Проблема изучения произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Аннотация: в статье представлены результаты педагогического эксперимента, посвященного проблеме изучения произносительной стороны речи у старших дошкольников со стертой формой дизартрии. Автор описывает подходы к определению «дизартрия» и «стертая форма дизартрии» с точки зрения разных исследователей. В статье определены причины проявления стертой формы дизартрии, рассмотрены формы расстройства мелкой, артикуляционной и общей моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии.

Ключевые слова: дизартрия, стертая форма дизартрии, дети старшего дошкольного возраста, произносительная сторона речи.

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

Выделяют следующие формы дизартрии в зависимости от локализации поражения головного мозга: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую. В каждом случае звукопроизносительная и просодическая стороны речи будут нарушены по-своему.

В своих исследованиях, которые были посвящены проблеме стертой дизартрии, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Е.Ф. Соботович и др. авторы отмечают, что у детей с данным нарушением фонетическое недоразвитие имеет стойкий характер, по своим проявлениям имеет общие черты с другими нарушениями звукопроизношения и на первом этапе достаточно сложно дифференцировать это нарушение от какого-либо другого. Что, в свою очередь, приводит к тому, что коррекция может проводиться в неправильном направлении. Нарушения в произносительной стороне речи негативно сказывается на формировании остальных сторон речи – лексической, грамматической, затрудняют процесс гармоничного развития, снижают познавательный интерес.

Проявление дизартрии характеризуется основными двумя синдромами:

  • нарушение фонетической стороны речи;
  • нарушение просодической стороны речи.

Просодическая сторона речи наиболее важна, т.к. это нарушение является трудно устранимым и сильно влияет на общее звучание речи, ее внятность, разборчивость, эмоциональную окраску.

В своих работах М.Ф. Фомичева  отмечает, что при дизартрии у детей будет наблюдаться ограниченность в подвижности речевой и мимической мускулатуры. При этом нарушении у ребенка будет нечеткое, смазанное произношение слов, искаженное звукопроизношение. Отмечаются сложности с модулированностью голоса, умением правильно выбирать громкость речи – получается либо слишком тихо, либо наоборот, громко. Речевой выдох слабый, часто его не хватает на произнесение фразы до конца. Темп речи зачастую не нормирован – ускоренный или замедленный. Помимо артикуляторной, нарушенной является и мелкая с общей моторикой. Все это в комплексе неизбежно приводит к задержке психического и эмоционально-волевого развития.

При стертой форме дизартрии мы видим более благоприятную картину: в меньшей степени нарушена иннервация органов артикуляции, общая и мелкая моторика (будет встречаться ограниченность движений, неполнота по объему, неточность и др.). Будет менее нарушена и произносительная сторона речи. Хоть она и нечеткая, но уже более понятно для окружающих людей. Но дефекты звукопроизношения значительны. В некоторых случаях эти проявления смешиваются со сложной дислалией, но в ходе коррекционной работы будет видно, насколько труднее устранить нарушения при дизартрии.

С целью изучения особенности формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии, нами было проведено экспериментальное исследование, которое длилось с января 2021 года по апрель 2021 года в городе Уфа на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Журавушка» в группе детей, которые посещали групповые коррекционные занятия логопеда с тяжелыми нарушениями речи. В эксперименте участвовало 5 детей в возрасте 5-6 лет с диагнозом ПМПК «общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития», стертая форма дизартрии. Испытуемые были нам рекомендованы учителем-логопедом данного учреждения. По заключению врачей-специалистов все дети были с сохранным слухом, зрением и интеллектом.

Нами были определены  следующие методы исследования:

  1. Теоретический метод исследования включает в себя изучение литературы по теме исследования.
  2. Метод наблюдения широко используется как в общей, так и в специальной педагогике. Данный метод был применен для изучения учебно-воспитательного процесса в детских садах. Также в ходе использования данного метода мы выявили степень речевой активности детей, участвующих в эксперименте, темп их речи, ритм, паузацию, силу и модуляцию голоса.
  3. Метод изучения документации (личных дел, программы). Использование этого метода в эксперименте является источником получения фактических данных. Изучение личных дел позволяет выявить особенности развития ребенка (причины нарушения речи, уровень речевого развития, особенности психофизического, моторного развития). Изучаются выписки из протоколов психолого-медико-педагогической комиссии, заключения невролога.
  4. В нашем исследовании основным методом являлся педагогический эксперимент.

Произносительная сторона речи объединяет следующие компоненты речевой деятельности: звукопроизношение, речевое дыхание, голосовые функции и просодику (темп, ритм, мелодика и интонация речи).

С целью исследования произносительной стороны речи нами были выбраны методики, предложенные А.М. Быховской, В.А. Казловой .

Исследование необходимо проводить по следующим направлениям:

  1. Исследование звукопроизношения;
  2. Исследование состояния дыхательной и голосовой функций;
  3. Исследование состояния просодических компонентов речи;
  4. Исследование артикуляционной моторики.

На этапе исследования звукопроизношения, нами были решены следующие задачи:

  • a)выявление нарушений звукопроизношения всех групп звуков в различных позициях: изолированно, в словах, в предложениях;
  • б) определение характера нарушения звукопроизношения (замены, искажения, смешения, пропуски звуков).

На этапе исследования дыхательной и голосовой функций, нами были решены следующие задачи:

  • a) выявление типа физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное);
  • б) выявление объема дыхания (достаточный, недостаточный); продолжительности речевого выдоха;
  • в) измерение силы голоса (нормальная, чрезмерно громкая, чрезмерно тихая, глухой голос);
  • г) модуляцию голоса (модулированная, немодулированная).

На этапе исследования просодических компонентов речи, нами были решены следующие задачи:

  • a) выявление характера темпа (нормальный, ускоренный, замедленный), ритма (нормальный, дисритмия), паузации (правильно или нет, расставляет паузы в речевом потоке) речи;
  • б) выявление способности употреблять основные виды речевой (повествовательная, вопросительная, восклицательная) и эмоциональной интонации.

На этапе исследования артикуляционной моторики, нами были решены следующие задачи изучения сформированности артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Педагогический эксперимент выявил, что  уровень сформированности произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии оценивается как недостаточный. Дети, участвовавшие в педагогическом эксперименте, имеют нарушения: звукопроизношения, дыхания,  просодической стороны речи, артикуляционной моторики.

Список использованной литературы

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период: Кн. для логопеда / Е.Ф. Архипова. — М.: Просвещение, 1989. — 76 с.
  2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов. Текст Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 319 с.
  3. Быховская А.М., Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР / А.М. Быховская, Н.А. Казова. — СПб: Детство-пресс, 2012. — 32 с.
  4. Соботович Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. — 1974. — №4. – С. 64 — 66.
  5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. — 239 с.

Гиниятуллина Лилия Фанисовна
магистрант по направлению Специальное дефектологическое образование, профиль «Управление образованием и психолого-педагогическим сопровождением лиц с ОВЗ»,
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный Педагогический университет им. М. Акмуллы»
г. Уфа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *