План-конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах и в предложениях “Что случилось с зоопарком?”

Форма проведения занятия: подгрупповое.

Группа, возраст детей: старшая группа, 5-6 лет.

Цель: автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить правильное произношение звука [л] в словах и предложениях.
  • Учить определять место звука [л] в слове.
  • Упражнять в определении количества слогов в слове.
  • Закреплять навык образования существительных множественного числа, родительного и дательного падежа.
  • Активизировать словарный запас по теме “Дикие животные”.
  • Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать слуховое внимание, зрительную и слуховую память.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать контроль за собственной речью.
  • Воспитывать эмоциональное сочувствие.

Оборудование: картинки (дикие животные и птицы: волк, белка, орел, лама, лось, слон), листочки с написанными пунктиром буквами Л, камешки, схемы слова (поезд, одно- и двухэтажные дома), дидактическая игра “Кто где живет?”, дидактическая игра “Телефонный разговор”, “недорисованные” картины животных, вывески “Зоопарк”, “Музей”.

 

Ход занятия

Деятельность логопеда Деятельность учащихся
Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

«Давайте с вами повторим наше правило о красивой речи и настроимся!»

Дети хором проговаривают правило.

Правило:
«Мы будем разговаривать и будем выговаривать,
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»

Сообщение темы занятия. На доске вывеска “Зоопарк”, картинки с изображением животных (волк, белка, слон, орел, лама, лось, лошадь, кошка, собака, курица):
“Сегодня мы оправляемся в зоопарк. Посмотрите внимательно, какие животные в этом зоопарке оказались по ошибке? Назовите животных, которые не относятся к домашним. Какой один звук есть в названиях животных – волк, белка, слон, орел, лама, лось ? ”

Основная часть.

Уточнение произношения звука Л (на доске схема звука, карточки с правильно и неправильно написанными буквами Л):

Называют: лошадь, кошка, собака, курица.

(домашние животные).

(Л)

 

“Когда мы произносим звук Л, что происходит с языком,

губами,

какая воздушная струя?

Какой буквой обозначается звук Л?

(находится между зубок)

(свободные)

(теплая)

(буквой Л)

Возьмите с края стола листочек. Тут пунктиром написана наша буква. Обведите ее и выложите камушками,

Артикуляционная гимнастика

“Наказать непослушный язычок”, “Вкусное варенье”, “Качели”

Дети выполняют

 

Смотрят в индивидуальные зеркала и выполняют гимнастику

 

Игра “Поезд” (на доске схема слова – изображение поезда с тремя вагонами – звук в начале, в середине, в конце слова)

Логопед: “Животные в зоопарке скучают по своим родным местам. И вот однажды директор зоопарка решил отпустить зверей. Помогите животных рассадить по вагонам поезда : они отправляются в родные места.. В первый вагон посадите животных, в названии которых звук Л находится в начале слова, во второй вагон – со звуком Л в середине слова, в последний вагон – со звуком Л в конце слова.”

Рассаживают животных, выходя к доске.

 

Игра “Кто где живет?” (на доске картинки с изображением климатических районов – лес, джунгли, степь, горы).

Логопед: “Расскажите, кто где живет”.

Расставляя картинки с изображением животных по климатическим зонам, дети составляют предложения: “Слон живет в джунглях. Лось живет в лесу. Лама живет в горах. Белка живет в лесу. ”
Молодцы! Как на казахском языке будет волк,

белка?

-каскыр

-тиiн

“Рассели животных по домам”.

На столе схемы слов – изображения одно- и двухэтажных домов.

Логопед: “Поселите животных в дома: с коротким названием (с одним слогом) в одноэтажный дом, с названием из двух частей (слогов) – в двухэтажный дом.”

Расселяют животных по домам

 

Игра “Телефонный разговор”

На доске картинка с изображением животных с телефонами, у которых перепутаны провода.

Логопед: “Заскучали звери по своим друзьям и решили друг другу позвонить. Кто кому позвонил?”

Дети ведет карандашом по “проводу”, составляя предложение: “Слон позвонил ламе. Лось позвонил волку. и т.д.”

 

“Без чего?”

На доске картинки с изображением животных без частей тела.

Логопед: “ А в это время в зоопарке директор заскучал без своих питомцев. Он позвал художника, чтобы тот нарисовал ему портреты зверей. .Но портреты оказались с ошибками. Помогите художнику их исправить . Посмотрите, без чего изображены животные

(лама без туловища, лось без глаз, волк без головы, белка без хвоста и т.д.)

 

 

Итог занятия.

Активизация памяти.

Логопед: “Художник исправил картины и подарил их директору зоопарка. А директор закрыл зоопарк и открыл музей, где выставил картины животных и птиц. А картины каких животных и птиц теперь можно увидеть в этом музее?”

 

(дети вспоминают какие животные были на занятии).

Скребцова Татьяна Михайловна
Логопед, ТОО «Детский сад «ЛАДА»
Восточно-Казахстанская область, город Усть-Каменогорск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *