Проект «Путешествие в космос»

Актуальность:

Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Язык (речь) человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, тем точнее выражается мысль. Развитие речи влечет за собой развитие мыслительных операций, и, наоборот, развитие мышления способствует развитию речи. Если уровень речевого развития ребенка высок, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, но и лучше понимает и воспринимает изучаемое, четко излагает свои мысли.

Таким образом, для развития речи самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов.

Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в от же время далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизвестному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему  узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность, расширяется и активизируется словарь. Главное отличие — нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры-путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения, то есть развитию речи.

Тип проекта: коррекционно-педагогический, творческий, игровой.

Участники проекта:  учитель – логопед, дети, посещающие логопедический пункт, родители воспитанников.

Продолжительность: краткосрочный (3 недели)

Цель проекта: Развитие связной монологической и диалогической речи старших дошкольников с через активизацию их творческого потенциала.

Задачи проекта для детей:

  1. Уточнять, расширять  и  систематизировать  знания  детей  о  космосе  и  космонавтике.
  2. Расширять  и  активизировать  словарь детей: антонимами, синонимами, многозначными словами по теме.
  3. Развивать связную монологическую и диалогическую речь старших дошкольников 4.Совершенствовать  грамматический строй речи
  4. Развивать  и  совершенствовать творческие  способности, психические  процессы,  общую  и  мелкую  моторику.
  5. Продолжать  формировать  у  детей  интерес  к  чтению  художественной, познавательной, справочной  литературы.
  6. Продолжать  учить  сотрудничать  и  взаимодействовать  в  группе.
  7. Воспитывать  патриотизм  и  чувство  гордости  за   российских  космонавтов, за  нашу  Родину.

Ожидаемый результат:

Реализация проекта позволит:

  • сформировать у детей первичные представления о космическом пространстве, о роли человека в изучении космоса; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
  • Обогатить активный предметный словарь, словарь прилагательных, глаголов по теме проекта.
  • развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства, желание быть смелым, сильным и выносливым.
  • повысить уровень педагогической культуры родителей.

 

Этапы работы Методическая работа
I Этап (подготовительный)
  1. Подбор и анализ методической литературы и интернет- ресурсов по теме проекта.
  2. Составление плана работы над проектом.
  3. Выявление актуального уровня сформированности знаний о космосе у детей
  4. Подбор игр и игровых упражнений для детей о космосе
  5. Изготовление пособий, иллюстративного материала для проведения игр
  6. Создание копилки методических, практических и электронных материалов (игры, презентации, аудио и видеозаписи)
  7. Подготовка консультаций для родителей об организации  речевых игр по теме «Космос»
  8. Разработка мероприятий;
  9. Оформление папок – передвижек для родителей;
  10. Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
II. Этап основной (практический)

 

С детьми

1 неделя

Беседа «Что такое космос».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу

Чтение художественной литературы: Я. К. Голованов «Дорога на космодром»

Подвижные игры: «Маленькие планеты», «Соберём космический корабль»

Упражнения на дыхание:

«Покорители космоса».
«Полёт на Луну» на выдохе звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, медленно опустить.

Развитие фонематического слуха «Галактическое собрание» 

Пальчиковая гимнастика «Начинаем мы взлетать»

Дидактические игры:

«Восстанови порядок в солнечной системе»
«Найди лишнее»
«Скажи наоборот»

 

2 неделя

Беседа «Голубая планета — Земля»
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

Подвижные игры: «Космостарт», «Возвращение в луноход»

Графический диктант «Ракета»
Развивать мелкую моторику пальцев, творческие способности

Упражнения на дыхание: «Полёт на Солнце» — на выдохе звук «о» громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.

Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

Дидактические игры:

«Подбери созвездие».
«Найди недостающую ракету»
«Подбери признак»
«Расшифруй радиограмму»

 

3 неделя

Беседа «Семья планет»
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы

Чтение художественной литературы: стихотворения о космосе

Упражнения на дыхание: «Полёт к инопланетянам» — на выдохе звук «и» нарастает по высоте и громкости.

Пальчиковая гимнастика «Кометы»

Подвижные игры: «Невесомость», «Космонавты», «Ждут нас быстрые ракеты»

Дидактические игры:

«Добавь словечко»
«Куда летят ракеты»
«Звездочет»

Работа с родителями:
Консультация в папку — передвижку для родителей и воспитателей «Знакомим ребенка с космосом»
Буклет для родителей «Космические игры».
Домашнее задание на лексическую тему «Космос»

3 этап – Заключительный Составление творческих рассказов, сказок на тему: «Моё космическое путешествие»

Коротовских Наталья Сергеевна
учитель — логопед, МАДОУ «Умка»
г. Ноябрьск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *