Применение метода создания типографического портрета в коррекционно-логопедической работе
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности ребёнка и участия его в социальной жизни общества.
В настоящее время фиксируется резкий рост нарушений у детей дошкольного возраста. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы развития личности ребенка, затрудняя процесс его социализации.
Своевременная логопедическая работа позволяет скорректировать дефекты согласно компенсаторным способностям ребенка и реализовать возрастные и индивидуальные возможности. Использование интегративных способов коррекции позволяет оптимально выстраивать наиболее эффективный вектор логопедического сопровождения, включая в себя методы, приемы, техники смежных наук.
В своей деятельности для повышения качества коррекционной работы я применяю метод шрифтовой композиции в формате создания типографического портрета. Данный метод позволяют реализовывать комплексный подход качественной и эффективной коррекционной работы, прорабатывая все компоненты речевой системы в рамках личностно-ориентированной тактики, создавая благоприятные предпосылки для формирования гармоничной личности.
Опора на зрительные образы в процессе работы со шрифтом значительно повышает эффективность логопедической коррекции, делая усвоение речевых умений и навыков более доступными, развивается художественный вкус и наглядно-образное мышление.
На занятиях по знакомству со сказками А. С. Пушкина на глазах у детей слова из его произведений постепенно соединяются в портрет писателя. Данная графическая структура позволяет решать ряд коррекционно-образовательных задач по закреплению зрительного образа букв, развитию фонематического слуха, выделению ударных слогов и развитию навыков чтения.
В процессе работы над созданием типографического портрета развивается буквенный гнозис путем выполнения упражнений на поиск буквы среди ряда других букв, сравнение одних и тех же букв, написанных разным шрифтом. Данные упражнения служат отличной профилактикой дисграфии и дислексии у дошкольников и младших школьников.
Решаются задачи фонетической дифференциации согласных и гласных звуков, что позволяет осознавать закономерности графико-фонетических и фонологических отношений в комплексе слова. Происходит концентрация «активного внимания» на важных темах различия букв и фонем, ударения в слове, правилах написания йотированных гласных букв после согласных и (мягкого знака) на конце слова, формируя у дошкольников знания о фонологических свойствах русского языка в занимательной форме.
Параллельно осуществляется работа над ритмико-слоговой структурой слова. На основе предложенных слов прорабатывается ритмическая последовательность ударных и безударных слогов в слове, расположенных в определенной позиции и обладающих семантикой.
Упражнения, подобранные с помощью речевого материала в составе речевого портрета на образование множественного числа имен существительных и изменение их окончаний в родительном падеже, а также согласование прилагательных с существительными, способствуют развитию морфологического компонента грамматического строя речи.
Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова происходит параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.
В результате использования метода типографического портрета как логопедической технологии наметилась устойчивая положительная динамика в развитии фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речевой системы, а также навыков звукового анализа и синтеза. Живой интерес к учебной деятельности способствовал развитию внимания, памяти и познавательной активности дошкольников, как основы психологической готовности к школе.
Бурыкина Татьяна Владимировна
учитель-логопед, МБДОУ Детский сад №177
г. Ростов-на-Дону