Программа оказания ранней помощи семьям с детьми от 0 до 7 лет с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, ограниченными возможностями здоровья, детьми- инвалидами отделения реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями «Маленькое чудо»

Актуальность

На современном этапе развития общества одной из важнейших задач является формирование системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям от рождения до 7 лет, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям. Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

В России почти 400 тыс. детей нуждаются в инклюзивном образовании. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние 5 лет количество детей-инвалидов в России увеличилось и составляет около 2 процентов детского населения. В структуре причин инвалидности наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения (22,8 процента), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (20,6 процента), болезни нервной системы (20 процентов).

Традиционно семья воспринимается, как микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие.

В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка.

Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, так как для них характерен высокий уровень проявления «проблемности».

Разработка комплексной программы ранней помощи этой категории семей, обусловлена  тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, на данный момент не выполняет роли базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность. Такая внутрисемейная атмосфера возникает в результате следующих причин:

  • высокого уровня психической травматизации членов семей вследствие рождения ребенка с отклонениями в развитии;
  • отсутствия, как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;
  • непринятия особенностей ребенка, что может быть обусловлено как особенностями личности родителей, так и их культурно-ценностными ориентациями в отношении  ребенка.

Осуществление ранней психолого- педагогической помощи семьям позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференцированной и адресной помощи ребенку с отклонениями в развитии.

Потребность в оказании специальной медико- социально- психолого- педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, возникает из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. Важнейшее значение имеет создание благоприятной реабилитационной и коррекционно-обучающей среды для ребенка в период его пребывания дома. Это требует от родителей определенного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и возможностей ребенка. Они также должны владеть практическими навыками, позволяющими методически правильно общаться с ребенком и правильно его воспитывать.

Специальная помощь необходима родителям для нейтрализации тех психологических проблем, которые возникают вследствие их личностных переживаний, связанных с нарушениями развития ребенка.

Комплексная система мер по оказанию психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, способствует также гуманизации отношения социума к таким лицам.

Комплексная помощь должна начинаться как можно раньше, охватывать медицинский и социальный аспекты, включать организацию сопровождения семей, воспитывающих детей  (от 0 до 7 лет), быть доступной по их непосредственного проживания.

В основе программы необходимым условием будет являться наличие междисциплинарной и межведомственной команды и скоординированные действия всех специалистов, которые в нее входят.

Нормативно-организационное обеспечение программы.

Создание системы ранней помощи в Российской Федерации соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, а также детей, находящихся в социально опасном положении.

  • Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 года №1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы».
  • Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства российской Федерации №1839-р от 31.08.2016 года.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 «О направлении Методических рекомендаций»
  • Приказ директора «Об утверждении Положения о рабочей группе по разработке программы по оказанию ранней помощи семьям с детьми (от 0 до 7 лет) с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, ограниченными возможностями здоровья, детьми- инвалидами № 63 от  02.2018 г.
  • Положение об утверждении Положения о группе ранней помощи семьям с детьми (от 0 до 7 лет) с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, ограниченными возможностями здоровья, детьми- инвалидами №64 от 12.02.2018 г.

 

Новизна программы

Новизна  заключается в том, что с ребенком раннего возраста с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами и детьми группы риска, и семьями, их воспитывающими,  работает команда специалистов, обеспечивая единый подход к обеспечению ранней помощи и комплексному психолого-педагогическому сопровождению.  Деятельность специалистов междисциплинарной команды направлена на помощь детям первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья (риском развития). Она включает в себя предоставление квалифицированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с проблемами здоровья и развития. В состав команды специалистов входят: психолог, логопед, социальный педагог, воспитатель, специалисты по социальной работе, музыкальный руководитель, врач- педиатр, медицинская сестра по массажу и физиотерапии.

При этом дети целевой группы имеют возможность социализации в коллективе сверстников через посещение клуба «Мой кроха и я» отделения психолого- педагогической помощи.

Направленность программы: социально — психолого – педагогическая.

Цель программы:

Оказание методической, диагностической, консультативной помощи семье, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения),  укрепление физического и психического здоровья,  подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком в его воспитании и развитии.

Задачи программы:

  1. Создание условий для развития и доступности услуг ранней помощи;
  2. Проведение диагностической деятельности с целью выявления потребностей семьи в социальных услугах;
  3. Оказание комплекса социально- медицинских, социально- педагогических, социально- психологических услуг детям раннего возраста (от 0 до 7лет) с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, ограниченными возможностями здоровья, детям- инвалидам и их семьям;
  4. Обеспечение психологической помощи дезадаптированной семье с целью сохранения её для ребенка, предотвращения социального сиротства;
  5. Построение индивидуальных программ сопровождения по социальной адаптации, реабилитации/ абилитации детей;
  6. Организация межведомственного взаимодействия по просвещению родителей в вопросах психолого-педагогического воспитания детей раннего возраста (от 0 до 7лет) с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов.
  7. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в области ранней помощи детям.

Целевая группа: дети раннего возраста от (0 до 7 лет) с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, ограниченными возможностями здоровья, дети- инвалиды, дети группы риска и их родители.

Продолжительность: программа будет реализована  в течение  года.

Принципы:

  • межведомственное взаимодействие по компетенции органов управления и учреждений различных ведомств, от деятельности которых зависит полнота и развитие системы ранней помощи, исключающее дублирование функций, в том числе взаимодействие с общественными организациями;
  • доступность ранней помощи (территориальную, по времени обслуживания);
  • открытость и прозрачность ранней помощи для потребителей и общества в целом;
  • непрерывность и длительность ранней помощи с предоставлением необходимых услуг в режиме сопровождения ребёнка и семьи до их завершения;
  • обеспечение преемственности в сопровождении ребёнка и семьи.

Формы работы:

Организационные

Инструктажи;
Информационные собрания;
Консультации;
Беседы.

Исследовательские

Анкетирование;
Опрос;
Наблюдение.

Практические

Индивидуальные и групповые занятия по адаптивной физкультуре;
Индивидуальные и групповые занятия в сенсорной комнате;
Индивидуальные и групповые занятия со специалистами (логопед, музыкальный руководитель, психолог, социальный педагог);
Культурно-досуговые мероприятия;
Консультирование.

Аналитические

Консилиумы;
Опросы и анкетирования родителей;
Межведомственное взаимодействие.

Методы работы

  1. Обсуждение с родителями и законными представителями возможных путей социальной адаптации и реабилитации ребенка;
  2. Поддержка родителей и законных представителей, развитие их компетентности в вопросах развития и воспитания ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
  3. Ознакомление родителей и законных представителей практическим навыкам общего ухода за ребенком – инвалидом.
  4. Наблюдение за состоянием здоровья ребенка, его социальной адаптации и семьи.
  5. Развитие социальных навыков, физических способностей и познавательной активности ребенка.
  6. Формирование продуктивных видов деятельности ребенка.

Календарный план реализации программы

Этап Наименование мероприятия Краткое  описание содержания мероприятия Сроки или период(в мес.) Ожидаемые

результаты

Предшествующие мероприятия Итог мероприятий
1  

Диагностический этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг нормативно-правовой базы Изучение нормативных документов по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей 2017-

2018

Повышение компетенций по заявленной теме Сбор информации по обновлению нормативных документов Каталог нормативно-правовых документов  по развитию ранней помощи
2 Мониторинг научно-методических материалов по работе с детьми раннего возраста с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, ОВЗ, детьми- инвалидами

 

Изучение и анализ современных научно-методических разработок в области психолого-педагогического сопровождения, комплексной реабилитации детей-инвалидов дошкольного возраста.   2017-2018 Повышение компетенций по заявленной теме

 

 

 

 

Знакомство с опытом работы по реабилитации детей-инвалидов дошкольного возраста Перечень методической литературы по теме «Реализация моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей»
3 Мониторинг специального оборудования, используемого в работе с детьми раннего возраста Изучение и анализ методических рекомендаций по организации игровых занятий с использованием специального оборудования.   2017-2018 Повышение компетенций по заявленной теме Анализ коммерческих предложений Список специального оборудования
4 Выявление социального запроса Установление контакта с семьями воспитанников с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, ОВЗ, детьми- инвалидами выявление контингента воспитанников, нуждающихся в услугах Службы ранней помощи Ноябрь- декабрь

2017

Формирование социального запроса Взаимодействие с социальными службами, медицинской организацией,  Управлением развития образования и отраслей социальной сферы База данных
5 Организационный этап

 

 

 

 

 

 

 

Разработка программы  по внедрению системы ранней помощи детям от 0 до 7 лет Обсуждение направлений деятельности, формирование плана мероприятий 2017-2018 Планомерная деятельность по созданию группы ранней помощи на базе МКУ «Центр Семья» Анализ ситуации, материально-технического потенциала, кадрового обеспечения отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными способностями МКУ «Центр Семья» План мероприятий  по внедрению системы ранней помощи детям от 0 до 7 лет в МКУ «Центр Семья»
  Разработка положения по работе рабочей группы по созданию программы ранней помощи детям от 0 до 7 лет Формирование рабочей группы по разработке программы, обсуждение направлений работы, оформление содержания программы. Декабрь  2017 – январь  2018 Формирование банка идей, определение стратегии мероприятий по реализации проекта Диагностический этап Положение о рабочей группе по разработке программы  «Оказание ранней помощи» для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей групп риска
6 Практический этап Апробация Порядка оказания ранней помощи детям  от 0 до 7 лет. Организация пилотной площадки по оказанию ранней помощи детям от 0 до 7 лет  на базе МКУ «Центр Семья»  

2018 г.

Модель группы ранней помощи для детей от 0 до 7 лет Организационный этап, реализация мероприятий по плану программы. Положение о группе ранней помощи
7 Расширение материально-технической базы Приобретение специального оборудования Июнь – август 2018 г. Поставка специального оборудования Определение необходимого оборудования в зависимости от контингента воспитанников Заявка на покупку

 

8 Корректировка развивающей предметно-пространственной среды Размещение специального  оборудования в помещениях Группы ранней помощи Август  2018г. Повышение качества услуг Группы ранней помощи Обсуждение вариантов использования специального оборудования Методические рекомендации по использованию приобретенного оборудования в работе специалистов группы ранней помощи
9 Переоборудование помещения для работы группы ранней помощи Перераспределение игровых зон,  перестановка мебели в соответствии с контингентом воспитанников Июнь-август 2018 г. Обеспечение специальных условий для воспитанников Планирование размещения игрового оборудования и мебели в группе ранней помощи Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды группы ранней помощи
10 Сбор информации о воспитанниках

 

Формирование реестра воспитанников, посещающих группу ранней помощи В течение года Повышение качества услуг Взаимодействие с социальными службами, медицинской организацией, ПМПК Список семей, посещающих группу ранней помощи
11 Разработка индивидуального плана ранней помощи

(ранней коммуникации, физического, музыкального, познавательного развития)

Определение необходимого количества и вида помощи конкретному воспитаннику По мере поступления детей Повышение уровня  абилитации и реабилитации,  социальной адаптации детей Психолого-педагогическое обследование ребенка. Выявление проблем развития ребенка. Специальные индивидуальные планы развития детей от 0 до 7 лет с нарушениями жизнедеятельности
12 Функционирование группы ранней помощи Обеспечение стабильного  состава группы, зачисление детей, оформление договоров с родителями (законными представителями) об оказании социальных услуг 2017 – 2018 Удовлетворение потребности детей  от 0 до 7 лет и их родителей

в социальных услугах

Выявление социального запроса, корректировка штатного расписания, создание условий для посещения группы ранней помощи Адаптированная развивающая  программа группы ранней помощи.
13 Заключительный этап Заседания рабочей группы по реализации программы Обсуждение выполнения плана работы, корректировка по необходимости, дополнение Один раз в месяц в течение года Эффективная реализация программы, получение положительных результатов. Сбор информации по реализации программы, проведение опросов, анкетирования, наблюдение  за семьями, детьми в процессе реализации программы. Адаптированная программа ранней помощи
14 Итоговое заседание рабочей группы по реализации программы Обсуждение выполнения календарного плана мероприятий по реализации проекта, выявление положительных эффектов, поиск путей преодоления, возникших трудностей. Декабрь 2018 Синтез современных исследований, доведения их  до практической деятельности.

 

Обобщение и подготовка к распространению педагогического опыта Семинар – практикум «Итоги и перспективы реализации программы по ранней помощи» для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей групп риска на базе МКУ «Центр Семья»
15 Представление опыта работы Оформление результатов работы.

Размещение отчета о реализации программы на информационных порталах.

Декабрь

2018

Обобщение опыта  работы с детьми раннего возраста в группе ранней помощи.

 

Подготовка информационных материалов для публикации Отчёт о реализации программы,

перспективы на следующий год.

 

 

 Содержание программы

Этапы реализации программы:

Первый этап  —  диагностический (2017-2018 г.г.): мониторинг социального запроса на услуги по ранней помощи, оформление нормативно-правовой базы, разработка локальных актов, регламентирующих деятельность программы.

Второй этап  — организационный (2017г. – 2018г.):  формирование плана мероприятий по внедрению системы ранней помощи детям с ОВЗ от 0 до 7 лет, формирование рабочей группы по разработке программы, информирование населения о реализации программы, пополнение материально-технической базы, методических разработок, наглядного материала для сопровождения программы, взаимодействие с учреждениями здравоохранения по выявлению детей группы риска.

Третий  этап  – практический (2017 г. – 2018 г.):  разработка программы, перспективного плана, расписания занятий, формирование групп, проведение встреч, собраний для родителей детей раннего возраста, повышение профессионального роста педагогов посредством организации курсов повышения квалификации, оказание психолого- педагогической помощи родителям через  индивидуальные консультации, открытые просмотры мероприятий, проведение оздоровительных, культурно- досуговых, психо- коррекционных мероприятий.

Четвертый этап  – заключительный (2018г.): анализ проведенной работы (количественных и качественных показателей результатов программы), контроль за качеством реализации программы через мониторинг результативности, выводы, обобщение опыта работы, семинар- практикум «Итоги и перспективы реализации программы по ранней помощи».

Направления работы:

  1. Диагностическое направление, в рамках которого осуществляется деятельность по обследованию ребенка, выявлению его особенностей развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и ресурсов семьи. На данном этапе происходит совместная работа с учреждениями здравоохранения, Городской ПМПК для заключения соглашений, договоров о сотрудничестве. Составляется социальный анамнез семьи, специалистами изучается, подбирается оптимальный комплекс методик раннего вмешательства (диагностических и коррекционно- развивающих).
  2. Информационно-просветительское направление осуществляет информирование населения о проблемах раннего выявления стойких ограничений жизнедеятельности в возрасте от 0 до 7 лет, о формах организации ранней помощи при рождении ребенка с отклонениями в развитии и здоровье, размещение информации на стендах, сайте учреждения, распространение печатной продукции, создание комплексов методических рекомендаций, организация семинара- практикума, создание игротеки, оказание юридической  помощи.
  3. Реабилитационно- оздоровительное направление осуществляет контроль, охрану и укрепление здоровья детей, изучение индивидуальных особенностей детей, особенностей семейных отношений.
  4. Коррекционно-развивающее направление обеспечивает помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута на базе межведомственного взаимодействия; разработку и реализацию коррекционно-развивающих программ в работе с детьми раннего возраста.
    Социальное развитие ребенка – создание условий для успешного усвоения ребенком чувственного и социального опыта на основе общения с предметами быта, игрушками, людьми;
    Физическое развитие ребенка – совершенствование общей моторики проведение простых и доступных для выполнения физических упражнений, повышение физических возможностей и профилактика имеющихся нарушений;
    Познавательное развитие ребенка – практическая деятельность с ориентировкой в окружающем мире через организацию игрового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие всех психических процессов под влиянием предметно- игровой деятельности, общения;
    Речевое развитие ребенка- стимулирование неречевых и речевых реакций ребенка, обобщение и активизация словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития детей;
    Сенсорное развитие ребенка- развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов.
  5. Консультативное направление предполагает реализацию плана программы по обучению родителей и включению их в коррекционно-педагогический процесс.
  6. Культурно — досуговое направление, направленно на создание условий для реализации потребности детей в музыкально- двигательной активности, творческой деятельности, через проведение праздничных, досуговых, развивающих мероприятий  для детей и родителей.

Ребенок и его семья направляются в Центр по рекомендации врачей детской   поликлиники, специалисты по социальной работе приглашают семьи стоящие на учете в МКУ «Центр Семья» после проведенного патронажа или по обращению граждан.

Родители и дети зачисляются в группу ранней помощи. На каждого получателя социальных услуг в соответствии с ИПРА и ИППСУ составляется план реабилитации / абилитации,  оздоровления, развития, где включены мероприятия с родителями и определяется период пребывания в группе ранней помощи.

Родителям выдается план, где отмечены сроки проведения оздоровительных, реабилитационных, коррекционно- развивающих, культурно-досуговых, консультативных мероприятий. Мероприятия реализуются в соответствии с перспективным планом.

В процессе реализации программы осуществляется контроль за реализацией плана мероприятий, мониторинг развития ребенка. По окончании  реализации программы проводится диагностика развития ребенка и рефлексия полученных результатов.

Семьи с детьми от рождения до 7 лет, кроме помощи включенной в программу ранней помощи могут получать и другие социальные услуги на базе МКУ «Центр «Семья», сюда входят социально- правовые, срочные социальные услуги.

 

Требования к условиям реализации программы

Главные условия эффективного функционирования Службы ранней помощи:

  • профессиональная готовность специалистов к раннему выявлению отклонений в развитии ребенка, организации коррекционно-развивающей работы с ними, продуктивного взаимодействия с семьей и участие в деятельности междисциплинарной команды. Обладание особыми компетенциями в области диагностики, коррекции нарушений развития и сопровождения семьи ребенка.
  • Кадровое обеспечение

п/п

Должность, образование, ученая степень и (или) ученое звание (при наличии) Количество штатных единиц Основная характеристика деятельности специалиста
1. Заведующий

высшее образование

1 Осуществляет общее руководство, организацию и контроль по реализации программы. Принимает участие в разработке программы, способствует созданию необходимого оснащения развивающей среды.
2. Специалист по социальной работе

высшее образование

2 Осуществляет комплектование групп с учетом требований санитарных норм и возрастных особенностей.
3. Психолог

высшее образование

1

 

Обеспечивает психологическую защищенность клиентов учреждения;

Оказывает консультативную помощь;

Осуществляет коррекционно- развивающую работы  с детьми от 0 до 3-7 лет в группе ранней помощи и на дому.

4. Логопед

высшее образование

1 Проводит занятия на формирование и коррекцию речевых функций, развитие артикуляционной моторики;

Соблюдает нормы санитарно- эпидемиологического режима, техники, пожарной безопасности;

Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов.

5. Воспитатель

Средне — специальное

1

 

Проводит занятия по  адаптивной физкультуре, способствует развитию мелкой и крупной моторики, профилактике плоскостопия, нарушений осанки и др. нарушений.

Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов.

6. Врач- педиатр

Высшее

1 Проводит  консультирование семей, участвует в разработке плана мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей. Обеспечивает врачебную медицинскую помощь детям при необходимости.
7. Медицинская сестра по массажу 1 Проведение оздоровительных мероприятий (ручной массаж).

Соблюдает нормы санитарно- эпидемиологического режима.

Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов

8. Медицинская сестра по физиотерапии 1 Проводит оздоровительные мероприятия (физиопроцедуры- ингаляции, ДУФ, КУФ, электрофорез) Соблюдает нормы санитарно- эпидемиологического режима.

Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов.

9. Социальный педагог

Высшее

1 Проводит культурно- массовые мероприятия, организует работу по реализации программы.

Соблюдает нормы санитарно- эпидемиологического режима.

Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов.

10. Музыкальный руководитель

Высшее

1 Проводит музыкальные занятия направленные на формирование у детей основ музыкальной культуры, воспитание всесторонне развитой личности, укрепление здоровья и психоэмоционального состояния.
11. Методист

Высшее

1 Оказывает помощь воспитателям, психологу, логопеду в разработке индивидуальных программ для детей раннего возраста с отклонениями в развитии;

Организует прохождение специалистами курсов повышения квалификации, работающих с детьми раннего возраста, участие в семинарах по проблемам раннего вмешательства и ранней коррекционной помощи.

  Итого 12  

 

  • Наличие специально оборудованных функциональных комнат:
    • игровой комнаты;
    • сенсорной комнаты;
    • достаточность технических средств:
    • релаксационное оборудование;
    • аудиоаппаратура;
    • достаточность диагностических и развивающих материалов и пособий:
    • развивающие игры и игрушки;
    • краски, пластилин и другой материал для творческих видов деятельности;
    • дидактический материал, спортивное оборудование, игрушки, шариковый бассейн,
    • материалы для творчества.

 Ожидаемые результаты

  • Организация развивающей среды для реализации программы;
  • Создание банка данных детей с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов возраста (от 0 до 7) лет, и их семей;
  • Организация функционирования группы ранней помощи, ориентированной на социальный заказ родителей;
  • Создание Консультативного пункта по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (риском развития);
  • Социальная адаптация детей целевой группы, улучшение состояния здоровья детей, максимальное развитие их реабилитационного потенциала, более высокий уровень их социализации, коррекция имеющихся нарушений развития, профилактика вторичных отклонений развития.
  • Повышение социально- психолого-педагогической компетентности родителей;
  • Улучшение психо-эмоционального здоровья родителей и повышение их активности в процессе реабилитационной работы;
  • Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов в области  реабилитации/ абилитации детей.

Критерии оценки эффективности

  • Количество семей/ человек охваченных программой;
  • Степень удовлетворенности детей и родителей (законных представителей) качеством услуг предоставляемых Службой ранней помощи (книга отзывов, анкетирование, опрос);
  • Уровень психо- эмоцоционального состояния семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями;
  • Мониторинг уровня социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Анализ повышения уровня компетентности специалистов по организации психолого-педагогического сопровождения детей целевой группы и их родителей (законных представителей).

  

Список литературы

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. –М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003 г.
  2. Борячев Е.Г. Актуальные вопросы интеграции детей раннего возраста в социокультурное и образовательное пространство.
  3. Герасименко О.А., Дименштейн Р.П. Несколько слов к вопросу об интеграции.
  4. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.А. «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями», институт социальной работы. – М.: 1996 г

 

План консультаций специалистов для родителей группы ранней помощи (март — май)

Консультации логопеда

  1. Понятие о норме и патологии в логопедии.
  2. Развитие речи.
  • Дословесный период.
  • Первые слова.
  • Индивидуальные стратегии усвоения языка.
  • Однословные и двухсловные высказывания ребенка.
  • Произношение у детей дошкольного возраста.
  1. Система М.Монтессори.
  • Развивающие эффекты метода М.Монтессори.
  • Педагогические принципы М.Монтессории.
  • Центральный метод М.Монтессори и методы воспитания в различные речевые периоды.

Консультации врача – педиатра

  • Особенности развития детей с 1-7 лет. Возрастные кризисы. О гигиенической и безопасной среде в различные возрастные периоды.
  • О режиме дня и рациональном питании. Закаливание детей.
  • О личной гигиене детей. Болезни «грязных рук» и профилактика глистных и кишечных заболеваний.

Консультации психолога

  1. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях учреждения МКУ «Центр Семья»
  2. Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями (лекция)
  3. Взрослые и дети (групповое занятие с элементами тренинга)
  4. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления (лекция)
  5. Общение с ребенком (групповое занятие с элементами тренинга)
  6. Покажи мне любовь (групповое занятие с элементами тренинга)
  7. Методы педагогического воздействия на ребенка в семье (инд. консультации)
  8. Тренинг «Родительская эффективность» (групповое занятие с элементами тренинга)
  9. Тематический практикум «Класс родительского мастерства»

«Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей-инвалидов»

«Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов»

«Формирование психических процессов у детей-инвалидов»

«Формирование игровой деятельности у детей»

«Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста»

Консультации и совместные занятия воспитателя с детьми и родителями группы ранней помощи (март)

  1. Вводная беседа: начальное ознакомление детей со спортом.
    Комплекс №1. «Потянушки», «Поклонились», «Прыг-скок», сенсорные дорожки.
  2. Физическое развитие детей второго- третьего года жизни.
    Комплекс №1
  3. Совместные занятия спортом детей и родителей.
    Комплекс №1

 Обязанности  специалистов

Специалист по социальной работе Психолог Логопед Воспитатель Врач- педиатр Музыкальный руководитель Медицинская сестра по массажу Медицинская сестра по физиотерапии Социальный педагог
Осуществляет комплектование групп с учетом требований санитарных норм и возрастных особенностей. Обеспечивает психологическую защищенность клиентов учреждения;

Оказывает консультативную помощь;

Осуществляет коррекционно- развивающую работы  с детьми от 0 до 3-7 лет в группе ранней помощи и на дому.

Проводит занятия на формирование и коррекцию речевых функций, развитие артикуляционной моторики;

Соблюдает нормы санитарно- эпидемиологического режима, техники, пожарной безопасности;

Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов.

Проводит занятия по  адаптивной физкультуре, способствует развитию мелкой и крупной моторики, профилактике плоскостопия, нарушений осанки и др. нарушений.

Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов.

Обеспечивает врачебную медицинскую помощь детям при необходимости. Проводит музыкальные занятия. Формирует  у детей положительные эмоции, при пении, движениях и игровых действиях под музыку. Вызывает эмоциональный отклик на музыку с помощью разнообразных приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения.

 

Проведение оздоровительных мероприятий (ручной массаж).

Соблюдает нормы санитарно- эпидемиологического режима.

Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов

Проводит оздоровительные мероприятия (физиопроцедуры- ингаляции, ДУФ, КУФ, электрофорез) Соблюдает нормы санитарно- эпидемиологического режима.

Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов.

Проводит культурно- массовые мероприятия, организует работу по реализации программы, организует работу клуба «Мой кроха и я».

Соблюдает нормы санитарно- эпидемиологического режима.

Отвечает за безопасность жизни и здоровья клиентов.

Анкетирование, опрос, выявление проблем семьи

Составление социального анамнеза семьи

 

Выявление психологических проблем в семьях на раннем этапе дезадаптации,

обеспечение оперативной психологической помощи семье с целью сохранения её для ребенка, предотвращения социального сиротства;

разработка мероприятий, апробация методик и технологий по профилактической деятельности.

Оценка особенностей речевого, языкового и коммуникативного развития ребенка, консультирование семей по вопросам коммуникативного развития, помощь в развитии коммуникативных способностей ребенка,

проведение индивидуальных и групповых программ для детей с нарушениями коммуникации.

 

 Оказание помощи семьям, имеющим детей с двигательными нарушениями или риском их развития.

Определение физического, функционального состояния ребенка, анализ позитивных и негативных факторов, влияющих на его развитие; разработка и проведение программы адаптивной физкультуры. Оценивает изменения, происходящие в функциональном состоянии ребенка в ходе проведения программы помощи.

Оценка соматического состояния ребенка и степени его влияния на развитие, оказание консультативной помощи семье по вопросам здоровья ребенка.

Совместно с другими специалистами участвует в планировании индивидуальной программы вмешательства, давая рекомендации, касающиеся особенностей здоровья ребенка.

Консультирует семьи по вопросам режима дня, сна, кормления; обучает близких приемам ухода за ребенком.

Приобщает к веселой и спокойной музыке, способствует формированию умения различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов и тд. На основе диагноза и рекомендаций педиатра проводит ручной массаж рекомендуемых зон.    

 

Микушина Александра Александровна
логопед, Муниципальное казенное учреждение — «Центр социальной помощи семье и детям»
Кемеровская область-Кузбасс, город Междуреченск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.