись», «Тихо-громко», «Общий звук», «Придумай слова со звуком», «Испорченный телефон», «Звуковые символы» и др.
- Развитие артикуляционной моторики
Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, альбомы с артикуляционной гимнастикой для вызывания определенного звука, схема для характеристики звука. «Веселая гимнастика»;
- Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи). Мелкие игрушки, предметные картинки на звуки; сюжетные картинки; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, тексты; схема слова; зеркала в ассортименте, Лото на звуки С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л, «Логопедическое лото», «Звуки, я вас различаю (Р-Л) и т.п.
- Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте
Магнитная доска; наборы магнитных букв; таблицы Зайцева, кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т.д.; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками», книжки-малышки и др. «Научись читать», «Я учу буквы», «Найди букву», «Готов ли ты к школе? », «Слоговое лото», «Найди место звука в слове», «Прочитай по первым звукам», ребусы и др.
- Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий
Предметные картинки по лексическим темам. Лексико-грамматические игры «Назови одним словом», «Большие и маленькие», «Один-много», «Чего нет?», «В мире животных» и другие (см. серию «Самые нужные игры» в интернет-магазине «Лабиринт.ру»)
- Развитие связной речи
Серии сюжетных картинок «Истории в картинках», стихи, потешки, пословицы, поговорки; библиотека детских книг, различные виды театров и др.
- Развитие мелкой моторики
Сухой бассейн, массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв). Игры на штриховку, «Рисуем по клеточкам», мозаики, игры-шнуровки и др.
Развитие познавательно – речевых способностей у детей является одной из главных задач дошкольного образования. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Организация «Предметно–развивающей среды» в детском саду повышает эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.
Маханькова Мария Владимировна
учитель-логопед, МДОУ ДС №1 «Медвежонок»
город Юрюзань, Челябинская область