Развитие речи дошкольников по возрастным периодам. Содержание работы учителя-логопеда и воспитателя группы ДОУ

Пояснительная записка

Многие родители и педагоги очень часто задумываются над тем, что мой ребёнок или воспитанник должен уметь (научиться) к 4 годам, к 5-ти, к 6-ти, касаемо речевого развития. Представляю Вашему вниманию содержание работы по возрастным периодам на основе программы «От рождения до школы»/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Средняя группа

Компоненты речевой системы Содержание работы
Лексика       Оречевление бытовых ситуаций

Называние близких людей

Запоминание названий игрушек, частей тела, одежды

Понимание словосочетаний, подкреплённых действиями

Понимание и выполнение инструкций

Понимание вопросов КТО? ЧТО?

Стимуляция речевой потребности

Обобщение предметов по их назначению (фрукты, овощи, мебель, посуда и т.д.)

Употребление в речи названий предметов, их частей (у чайника – носик, крышка, ручка; у машины – кабина, кузов, колесо и т.д.)

Различение количества предметов (ОДИН – МНОГО)

Различение величины предметов (БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ)

Различение вкуса (СЛАДКИЙ – КИСЛЫЙ)

Пространственное расположение (ЗДЕСЬ – ТАМ)

Различение единственного и множественного числа (ДОМ – ДОМА)

Различение частицы НЕ (БЕРИ – НЕ БЕРИ)

Различение, к кому обращена команда (САДИСЬ – САДИТЕСЬ)

Пространственные отношения предметов (НА, В, ПОД, ОКОЛО, ИЗ, ЗА)

Различение пространственных наречий (ВНИЗУ, ВВЕРХУ, ДАЛЕКО, БЛИЗКО, ВПЕРЁД, НАЗАД)

Введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии (воспитатель, повар, врач и т.д.)

Введение в словарь детей глаголов, характеризующих трудовые действия (копает, садит, моет, стирает, гладит и т.д.)

Называть и определять время суток

Понимание и употребление в речи прилагательных-антонимов (чистый – грязный, широкий – узкий, длинный – короткий и т.д.)

Понимание и употребление в речи наречий-антонимов (далеко – близко, светло – темно, широко – узко, чисто – грязно, высоко – низко и т.д.)

Грамматический строй       Образование относительных прилагательных (чайник из фарфора – фарфоровый, ручка из пластмассы – пластмассовая, машина из железа – железная и т.д.)

Составление предложений с предлогом У

Составление предложений с предлогом В

Составление предложений с предлогом НА

Составление предложений с предлогом С

Составление предложений с предлогом К

Различение множественного и единственного числа существительных (покажи, где дом, а где дома)

Образовывание форм множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (козлёнок – козлята, жеребёнок – жеребята и т.д.)

Образовывание формы множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных в винительном падеже (В.п.) лисята – лисят, медвежата – медвежат и т.д.

Употребление формы множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель)

Употребление повелительного наклонения глагола (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т.п.)

Умение согласовывать слова в предложении с несклоняемыми существительными (пальто, пианино, кофе, какао). Например: Мама купила новое пальто. В чашке горячий кофе. Девочка играет на пианино.

Употребление в речи простейших видов сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Использовать слова СНАЧАЛА – ПОТОМ, союзы ИЛИ, ПОТОМУ ЧТО, ЧТОБЫ.

Например. Сначала мама помыла полы, а потом стала варить суп. Мама сказала мне, что купит мороженое или шоколадку. Зимой в лесу мало птиц, потому что холодно. Я взяла карандаш и бумагу, чтобы нарисовать ракету.

Связная речь       Совершенствование диалогической речи: умения участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Составление описательного рассказа по картине, описание предмета.

Совместно с ребёнком создавать картину с использованием раздаточного дидактического материала, составлять по ней рассказы. Например. На листе бумаги я разместил вверху самолёт, а внизу у меня дом. Рядом с домом бегает собака. Здесь у меня трава и цветы: ромашки, одуванчики, колокольчики. В траве прыгают кузнечики. А это я – прилетел к своей бабушке в деревню. И т.д.

Умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Старшая группа

Компоненты речевой системы Содержание работы
Лексика       Обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (бытовая техника, домашние и дикие животные, птицы, деревья)

Обогащение речи детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов (хрупкая ваза, стеклянный стакан, фарфоровая статуя, тяжёлая гиря и т.д.)

Обогащение речи детей наречиями, обозначающими взаимоотношения людей (весело, дружно и т.д.)

Умение подбирать существительные к прилагательному (белый – снег, сахар, мел)

Умение подбирать слова – синонимы (шалун – озорник – проказник)

Подбор антонимов (глаголов, прилагательных, существительных, наречий)

Употребление слов в точном соответствии с их лексическим (смысловым) значением

Грамматический строй       Согласование прилагательных с существительными, в том числе и с несклоняемыми (красное пальто, старое пианино, крепкий кофе и т.д.)

Согласование существительных с числительными (пять груш, трое ребят).

Знакомство с разными способами словообразования (для сахара – сахарница, для хлеба – хлебница, для масла – маслёнка, для соли – солонка; детей воспитывает – воспитатель, детей учит – учитель, дома строит – строитель и т.д.)

Образование однокоренных слов различных частей речи (медведь – медведица – медвежонок – медвежья)

Образование приставочных глаголов (забежал – выбежал – перебежал)

Употребление существительных множественного числа в именительном (И.п.) и винительном (В.п.) падежах (кастрюли – кастрюль, тарелки – тарелок, игрушки – игрушек и т.д.)

Употребление повелительного наклонения глагола (даёт – дай, идёт – иди, берёт – возьми, встаёт – вставай, сидит, садись и т.д.)

Образование степеней сравнения наречий (далеко – дальше, высоко – выше и т.д.)

Образование степеней сравнения прилагательных (красивый – красивее, тяжёлый – тяжелее, лёгкий – легче и т.д.)

Составление предложений различных конструкций. Например. Мама вытирает тряпкой пол и стены. Папа смотрел две передачи про футбол и теннис. Мальчик чистит снег деревянной лопатой и поливает горку холодной водой. Птицы летят далеко.

Совершенствование умения пользоваться прямой и косвенной речью. Я увидел в небе белые облака (прямая речь). Мама говорит, что нужно всегда мыть руки перед едой (косвенная речь).

Связная речь       Развитие умения поддерживать беседу.

Совершенствование диалогической формы речи.

Развитие монологической формы речи.

Формирование умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Формирование умений рассказывать (по плану и образцу) о предмете, содержании сюжетной картины.

Составление рассказов по ССК (серии сюжетных картин).

Составление рассказов из личного опыта.

Составление творческих рассказов на различные темы, придумывание своих концовок к сказкам.

Подготовительная группа

Компоненты речевой системы Содержание работы
Лексика       Продолжение работы по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.

Поощрение проявлений интереса к смыслу слов. Изучение многозначных слов (иголка швейная, ежиная, еловая) и двусоставных слов (самолёт – сам летает, самосвал – сам сваливает и т.д.)

Совершенствование умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помощь детям в освоении выразительных средств языка.

Грамматический строй речи       Упражнение в согласовании слов в предложении.

Совершенствование умения образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помощь детям в правильном построении сложноподчинённых предложений, использовании языковых средств для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).

Связная речь       Совершенствование диалогической и монологической форм речи.

Развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Совершенствование умения составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием (по серии сюжетных картин).

Формирование умения составлять план рассказа и придерживаться его.

Развитие умения составлять рассказы из личного опыта.

Совершенствование умения сочинять короткие сказки на заданную тему.

Шайдулина Наиля Гаптулзаяновна
учитель-логопед, МКДОУ детский сад №28
  г. Ревда, Свердловская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *