Семинар–практикум на тему: «Развитие и обогащение словаря ребенка»

Цель: повторение и закрепление у педагогов основ методики работы по формированию словаря.

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями развития словаря у детей дошкольного возраста.
  2. Предоставить воспитателям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие детского словаря.
  3. Привлечь внимание воспитателей к вопросам развития детского словаря.

Материал: кукольный театр, сюжетные картинки на липучках, картинки разных форматов, интерактивная книга, мяч.

Дошкольный возраст — период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона!

При благоприятных социальных условиях ребёнок расширяет сферу своего общения и к 5 годам он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято и сказано раньше.

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

При общении с детьми на занятиях я столкнулась с тем, что у многих детей бедный, маленький словарный запас!  Даже в 6-летнем возрасте не знают названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др.

Выделяют активный и пассивный словарь ребенка.

Скажите, уважаемые педагоги, что значит «активный и пассивный словарь»? (Участники семинара высказывают свое мнение!)

Все правильно! Под активным словарем понимают часть словарного состава языка, понятного ребенку, которые свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребенка. Она зависит от возраста, психического развития, социальной среды.

Пассивный словарь – это то, что ребенок понимает, но не использует в своей речи.

Нам понятно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь!

Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении.

Как вы понимаете термин — Количественный рост словаря?!   (высказывание педагогов!)

Все правильно, согласна с вашим мнением!- количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью (так называемый «бытовой словарь»), — названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. Так, двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается в более глубоком понимании ребенком значений слов, включая многозначность и переносные значения. Например, под словом ножка ребенок понимает сначала только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим же словом обозначается и ножка стола или стула, и ножка гриба, и пр.

Постепенно в речи ребенка начинают появляться обобщающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов посуда, одежда, овощи, фрукты и т. П. Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов.

Развитие речи – одна из основных задач обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Работа по расширению словарного запаса должна прослеживаться во всех направлениях жизнедеятельности детского сада! Поэтому одной из главной задачей являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей!

Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

  • Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
  • Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов.
  • Активизация словаря. Пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно употребляет в речи).

В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в его активный словарь! Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении — еще и рече-двигательный анализатор.

Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» — но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором — что шапочка мягкая. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений!

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

1.Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2.Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами, явлениями общественной жизни и т.д. Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

  1. Игры с педагогами для развития словаря детей дошкольного возраста

Игра «Что каким бывает?»

Тут, конечно, каждый знает,
Что каким у нас бывает.

Цель: расширение словаря за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч различными способами, логопед задает вопрос, на который педагог, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. Логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему педагогу, ожидая ответа от него.

  1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня…)
  2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур…)
  3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф…)
  4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)
  5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь…)
  6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко…)
  7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли…)
  8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка…)
  9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока…)
  10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок…)
  11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
  12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей…)

 

  1. Игра «Мяч бросай и животных называй»

(В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».)

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно. Возвращая мяч надо назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

— Овощи  — Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.
— Фрукты — Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос и т.п

 

  1. Игра «Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди!

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Бросая или прокатывая мяч называю профессию, тот, кто возвращает   должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Строитель — строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т.д.

Еще раз хочу обратить внимание коллег на то, что игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы!

Основной смысл обогащения словаря дошкольников состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те слова, которые будут наиболее точно отражать его замысел. От того, насколько четко будет построена работа по расширению и обогащению словарного запаса детей, во многом зависит уровень развития речи детей дошкольного возраста.

Подведение итога встречи – « Осенний букет настроения!» (рефлексия)

В корзиночку собираем цветы — “Если вам понравилось наше  мероприятие, и вы узнали что-то новое, то положите в корзиночку красный цветок, если не понравился – голубой.

Курнеева Маргарита Владимировна
учитель — логопед, МБДОУ «Детский сад № 436»
г. Нижний Новгород

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *