Развитие грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией

Стертая дизартрия представляет собой расстройство речи. Основным симптомом речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Эти игры и упражнения помогут вашему ребёнку справиться с этой проблемой!

1. «Подбери слово», «На что похоже»

Подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета. Так, для характеристики предметов (с опорой на соответствующие картинки) детям могут быть предложены следующие слова: «дерево» (большое — маленькое, высокое — низкое, старое — молодое (деревце)), «дом», «река», «машина», «сад» и др. Выполнению этого упражнения может предшествовать задание типа: «Узнай, о чем это», когда дети по названным взрослым словам-определениям должны узнать объект, к характеристике которого эти слова подходят. Например:

  • деревянный (каменный), одноэтажный (дом)
  • деревянная, длинная (удочка,палка)
  • круглый, резиновый (мяч)
  • круглый, большой, зеленый (арбуз)
  • круглое, румяное (яблоко)

2. «Скажи по-другому», «А как наоборот?»

Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия, где к данным словам детям предлагается подобрать слова с противоположным значением и др. Ниже приводятся примеры таких упражнений. Упражнение «Скажи по-другому». Детям дается задание подобрать слова- синонимы к произносимым логопедом словам-определениям.

  • прилагательные: невеселый (грустный), храбрый (смелый);
  • наречия: скоро (быстро), недалеко (близко), нелегко (тяжело).

К данным словосочетаниям (характеристика предмета) по образцу педагога детям предлагается подобрать синонимы, например:

Образец: невысокое дерево — низкое дерево;
неширокая тропинка — узкая тропинка.

Составляемые синонимические пары:

  • нехороший поступок (плохой поступок);
  • нетрудная работа/задача (легкая работа/задача);
  • неглубокий(-ое) ручей/озеро (мелкий(-ое)
  • ручей/озеро);
  • недоброе лицо/дело (злое лицо/дело) и т.д.

3. «Повтори, не ошибись» (синонимы)

Самолеты водят ЛЕТЧИКИ, ПИЛОТЫ,
Очень нравятся им эти самолеты.
По ТРАССАМ, ДОРОГАМ, ШОССЕ
И ходим, и ездим мы все.
РАДОСТЬ и ВЕСЕЛЬЕ царили в Новый год,
У елки новогодней был радостный народ.
В театрах АКТЕРЫ, АРТИСТЫ.
А где же тогда футболисты?
ОБМАН, НЕПРАВДА и ЛОЖЬ –
Ты этим не проживешь!
Была у нас ТАЙНА, СЕКРЕТ,
Но больше секретов нет.
У нас были МЕЧТЫ и ГРЕЗЫ
О весенних цветах, о розах.
МАШИНА и АВТОМОБИЛЬ
Из сказки превратились в быль.
По сравненью с воробьем наш пеликан
Настоящий был ГИГАНТ и ВЕЛИКАН.
Дом ОГРОМНЫЙ, БОЛЬШОЙ, ГРОМАДНЫЙ —
Это было нам очень отрадно.
День ПАСМУРНЫЙ, УНЫЛЫЙ и ДОЖДЛИВЫЙ —
Все мелкий дождик шел неторопливо.
День ЯСНЫЙ, БЕЗОБЛАЧНЫЙ, СВЕТЛЫЙ, ПОГОЖИЙ,
На что-то хорошее очень похожий.
Был он СМЕЛЫМ, ХРАБРЫМ и ОТВАЖНЫМ,
Что для жизни нашей очень важно.
Шепот ТИХИМ был, НЕГРОМКИМ и НЕСЛЫШНЫМ,
Заглушал его шум листьев старой вишни.
Путь был ТРУДНЫМ, НЕЛЕГКИМ, ТЯЖЕЛЫМ,
Но в пути я был бодрым, веселым.
Человек он НЕДОБРЫЙ и ЗЛОЙ,
Обойди ты его стороной.
УСТАЛИ, УТОМИЛИСЬ мы в пути
И рады были вновь домой прийти.
СПЕШИТЬ, ТОРОПИТЬСЯ не надо без толку.
Не надо и ПЛАКАТЬ, РЫДАТЬ без умолку.

4. «Доскажи словечко» (антонимы):

То ДЕНЬ, то НОЧЬ, То ЛЕТО, то ЗИМА,
Бывает УТРО, и бывает ВЕЧЕР,
ПРОЩАНЬЕ грустное — и радостная ВСТРЕЧА.
В жизни встречаем ДОБРО,
В жизни встречаем и ЗЛО.
Если ты сеешь добро, Значит, тебе повезло.
Цвет бывает ЧЕРНЫМ и БЕЛЫМ,
Человек — ТРУСЛИВЫМ и СМЕЛЫМ,
Горы — ВЫСОКИМИ и НИЗКИМИ,
Люди — ДАЛЕКИМИ и БЛИЗКИМИ.
Дерево ВЫСОКОЕ, а кустик НИЗКИЙ,
Солнышко ДАЛЕКОЕ, а берег БЛИЗКИЙ.
Реченька ШИРОКАЯ — УЗКАЯ тропинка,
НОВОЕ лукошко — СТАРАЯ корзинка.
ДЛИННЫЕ дороги — КОРОТКИЕ тропинки.
ГЛУБОКИЕ овраги — МЕЛКИЕ ложбинки.
ОСТРАЯ бритва, а ножик ТУПОЙ.
МАЛЕНЬКИЙ зайчик, а мишка БОЛЬШОЙ.
ТЕМНЫЕ ночи — и СВЕТЛЫЕ дни.
ДОБРЫЕ люди — и ЗЛЫЕ вруны.
Одни ВЕСЕЛЯТСЯ — другие ГРУСТЯТ,
Одни ГОВОРЯТ, а другие МОЛЧАТ.
Одни горько ПЛАЧУТ — другие СМЕЮТСЯ.
То вещи ТЕРЯЮТСЯ, то вдруг НАЙДУТСЯ.
Можно ПРИХОДИТЬ и УХОДИТЬ,
Можно ПРИЛЕТАТЬ и УЛЕТАТЬ,
Можно ПРИПЛЫВАТЬ и УПЛЫВАТЬ,
Можно ПРИПОЛЗАТЬ и УПОЛЗАТЬ.

5. «Определи, о ком так можно сказать» (с использованием соответствующих предметных картинок)

Предлагаемые пары слов: храбрый — трусливый
(лев — заяц);
большой(-ая) — маленький(-ая)
(слон — мышь; ворона -воробей);
хитрая — глупый (лиса — волк);
ловкий — неуклюжий (кот — медведь) и т.д.

6. «Что бывает круглое (высокое, красное и т. д.)?»

Упражнение имеет многообразные варианты: что бывает квадратное, низкое, синее, железное, горячее и т. д. Называем по два предмета, один из которых ниже, а другой выше, один из которых холодный, а другой горячий. Другой вариант: какой может быть стол? Круглый, квадратный, кухонный, письменный и т.д. Назвать, что или кто может: кто может: летать, свистеть, бежать, плавать, Кому что нужно: самолет — летчику, швейная машинка — портнихе и т.д.; или наоборот: что нужно для работы учителю. моряку, пожарному. Кто сделал эти предметы: костюм, пирог, дом и т. д. Из чего что сделано? Например, стол, книга, одежда. Усложненный вариант: назвать части в целом. Например, у дерева есть корни, ствол, ветки, листья. А что есть у машины?
Какое бывает: стекло, дерево, железо, камень и т.д. Кто что делает: повар — жарит, варит, печет и т.д.

7. «Загадки.»

Место, где продают лекарства (аптека).
Сильная метель, снежная буря (вьюга).
Часть суток от конца дня до начала ночи (вечер) и т.п.

В случае метафорических загадок важно, чтобы отгадав, ребенок аргументировал свой ответ. Позднее взрослый предлагает детям самостоятельно придумывать загадки.

Кто это? Ходит, жует, мычит …
Летает, клюет, прыгает …
Ползает, шипит, жалит …
У птицы крылья большие, а у бабочки цветные.
Лист клена резной, а лист рябины зеленый.
Кто кем будет?
Яйцо — цыпленком. Зернышко -… Гусеница -…
Семьи. Перечислить членов семьи льва: лев, львица, львята и т.п.

8. Многозначные слова.

Взрослый предлагает детям сказать, что такое ручка. Возможны наводящие вопросы.
Ручка бывает у человека, у двери, у чашки, ручкой мы пишем и т.д.

9. «Я знаю пять…»

Взрослый предлагает детям задумать по пять предметов из каких-либо родовых категорий. Например, пять предметов одежды, продуктов, профессий и т.д.

10. «Третий лишний», «Четвертый лишний».

Эти игры проводятся как на слух, так и с использованием предметов и картинок. Важно, чтобы ребенок обосновал свой ответ, употребив родовое понятие. Например: береза, тополь,a мак, клен – мак лишний ,потому что это цветок, все остальные деревья.

11. «Олины помощники»

Взрослый рассказывает ребенку, что к нему в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Отгадайте, как они называются и что они помогают Оле делать. Затем взрослый показывает, как кукла моргает. Спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково?» (глазки). Аналогично рассматриваются ноги, уши, руки, зубы. После этого взрослый читает стихотворение Киргановой Е. Г. «Олины помощники», побуждая ребенка добавить слово в конце каждого четверостишия:

Оля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Оле… (ножки).
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле …(ручки).
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки,
А для этого нужны
Нашей Оле …(зубки).
Оля смотрит на кота,
На картинки — сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле…(глазки).

После чтении стихотворении взрослый спрашивает ребенка:
-Кто твои помощники?
Что они умеют делать?»

Тонеева Ольга Владимировна
МБДОУ «Детский сад № 2»
город Троицк, Челябинской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *