Применение информационно–коммуникационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда. Выступление на семинаре.

Эта тема выбрана нами неспроста, так как компьютеры заняли прочные позиции во многих областях современной жизни, в том числе и в детских садах. Компьютерные технологии, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития дошкольников и служить мощным техническим средством обучения.

Тема использования компьютера в работе учителя-логопеда – это углубленная тема, над которой я работаю в своей повседневной практической деятельности. Почему именно она? Во-первых, мне это интересно, во-вторых, я смела предположить, что это должно понравится моим воспитанникам и положительно повлиять на процесс коррекции речевых нарушений. И в–третьих, я, как молодой специалист, столкнулась с нехваткой методического материала для своей работы и малыми просторами кабинета логопункта для хранения различных картин, иллюстраций, многочисленных картотек и т.д. Отсюда и решение – использовать компьютерные технологии во всех аспектах своей практической деятельности.
Компьютерные технологии использую в своей деятельности регулярно – при построении коррекционного процесса непосредственно с детьми, в работе с родителями, а так же при ведении отчетной документации на логопункте.

Хотелось бы особой остановиться на том моменте, что процесс обучения ребенка с нарушением речи требует длительного времени и отнимает у него много сил. Интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как такая коррекционная деятельность часто носит монотонный характер, теряется желание говорить «правильно и красиво». А если взять во внимание то, что в настоящее время возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется синдром дефицита внимания и гиперактивности, то можно констатировать, что в работе с такими детьми требуется особый индивидуальный подход. Они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке на занятиях, чему и способствует использование ИКТ.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Они позволяют привнести эффект наглядности в занятие и повысить мотивационную активность детей. Каждая тематическая неделя детского сада отражается и в моей деятельности, чтобы ребёнок за целую неделю получил необходимый объем знаний по данной теме. Такие тематики и подсказывают, какой герой попросит нас о помощи или к кому мы отправимся в гости. С помощью презентаций, мы отправляемся с главным героем в путешествие, встречаем на своем пути препятствия, преодолеваем их. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. В конце каждого путешествия мы обязательно получаем поощрения! Это приводит детей в восторг.
Так же презентации позволяют показать детям то, чего они никогда не видели – например, земли Африки, их жителей, национальную одежду и т.д. С помощью презентаций, детям можно объяснить такие абстрактные понятия, как дружба, взаимопомощь, чувства и эмоции людей и т.д.

Одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные игры. Некоторые флэш-игры я ищу на просторах интернета. Но в основном такие игры я создаю сама. Тематика игр подсказывается мне ежедневной практической деятельностью. Последние игры, созданные мной: это игра «Четвёртый лишний»; Игра на развитие словообразования «На кухне»; «Что сначала, что потом»; «Обобщающие понятия», и лабиринты на различные звуки для их автоматизации.
Так же в программе мультимедийных презентаций я создаю картотеки по различным направлениям. В нынешнее время это очень актуально, так как карточная система различных дидактических материалов в работе узких специалистов вновь занимает прочное место. Это и картотеки на автоматизацию звуков, серии сюжетных картинок, карточки на развитие фонематического слуха и т.д. Такие уже заламинированные карточки выглядят эстетично, ярко и прослужат любому специалисту долгое время.

Нельзя не отметить значение ИКТ в качестве средства, помогающего организовать свою профессиональную деятельность. В памяти компьютера хранятся все диагностические данные, речевые карты воспитанников, ведение мониторинга, списки детей, которые нуждаются в логопедической помощи и т.д. Соответственно, все документы на логопункте выглядят эстетично, аккуратно и соответствуют нормам ведения отчетной документации. Так же при помощи различных компьютерных программ создаю оформление для логопедического стенда «Весёлые тараторки» и кабинета учителя-логопеда в целом.

Также ИКТ выступает в качестве средств наглядности для родителей и коллег. На своих выступлениях на педагогических часах и родительских собраниях регулярно сопровождаю свою речь мультимедийными презентациями, видеороликами о работе логопункта, фотоотчётами логопедических мероприятий. Можно отметить, что выступления, сопровождающиеся данными материалами, воспринимается легче и интереснее. Также на официальном сайте нашего детского сада оформлен кабинет логопеда. Тут вы можете увидеть и расписание работы учителя-логопеда, и консультации на различные темы, упражнения для постановки и автоматизации звуков, фотоотчёты наших будней и открытых мероприятиях. Так же совсем недавно появился ещё один раздел кабинета «В помощь родителям для упражнений дома». Эта идея была мне подсказана на лекции – вебинаре г.Новосибирска. На сайте детского сада даю упражнения для закрепления дома тем детям, у которых по семейным обстоятельствам пока нет возможности посещать детский сад. Это очень удобно, позволяет проводить коррекционные занятия систематически.

Так же, благодаря интернету, у меня появилась возможность повышать свою квалификацию на вебинарах. Мы слушаем лекции известных педагогов нашей страны, углубленно изучаем некоторые аспекты нашей работы, устраиваем круглые столы, обсуждая наболевшие вопросы и т.д. При регистрации на вебинарах я вижу, как проходят регистарцию педагоги из разных уголков нашей необъятной страны – Мурманск, Владивосток, Калининград…Некоторые специалисты слушают лекцию глубокой ночью…Понимание того, что мы все вместе делаем одно очень непростое дело – очень подбадривает меня, подсказывает, что я иду в правильном направлении, что всегда смогу обратиться за советом и поделиться опытом со специалистами разных регионов.

Так же при помощи интернета, выставляю свои наработки, игры, консультации на различных образовательных сайтах…

Игра «Лабиринт на звук С».

В завершении своего выступления я хотела бы вам представить свою последнюю разработанную игру «Лабиринт». Данные лабиринты предназначены для автоматизации звуков.
Перед вами на слайде игра «Лабиринт для автоматизации звука С». Мышкой такой игры может управлять и педагог, и ребёнок. Иллюстрационный материал фонового режима для каждого лабиринта подбирается неслучайно. Если дед мороз едет по заснеженному лесу, и эта игра направлена на автоматизацию звука С, то и на фоновой иллюстрации будут соответствующие изображения: снегири, снеговики, снег, снежинки и т.д. То есть до самого начала игры можно рассмотреть данную иллюстрацию, задать ребёнку множество вопросов, попросить его составить описательный рассказ какого-либо элемента картины или всей иллюстрации в целом.
Как видите, на пути встречается не так много слов. Но суть данных лабиринтов не в отработке большого количества слов с нарушенным звуком. Дело в том, что во время движения главного героя внимание ребёнка рассеивается, ребёнок отвлекается от установки говорить данный звук правильно и тем самым можно проверить, вводиться ли исправленный звук в спонтанную речь или нет.
Уже проверено на практике, компьютерная игра привлекает внимание ребёнка, повышает стимул исправлять речевые нарушения, приходя в кабинет учителя-логопеда снова и снова
Прошу внимание на игру.

Логопед дает установку: «Наступает Новый Год. Все ребята готовы к празднованию, но вот беда: ёлка не наряжена игрушками… Какой Новый Год без нарядной ёлки? Деду морозу необходимо отправиться в путь по извилистой дорожке для того, чтобы ёлочка засияла огнями и наступил праздник. Для этого нам нужно ему помочь. Как только на пути Деда Мороза появятся предметы, нам необходимо правильно и чётко назвать данные слова. Только тогда он сможет ехать дальше. Готов? Поехали».

Таким образом, грамотное использование компьютера, в соответствии с санитарными правилами и нормами, приводит к повышению мотивации детей к занятиям с учителем — логопедом, к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и логопедом. При этом формируется такая форма общения между ребенком и педагогом, которая необходима как дошкольнику, так и младшему школьнику для обучения в школе. При этом и у логопеда появляется стимул в работе, интерес к дальнейшей организации своей деятельности. Интерес становится взаимным, а это уже является залогом успешной работы.

 Груздева Ирина Алексеевна
МБОУ «СОШ № 64»
г. Чебоксары

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *