Развитие речи дошкольников по возрастным периодам. Содержание работы учителя-логопеда и воспитателя группы ДОУ
Пояснительная записка
Многие родители и педагоги очень часто задумываются над тем, что мой ребёнок или воспитанник должен уметь (научиться) к 4 годам, к 5-ти, к 6-ти, касаемо речевого развития. Представляю Вашему вниманию содержание работы по возрастным периодам на основе программы «От рождения до школы»/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Средняя группа
Компоненты речевой системы | Содержание работы |
Лексика | Оречевление бытовых ситуаций
Называние близких людей Запоминание названий игрушек, частей тела, одежды Понимание словосочетаний, подкреплённых действиями Понимание и выполнение инструкций Понимание вопросов КТО? ЧТО? Стимуляция речевой потребности Обобщение предметов по их назначению (фрукты, овощи, мебель, посуда и т.д.) Употребление в речи названий предметов, их частей (у чайника – носик, крышка, ручка; у машины – кабина, кузов, колесо и т.д.) Различение количества предметов (ОДИН – МНОГО) Различение величины предметов (БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ) Различение вкуса (СЛАДКИЙ – КИСЛЫЙ) Пространственное расположение (ЗДЕСЬ – ТАМ) Различение единственного и множественного числа (ДОМ – ДОМА) Различение частицы НЕ (БЕРИ – НЕ БЕРИ) Различение, к кому обращена команда (САДИСЬ – САДИТЕСЬ) Пространственные отношения предметов (НА, В, ПОД, ОКОЛО, ИЗ, ЗА) Различение пространственных наречий (ВНИЗУ, ВВЕРХУ, ДАЛЕКО, БЛИЗКО, ВПЕРЁД, НАЗАД) Введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии (воспитатель, повар, врач и т.д.) Введение в словарь детей глаголов, характеризующих трудовые действия (копает, садит, моет, стирает, гладит и т.д.) Называть и определять время суток Понимание и употребление в речи прилагательных-антонимов (чистый – грязный, широкий – узкий, длинный – короткий и т.д.) Понимание и употребление в речи наречий-антонимов (далеко – близко, светло – темно, широко – узко, чисто – грязно, высоко – низко и т.д.) |
Грамматический строй | Образование относительных прилагательных (чайник из фарфора – фарфоровый, ручка из пластмассы – пластмассовая, машина из железа – железная и т.д.)
Составление предложений с предлогом У Составление предложений с предлогом В Составление предложений с предлогом НА Составление предложений с предлогом С Составление предложений с предлогом К Различение множественного и единственного числа существительных (покажи, где дом, а где дома) Образовывание форм множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (козлёнок – козлята, жеребёнок – жеребята и т.д.) Образовывание формы множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных в винительном падеже (В.п.) лисята – лисят, медвежата – медвежат и т.д. Употребление формы множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель) Употребление повелительного наклонения глагола (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т.п.) Умение согласовывать слова в предложении с несклоняемыми существительными (пальто, пианино, кофе, какао). Например: Мама купила новое пальто. В чашке горячий кофе. Девочка играет на пианино. Употребление в речи простейших видов сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Использовать слова СНАЧАЛА – ПОТОМ, союзы ИЛИ, ПОТОМУ ЧТО, ЧТОБЫ. Например. Сначала мама помыла полы, а потом стала варить суп. Мама сказала мне, что купит мороженое или шоколадку. Зимой в лесу мало птиц, потому что холодно. Я взяла карандаш и бумагу, чтобы нарисовать ракету. |
Связная речь | Совершенствование диалогической речи: умения участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Составление описательного рассказа по картине, описание предмета. Совместно с ребёнком создавать картину с использованием раздаточного дидактического материала, составлять по ней рассказы. Например. На листе бумаги я разместил вверху самолёт, а внизу у меня дом. Рядом с домом бегает собака. Здесь у меня трава и цветы: ромашки, одуванчики, колокольчики. В траве прыгают кузнечики. А это я – прилетел к своей бабушке в деревню. И т.д. Умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. |
Старшая группа
Компоненты речевой системы | Содержание работы |
Лексика | Обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (бытовая техника, домашние и дикие животные, птицы, деревья)
Обогащение речи детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов (хрупкая ваза, стеклянный стакан, фарфоровая статуя, тяжёлая гиря и т.д.) Обогащение речи детей наречиями, обозначающими взаимоотношения людей (весело, дружно и т.д.) Умение подбирать существительные к прилагательному (белый – снег, сахар, мел) Умение подбирать слова – синонимы (шалун – озорник – проказник) Подбор антонимов (глаголов, прилагательных, существительных, наречий) Употребление слов в точном соответствии с их лексическим (смысловым) значением |
Грамматический строй | Согласование прилагательных с существительными, в том числе и с несклоняемыми (красное пальто, старое пианино, крепкий кофе и т.д.)
Согласование существительных с числительными (пять груш, трое ребят). Знакомство с разными способами словообразования (для сахара – сахарница, для хлеба – хлебница, для масла – маслёнка, для соли – солонка; детей воспитывает – воспитатель, детей учит – учитель, дома строит – строитель и т.д.) Образование однокоренных слов различных частей речи (медведь – медведица – медвежонок – медвежья) Образование приставочных глаголов (забежал – выбежал – перебежал) Употребление существительных множественного числа в именительном (И.п.) и винительном (В.п.) падежах (кастрюли – кастрюль, тарелки – тарелок, игрушки – игрушек и т.д.) Употребление повелительного наклонения глагола (даёт – дай, идёт – иди, берёт – возьми, встаёт – вставай, сидит, садись и т.д.) Образование степеней сравнения наречий (далеко – дальше, высоко – выше и т.д.) Образование степеней сравнения прилагательных (красивый – красивее, тяжёлый – тяжелее, лёгкий – легче и т.д.) Составление предложений различных конструкций. Например. Мама вытирает тряпкой пол и стены. Папа смотрел две передачи про футбол и теннис. Мальчик чистит снег деревянной лопатой и поливает горку холодной водой. Птицы летят далеко. Совершенствование умения пользоваться прямой и косвенной речью. Я увидел в небе белые облака (прямая речь). Мама говорит, что нужно всегда мыть руки перед едой (косвенная речь). |
Связная речь | Развитие умения поддерживать беседу.
Совершенствование диалогической формы речи. Развитие монологической формы речи. Формирование умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Формирование умений рассказывать (по плану и образцу) о предмете, содержании сюжетной картины. Составление рассказов по ССК (серии сюжетных картин). Составление рассказов из личного опыта. Составление творческих рассказов на различные темы, придумывание своих концовок к сказкам. |
Подготовительная группа
Компоненты речевой системы | Содержание работы |
Лексика | Продолжение работы по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.
Поощрение проявлений интереса к смыслу слов. Изучение многозначных слов (иголка швейная, ежиная, еловая) и двусоставных слов (самолёт – сам летает, самосвал – сам сваливает и т.д.) Совершенствование умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помощь детям в освоении выразительных средств языка. |
Грамматический строй речи | Упражнение в согласовании слов в предложении.
Совершенствование умения образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помощь детям в правильном построении сложноподчинённых предложений, использовании языковых средств для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.). |
Связная речь | Совершенствование диалогической и монологической форм речи.
Развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствование умения составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием (по серии сюжетных картин). Формирование умения составлять план рассказа и придерживаться его. Развитие умения составлять рассказы из личного опыта. Совершенствование умения сочинять короткие сказки на заданную тему. |
Шайдулина Наиля Гаптулзаяновна
учитель-логопед, МКДОУ детский сад №28
г. Ревда, Свердловская область