Программа оказания ранней помощи семьям с детьми от 0 до 7 лет с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, ограниченными возможностями здоровья, детьми- инвалидами отделения реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями «Маленькое чудо»
Актуальность
На современном этапе развития общества одной из важнейших задач является формирование системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям от рождения до 7 лет, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям. Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.
В России почти 400 тыс. детей нуждаются в инклюзивном образовании. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние 5 лет количество детей-инвалидов в России увеличилось и составляет около 2 процентов детского населения. В структуре причин инвалидности наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения (22,8 процента), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (20,6 процента), болезни нервной системы (20 процентов).
Традиционно семья воспринимается, как микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие.
В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка.
Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, так как для них характерен высокий уровень проявления «проблемности».
Разработка комплексной программы ранней помощи этой категории семей, обусловлена тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, на данный момент не выполняет роли базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность. Такая внутрисемейная атмосфера возникает в результате следующих причин:
- высокого уровня психической травматизации членов семей вследствие рождения ребенка с отклонениями в развитии;
- отсутствия, как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;
- непринятия особенностей ребенка, что может быть обусловлено как особенностями личности родителей, так и их культурно-ценностными ориентациями в отношении ребенка.
Осуществление ранней психолого- педагогической помощи семьям позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференцированной и адресной помощи ребенку с отклонениями в развитии.
Потребность в оказании специальной медико- социально- психолого- педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, возникает из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. Важнейшее значение имеет создание благоприятной реабилитационной и коррекционно-обучающей среды для ребенка в период его пребывания дома. Это требует от родителей определенного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и возможностей ребенка. Они также должны владеть практическими навыками, позволяющими методически правильно общаться с ребенком и правильно его воспитывать.
Специальная помощь необходима родителям для нейтрализации тех психологических проблем, которые возникают вследствие их личностных переживаний, связанных с нарушениями развития ребенка.
Комплексная система мер по оказанию психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, способствует также гуманизации отношения социума к таким лицам.
Комплексная помощь должна начинаться как можно раньше, охватывать медицинский и социальный аспекты, включать организацию сопровождения семей, воспитывающих детей (от 0 до 7 лет), быть доступной по их непосредственного проживания.
В основе программы необходимым условием будет являться наличие междисциплинарной и межведомственной команды и скоординированные действия всех специалистов, которые в нее входят.
Нормативно-организационное обеспечение программы.
Создание системы ранней помощи в Российской Федерации соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, а также детей, находящихся в социально опасном положении.
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 года №1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы».
- Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства российской Федерации №1839-р от 31.08.2016 года.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 «О направлении Методических рекомендаций»
- Приказ директора «Об утверждении Положения о рабочей группе по разработке программы по оказанию ранней помощи семьям с детьми (от 0 до 7 лет) с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, ограниченными возможностями здоровья, детьми- инвалидами № 63 от 02.2018 г.
- Положение об утверждении Положения о группе ранней помощи семьям с детьми (от 0 до 7 лет) с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, ограниченными возможностями здоровья, детьми- инвалидами №64 от 12.02.2018 г.
Новизна программы
Новизна заключается в том, что с ребенком раннего возраста с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами и детьми группы риска, и семьями, их воспитывающими, работает команда специалистов, обеспечивая единый подход к обеспечению ранней помощи и комплексному психолого-педагогическому сопровождению. Деятельность специалистов междисциплинарной команды направлена на помощь детям первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья (риском развития). Она включает в себя предоставление квалифицированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с проблемами здоровья и развития. В состав команды специалистов входят: психолог, логопед, социальный педагог, воспитатель, специалисты по социальной работе, музыкальный руководитель, врач- педиатр, медицинская сестра по массажу и физиотерапии.
При этом дети целевой группы имеют возможность социализации в коллективе сверстников через посещение клуба «Мой кроха и я» отделения психолого- педагогической помощи.
Направленность программы: социально — психолого – педагогическая.
Цель программы:
Оказание методической, диагностической, консультативной помощи семье, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), укрепление физического и психического здоровья, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком в его воспитании и развитии.
Задачи программы:
- Создание условий для развития и доступности услуг ранней помощи;
- Проведение диагностической деятельности с целью выявления потребностей семьи в социальных услугах;
- Оказание комплекса социально- медицинских, социально- педагогических, социально- психологических услуг детям раннего возраста (от 0 до 7лет) с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, ограниченными возможностями здоровья, детям- инвалидам и их семьям;
- Обеспечение психологической помощи дезадаптированной семье с целью сохранения её для ребенка, предотвращения социального сиротства;
- Построение индивидуальных программ сопровождения по социальной адаптации, реабилитации/ абилитации детей;
- Организация межведомственного взаимодействия по просвещению родителей в вопросах психолого-педагогического воспитания детей раннего возраста (от 0 до 7лет) с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов.
- Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в области ранней помощи детям.
Целевая группа: дети раннего возраста от (0 до 7 лет) с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, ограниченными возможностями здоровья, дети- инвалиды, дети группы риска и их родители.
Продолжительность: программа будет реализована в течение года.
Принципы:
- межведомственное взаимодействие по компетенции органов управления и учреждений различных ведомств, от деятельности которых зависит полнота и развитие системы ранней помощи, исключающее дублирование функций, в том числе взаимодействие с общественными организациями;
- доступность ранней помощи (территориальную, по времени обслуживания);
- открытость и прозрачность ранней помощи для потребителей и общества в целом;
- непрерывность и длительность ранней помощи с предоставлением необходимых услуг в режиме сопровождения ребёнка и семьи до их завершения;
- обеспечение преемственности в сопровождении ребёнка и семьи.
Формы работы:
Организационные
Инструктажи;
Информационные собрания;
Консультации;
Беседы.
Исследовательские
Анкетирование;
Опрос;
Наблюдение.
Практические
Индивидуальные и групповые занятия по адаптивной физкультуре;
Индивидуальные и групповые занятия в сенсорной комнате;
Индивидуальные и групповые занятия со специалистами (логопед, музыкальный руководитель, психолог, социальный педагог);
Культурно-досуговые мероприятия;
Консультирование.
Аналитические
Консилиумы;
Опросы и анкетирования родителей;
Межведомственное взаимодействие.
Методы работы
- Обсуждение с родителями и законными представителями возможных путей социальной адаптации и реабилитации ребенка;
- Поддержка родителей и законных представителей, развитие их компетентности в вопросах развития и воспитания ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
- Ознакомление родителей и законных представителей практическим навыкам общего ухода за ребенком – инвалидом.
- Наблюдение за состоянием здоровья ребенка, его социальной адаптации и семьи.
- Развитие социальных навыков, физических способностей и познавательной активности ребенка.
- Формирование продуктивных видов деятельности ребенка.
Календарный план реализации программы
№ | Этап | Наименование мероприятия | Краткое описание содержания мероприятия | Сроки или период(в мес.) | Ожидаемые
результаты |
Предшествующие мероприятия | Итог мероприятий |
1 |
Диагностический этап
|
Мониторинг нормативно-правовой базы | Изучение нормативных документов по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей | 2017-
2018 |
Повышение компетенций по заявленной теме | Сбор информации по обновлению нормативных документов | Каталог нормативно-правовых документов по развитию ранней помощи |
2 | Мониторинг научно-методических материалов по работе с детьми раннего возраста с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, ОВЗ, детьми- инвалидами
|
Изучение и анализ современных научно-методических разработок в области психолого-педагогического сопровождения, комплексной реабилитации детей-инвалидов дошкольного возраста. | 2017-2018 | Повышение компетенций по заявленной теме
|
Знакомство с опытом работы по реабилитации детей-инвалидов дошкольного возраста | Перечень методической литературы по теме «Реализация моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей» | |
3 | Мониторинг специального оборудования, используемого в работе с детьми раннего возраста | Изучение и анализ методических рекомендаций по организации игровых занятий с использованием специального оборудования. | 2017-2018 | Повышение компетенций по заявленной теме | Анализ коммерческих предложений | Список специального оборудования | |
4 | Выявление социального запроса | Установление контакта с семьями воспитанников с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, ОВЗ, детьми- инвалидами выявление контингента воспитанников, нуждающихся в услугах Службы ранней помощи | Ноябрь- декабрь
2017 |
Формирование социального запроса | Взаимодействие с социальными службами, медицинской организацией, Управлением развития образования и отраслей социальной сферы | База данных | |
5 | Организационный этап
|
Разработка программы по внедрению системы ранней помощи детям от 0 до 7 лет | Обсуждение направлений деятельности, формирование плана мероприятий | 2017-2018 | Планомерная деятельность по созданию группы ранней помощи на базе МКУ «Центр Семья» | Анализ ситуации, материально-технического потенциала, кадрового обеспечения отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными способностями МКУ «Центр Семья» | План мероприятий по внедрению системы ранней помощи детям от 0 до 7 лет в МКУ «Центр Семья» |
Разработка положения по работе рабочей группы по созданию программы ранней помощи детям от 0 до 7 лет | Формирование рабочей группы по разработке программы, обсуждение направлений работы, оформление содержания программы. | Декабрь 2017 – январь 2018 | Формирование банка идей, определение стратегии мероприятий по реализации проекта | Диагностический этап | Положение о рабочей группе по разработке программы «Оказание ранней помощи» для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей групп риска | ||
6 | Практический этап | Апробация Порядка оказания ранней помощи детям от 0 до 7 лет. | Организация пилотной площадки по оказанию ранней помощи детям от 0 до 7 лет на базе МКУ «Центр Семья» |
2018 г. |
Модель группы ранней помощи для детей от 0 до 7 лет | Организационный этап, реализация мероприятий по плану программы. | Положение о группе ранней помощи |
7 | Расширение материально-технической базы | Приобретение специального оборудования | Июнь – август 2018 г. | Поставка специального оборудования | Определение необходимого оборудования в зависимости от контингента воспитанников | Заявка на покупку
|
|
8 | Корректировка развивающей предметно-пространственной среды | Размещение специального оборудования в помещениях Группы ранней помощи | Август 2018г. | Повышение качества услуг Группы ранней помощи | Обсуждение вариантов использования специального оборудования | Методические рекомендации по использованию приобретенного оборудования в работе специалистов группы ранней помощи | |
9 | Переоборудование помещения для работы группы ранней помощи | Перераспределение игровых зон, перестановка мебели в соответствии с контингентом воспитанников | Июнь-август 2018 г. | Обеспечение специальных условий для воспитанников | Планирование размещения игрового оборудования и мебели в группе ранней помощи | Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды группы ранней помощи | |
10 | Сбор информации о воспитанниках
|
Формирование реестра воспитанников, посещающих группу ранней помощи | В течение года | Повышение качества услуг | Взаимодействие с социальными службами, медицинской организацией, ПМПК | Список семей, посещающих группу ранней помощи | |
11 | Разработка индивидуального плана ранней помощи
(ранней коммуникации, физического, музыкального, познавательного развития) |
Определение необходимого количества и вида помощи конкретному воспитаннику | По мере поступления детей | Повышение уровня абилитации и реабилитации, социальной адаптации детей | Психолого-педагогическое обследование ребенка. Выявление проблем развития ребенка. | Специальные индивидуальные планы развития детей от 0 до 7 лет с нарушениями жизнедеятельности | |
12 | Функционирование группы ранней помощи | Обеспечение стабильного состава группы, зачисление детей, оформление договоров с родителями (законными представителями) об оказании социальных услуг | 2017 – 2018 | Удовлетворение потребности детей от 0 до 7 лет и их родителей
в социальных услугах |
Выявление социального запроса, корректировка штатного расписания, создание условий для посещения группы ранней помощи | Адаптированная развивающая программа группы ранней помощи. | |
13 | Заключительный этап | Заседания рабочей группы по реализации программы | Обсуждение выполнения плана работы, корректировка по необходимости, дополнение | Один раз в месяц в течение года | Эффективная реализация программы, получение положительных результатов. | Сбор информации по реализации программы, проведение опросов, анкетирования, наблюдение за семьями, детьми в процессе реализации программы. | Адаптированная программа ранней помощи |
14 | Итоговое заседание рабочей группы по реализации программы | Обсуждение выполнения календарного плана мероприятий по реализации проекта, выявление положительных эффектов, поиск путей преодоления, возникших трудностей. | Декабрь 2018 | Синтез современных исследований, доведения их до практической деятельности.
|
Обобщение и подготовка к распространению педагогического опыта | Семинар – практикум «Итоги и перспективы реализации программы по ранней помощи» для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей групп риска на базе МКУ «Центр Семья» | |
15 | Представление опыта работы | Оформление результатов работы.
Размещение отчета о реализации программы на информационных порталах. |
Декабрь
2018 |
Обобщение опыта работы с детьми раннего возраста в группе ранней помощи.
|
Подготовка информационных материалов для публикации | Отчёт о реализации программы,
перспективы на следующий год.
|
Содержание программы
Этапы реализации программы:
Первый этап — диагностический (2017-2018 г.г.): мониторинг социального запроса на услуги по ранней помощи, оформление нормативно-правовой базы, разработка локальных актов, регламентирующих деятельность программы.
Второй этап — организационный (2017г. – 2018г.): формирование плана мероприятий по внедрению системы ранней помощи детям с ОВЗ от 0 до 7 лет, формирование рабочей группы по разработке программы, информирование населения о реализации программы, пополнение материально-технической базы, методических разработок, наглядного материала для сопровождения программы, взаимодействие с учреждениями здравоохранения по выявлению детей группы риска.
Третий этап – практический (2017 г. – 2018 г.): разработка программы, перспективного плана, расписания занятий, формирование групп, проведение встреч, собраний для родителей детей раннего возраста, повышение профессионального роста педагогов посредством организации курсов повышения квалификации, оказание психолого- педагогической помощи родителям через индивидуальные консультации, открытые просмотры мероприятий, проведение оздоровительных, культурно- досуговых, психо- коррекционных мероприятий.
Четвертый этап – заключительный (2018г.): анализ проведенной работы (количественных и качественных показателей результатов программы), контроль за качеством реализации программы через мониторинг результативности, выводы, обобщение опыта работы, семинар- практикум «Итоги и перспективы реализации программы по ранней помощи».
Направления работы:
- Диагностическое направление, в рамках которого осуществляется деятельность по обследованию ребенка, выявлению его особенностей развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и ресурсов семьи. На данном этапе происходит совместная работа с учреждениями здравоохранения, Городской ПМПК для заключения соглашений, договоров о сотрудничестве. Составляется социальный анамнез семьи, специалистами изучается, подбирается оптимальный комплекс методик раннего вмешательства (диагностических и коррекционно- развивающих).
- Информационно-просветительское направление осуществляет информирование населения о проблемах раннего выявления стойких ограничений жизнедеятельности в возрасте от 0 до 7 лет, о формах организации ранней помощи при рождении ребенка с отклонениями в развитии и здоровье, размещение информации на стендах, сайте учреждения, распространение печатной продукции, создание комплексов методических рекомендаций, организация семинара- практикума, создание игротеки, оказание юридической помощи.
- Реабилитационно- оздоровительное направление осуществляет контроль, охрану и укрепление здоровья детей, изучение индивидуальных особенностей детей, особенностей семейных отношений.
- Коррекционно-развивающее направление обеспечивает помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута на базе межведомственного взаимодействия; разработку и реализацию коррекционно-развивающих программ в работе с детьми раннего возраста.
Социальное развитие ребенка – создание условий для успешного усвоения ребенком чувственного и социального опыта на основе общения с предметами быта, игрушками, людьми;
Физическое развитие ребенка – совершенствование общей моторики проведение простых и доступных для выполнения физических упражнений, повышение физических возможностей и профилактика имеющихся нарушений;
Познавательное развитие ребенка – практическая деятельность с ориентировкой в окружающем мире через организацию игрового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие всех психических процессов под влиянием предметно- игровой деятельности, общения;
Речевое развитие ребенка- стимулирование неречевых и речевых реакций ребенка, обобщение и активизация словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития детей;
Сенсорное развитие ребенка- развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. - Консультативное направление предполагает реализацию плана программы по обучению родителей и включению их в коррекционно-педагогический процесс.
- Культурно — досуговое направление, направленно на создание условий для реализации потребности детей в музыкально- двигательной активности, творческой деятельности, через проведение праздничных, досуговых, развивающих мероприятий для детей и родителей.
Ребенок и его семья направляются в Центр по рекомендации врачей детской поликлиники, специалисты по социальной работе приглашают семьи стоящие на учете в МКУ «Центр Семья» после проведенного патронажа или по обращению граждан.
Родители и дети зачисляются в группу ранней помощи. На каждого получателя социальных услуг в соответствии с ИПРА и ИППСУ составляется план реабилитации / абилитации, оздоровления, развития, где включены мероприятия с родителями и определяется период пребывания в группе ранней помощи.
Родителям выдается план, где отмечены сроки проведения оздоровительных, реабилитационных, коррекционно- развивающих, культурно-досуговых, консультативных мероприятий. Мероприятия реализуются в соответствии с перспективным планом.
В процессе реализации программы осуществляется контроль за реализацией плана мероприятий, мониторинг развития ребенка. По окончании реализации программы проводится диагностика развития ребенка и рефлексия полученных результатов.
Семьи с детьми от рождения до 7 лет, кроме помощи включенной в программу ранней помощи могут получать и другие социальные услуги на базе МКУ «Центр «Семья», сюда входят социально- правовые, срочные социальные услуги.
Требования к условиям реализации программы
Главные условия эффективного функционирования Службы ранней помощи:
- профессиональная готовность специалистов к раннему выявлению отклонений в развитии ребенка, организации коррекционно-развивающей работы с ними, продуктивного взаимодействия с семьей и участие в деятельности междисциплинарной команды. Обладание особыми компетенциями в области диагностики, коррекции нарушений развития и сопровождения семьи ребенка.
- Кадровое обеспечение
№
п/п |
Должность, образование, ученая степень и (или) ученое звание (при наличии) | Количество штатных единиц | Основная характеристика деятельности специалиста |
1. | Заведующий
высшее образование |
1 | Осуществляет общее руководство, организацию и контроль по реализации программы. Принимает участие в разработке программы, способствует созданию необходимого оснащения развивающей среды. |
2. | Специалист по социальной работе
высшее образование |
2 | Осуществляет комплектование групп с учетом требований санитарных норм и возрастных особенностей. |
3. | Психолог
высшее образование |
1
|
Обеспечивает психологическую защищенность клиентов учреждения;
Оказывает консультативную помощь; Осуществляет коррекционно- развивающую работы с детьми от 0 до 3-7 лет в группе ранней помощи и на дому. |
4. | Логопед
высшее образование |
1 | Проводит занятия на формирование и коррекцию речевых функций, развитие артикуляционной моторики;
Соблюдает нормы санитарно- эпидемиологического режима, техники, пожарной безопасности; Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов. |
5. | Воспитатель
Средне — специальное |
1
|
Проводит занятия по адаптивной физкультуре, способствует развитию мелкой и крупной моторики, профилактике плоскостопия, нарушений осанки и др. нарушений.
Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов. |
6. | Врач- педиатр
Высшее |
1 | Проводит консультирование семей, участвует в разработке плана мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей. Обеспечивает врачебную медицинскую помощь детям при необходимости. |
7. | Медицинская сестра по массажу | 1 | Проведение оздоровительных мероприятий (ручной массаж).
Соблюдает нормы санитарно- эпидемиологического режима. Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов |
8. | Медицинская сестра по физиотерапии | 1 | Проводит оздоровительные мероприятия (физиопроцедуры- ингаляции, ДУФ, КУФ, электрофорез) Соблюдает нормы санитарно- эпидемиологического режима.
Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов. |
9. | Социальный педагог
Высшее |
1 | Проводит культурно- массовые мероприятия, организует работу по реализации программы.
Соблюдает нормы санитарно- эпидемиологического режима. Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов. |
10. | Музыкальный руководитель
Высшее |
1 | Проводит музыкальные занятия направленные на формирование у детей основ музыкальной культуры, воспитание всесторонне развитой личности, укрепление здоровья и психоэмоционального состояния. |
11. | Методист
Высшее |
1 | Оказывает помощь воспитателям, психологу, логопеду в разработке индивидуальных программ для детей раннего возраста с отклонениями в развитии;
Организует прохождение специалистами курсов повышения квалификации, работающих с детьми раннего возраста, участие в семинарах по проблемам раннего вмешательства и ранней коррекционной помощи. |
Итого | 12 |
- Наличие специально оборудованных функциональных комнат:
- игровой комнаты;
- сенсорной комнаты;
- достаточность технических средств:
- релаксационное оборудование;
- аудиоаппаратура;
- достаточность диагностических и развивающих материалов и пособий:
- развивающие игры и игрушки;
- краски, пластилин и другой материал для творческих видов деятельности;
- дидактический материал, спортивное оборудование, игрушки, шариковый бассейн,
- материалы для творчества.
Ожидаемые результаты
- Организация развивающей среды для реализации программы;
- Создание банка данных детей с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов возраста (от 0 до 7) лет, и их семей;
- Организация функционирования группы ранней помощи, ориентированной на социальный заказ родителей;
- Создание Консультативного пункта по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (риском развития);
- Социальная адаптация детей целевой группы, улучшение состояния здоровья детей, максимальное развитие их реабилитационного потенциала, более высокий уровень их социализации, коррекция имеющихся нарушений развития, профилактика вторичных отклонений развития.
- Повышение социально- психолого-педагогической компетентности родителей;
- Улучшение психо-эмоционального здоровья родителей и повышение их активности в процессе реабилитационной работы;
- Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов в области реабилитации/ абилитации детей.
Критерии оценки эффективности
- Количество семей/ человек охваченных программой;
- Степень удовлетворенности детей и родителей (законных представителей) качеством услуг предоставляемых Службой ранней помощи (книга отзывов, анкетирование, опрос);
- Уровень психо- эмоцоционального состояния семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями;
- Мониторинг уровня социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Анализ повышения уровня компетентности специалистов по организации психолого-педагогического сопровождения детей целевой группы и их родителей (законных представителей).
Список литературы
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. –М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003 г.
- Борячев Е.Г. Актуальные вопросы интеграции детей раннего возраста в социокультурное и образовательное пространство.
- Герасименко О.А., Дименштейн Р.П. Несколько слов к вопросу об интеграции.
- Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.А. «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями», институт социальной работы. – М.: 1996 г
План консультаций специалистов для родителей группы ранней помощи (март — май)
Консультации логопеда
- Понятие о норме и патологии в логопедии.
- Развитие речи.
- Дословесный период.
- Первые слова.
- Индивидуальные стратегии усвоения языка.
- Однословные и двухсловные высказывания ребенка.
- Произношение у детей дошкольного возраста.
- Система М.Монтессори.
- Развивающие эффекты метода М.Монтессори.
- Педагогические принципы М.Монтессории.
- Центральный метод М.Монтессори и методы воспитания в различные речевые периоды.
Консультации врача – педиатра
- Особенности развития детей с 1-7 лет. Возрастные кризисы. О гигиенической и безопасной среде в различные возрастные периоды.
- О режиме дня и рациональном питании. Закаливание детей.
- О личной гигиене детей. Болезни «грязных рук» и профилактика глистных и кишечных заболеваний.
Консультации психолога
- Организация психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях учреждения МКУ «Центр Семья»
- Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями (лекция)
- Взрослые и дети (групповое занятие с элементами тренинга)
- Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления (лекция)
- Общение с ребенком (групповое занятие с элементами тренинга)
- Покажи мне любовь (групповое занятие с элементами тренинга)
- Методы педагогического воздействия на ребенка в семье (инд. консультации)
- Тренинг «Родительская эффективность» (групповое занятие с элементами тренинга)
- Тематический практикум «Класс родительского мастерства»
«Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей-инвалидов»
«Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов»
«Формирование психических процессов у детей-инвалидов»
«Формирование игровой деятельности у детей»
«Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста»
Консультации и совместные занятия воспитателя с детьми и родителями группы ранней помощи (март)
- Вводная беседа: начальное ознакомление детей со спортом.
Комплекс №1. «Потянушки», «Поклонились», «Прыг-скок», сенсорные дорожки. - Физическое развитие детей второго- третьего года жизни.
Комплекс №1 - Совместные занятия спортом детей и родителей.
Комплекс №1
Обязанности специалистов
Специалист по социальной работе | Психолог | Логопед | Воспитатель | Врач- педиатр | Музыкальный руководитель | Медицинская сестра по массажу | Медицинская сестра по физиотерапии | Социальный педагог |
Осуществляет комплектование групп с учетом требований санитарных норм и возрастных особенностей. | Обеспечивает психологическую защищенность клиентов учреждения;
Оказывает консультативную помощь; Осуществляет коррекционно- развивающую работы с детьми от 0 до 3-7 лет в группе ранней помощи и на дому. |
Проводит занятия на формирование и коррекцию речевых функций, развитие артикуляционной моторики;
Соблюдает нормы санитарно- эпидемиологического режима, техники, пожарной безопасности; Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов. |
Проводит занятия по адаптивной физкультуре, способствует развитию мелкой и крупной моторики, профилактике плоскостопия, нарушений осанки и др. нарушений.
Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов. |
Обеспечивает врачебную медицинскую помощь детям при необходимости. | Проводит музыкальные занятия. Формирует у детей положительные эмоции, при пении, движениях и игровых действиях под музыку. Вызывает эмоциональный отклик на музыку с помощью разнообразных приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения.
|
Проведение оздоровительных мероприятий (ручной массаж).
Соблюдает нормы санитарно- эпидемиологического режима. Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов |
Проводит оздоровительные мероприятия (физиопроцедуры- ингаляции, ДУФ, КУФ, электрофорез) Соблюдает нормы санитарно- эпидемиологического режима.
Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов. |
Проводит культурно- массовые мероприятия, организует работу по реализации программы, организует работу клуба «Мой кроха и я».
Соблюдает нормы санитарно- эпидемиологического режима. Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов. |
Анкетирование, опрос, выявление проблем семьи
Составление социального анамнеза семьи
|
Выявление психологических проблем в семьях на раннем этапе дезадаптации,
обеспечение оперативной психологической помощи семье с целью сохранения её для ребенка, предотвращения социального сиротства; разработка мероприятий, апробация методик и технологий по профилактической деятельности. |
Оценка особенностей речевого, языкового и коммуникативного развития ребенка, консультирование семей по вопросам коммуникативного развития, помощь в развитии коммуникативных способностей ребенка,
проведение индивидуальных и групповых программ для детей с нарушениями коммуникации.
|
Оказание помощи семьям, имеющим детей с двигательными нарушениями или риском их развития.
Определение физического, функционального состояния ребенка, анализ позитивных и негативных факторов, влияющих на его развитие; разработка и проведение программы адаптивной физкультуры. Оценивает изменения, происходящие в функциональном состоянии ребенка в ходе проведения программы помощи. |
Оценка соматического состояния ребенка и степени его влияния на развитие, оказание консультативной помощи семье по вопросам здоровья ребенка.
Совместно с другими специалистами участвует в планировании индивидуальной программы вмешательства, давая рекомендации, касающиеся особенностей здоровья ребенка. Консультирует семьи по вопросам режима дня, сна, кормления; обучает близких приемам ухода за ребенком. |
Приобщает к веселой и спокойной музыке, способствует формированию умения различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов и тд. | На основе диагноза и рекомендаций педиатра проводит ручной массаж рекомендуемых зон. |
Микушина Александра Александровна
логопед, Муниципальное казенное учреждение — «Центр социальной помощи семье и детям»
Кемеровская область-Кузбасс, город Междуреченск