Причины нарушения письменной речи детей младшего школьного возраста

На сегодняшний день острой становится проблема увеличения количества детей с нарушением речи сначала устной, а вследствие письменной (письмо и чтение), что вызывает определенные трудности при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению. Это является одной из актуальных проблем школьного обучения, поскольку письмо и чтение — это средство дальнейшего получения знаний учащимися, кроме того нарушения письменной и устной речи препятствует успешному предупреждению и преодолению школьной дезадаптации, проявляющейся в низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношений с окружающими. Для того чтобы организовать эффективную коррекционно-логопедическую и психологическую помощь детям, имеющих нарушения устной и письменной речи, важно знать и разбираться в факторах вызывающих такие отклонения. Ведь зачастую, родители и учителя не всегда имеют возможность правильно оценить причины нарушений в развитии ребенка и объясняют неуспеваемость либо упрямством и ленью, либо считают, что ребенок просто переутомляется.

По мнению детских специалистов различного профиля (неврологов, нейропсихологов и др.), существует определенная связь между успешным обучением школьников, с одной стороны, и уровнем их психического развития — с другой.

Например, Дубровина И.В. считает одной из причин нарушения письменной речи – психологическую незрелость детей и выделяет следующие ее показатели, поступающих в школу: слабое речевое развитие, неразвитость тонкой моторики, неправильное формирование способов учебной работы (испытывают трудности, связанные с усвоением правил), отсутствие ориентировки на способ действия, низкий уровень развития произвольного внимания, памяти, самоконтроля.

К тому же, лишь малая часть учащихся начальных классов имеет соответствующую возрасту функциональную зрелость коры и регуляторных структур. Это значит, что у основной массы школьников можно ожидать нарушение процессов организации внимания и целенаправленной деятельности.

По мнению Семенович А.В., позднее поднесение ребенка к груди, недолгое кормление или наличие гипертонуса, в результате он не ползал, а сразу встал, являются этапами пути к нынешней недостаточности речи, письма, чтения.

Ефимов О.И. пишет о том, что если в возрасте 1 года ребенок плохо сосал грудь, беспокойно спал, беспричинно плакал, это проявление неврологических нарушений, которые могут стать предвестниками задержки речевого развития, повышенной возбудимости, неусидчивости, агрессивности, плаксивости, неадекватного поведения, ортопедических проблем, энурезов. Причина перечисленных нарушений — родовая травма различной степени выраженности и локализации.

Исходя из вышесказанного, можно выделить два наиболее значимых и обширных фактора нарушения письменной речи и неуспеваемости в целом:

  1. Недостаточный уровень психического развития 7-ми летних детей к моменту их прихода в школу, либо преждевременное начало их обучения (5-6 лет), когда еще недостаточно сформированы необходимые психические функции. Ведь обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальный уровень психического развития. Именно поэтому формирование базисных учебных навыков младших школьников (чтение, письмо, счет), которое опирается на незрелые психические процессы, не может быть успешным. (Выготский Л.С.)
  2. Неврологические нарушения у детей, наиболее чаще возникающие в процессе родов. Детские неврологи считают, что такие школьные проблемы, как неспособность к формированию навыков чтения, письма или счета; задержка речевого развития, нарушение артикуляции, низкая успеваемость, плохой почерк, рассеянное внимание, забывчивость, плаксивость, ухудшение зрения и слуха являются следствием нарушения функционирования и кровоснабжения коры больших полушарий, лимбической системы и стволовых структур головного мозга, возникающих из-за родовой травмы.(Ефимов О.И., Замаратский П.Г., Ратнер А.Ю.).

Таким образом, можно сделать вывод, что ранее начало обучения детей школьным навыком не желательно! Оно должно начинаться, только тогда, когда все этапы развития пройдены полноценно, последовательно и своевременно, либо, когда имеющиеся отрицательные пренатальные, натальные и постнатальные факторы тормозящие психическое развитие детей, сведены до минимума.

Родителям и педагогам важно понять, что несформированность навыков письма и чтения не появляется спонтанно, например, когда ребенок пошел в школу, все начинается во внутриутробном развитии, раннем младенчестве. Если у ребенка наблюдаются признаки неврологических и психических нарушений, необходимо обратиться прежде всего к таким специалистам, как невролог, нейропсихолог, которые помогут вашему ребенку и при необходимости проведут с ним специальные развивающие мероприятия.

Более конкретно возможные причины трудностей при формирования навыков чтения и письма представлены в таблицах 1,2.
Таблица №1

Вид школьных трудностей Возможные причины
1 Трудности формирования навыка чтения Нарушения в затылочной области левого полушария, средних отделах мозга, межполушарном взаимодействии
2 Побуквенное чтение Несформированность процессов звукобуквенного синтеза
3 Чтение слов с искажением Недостаточное развитие пространственных отношений и зрительного восприятия
4 Сложности при переводе звука в букву и наоборот Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа. Не усвоены понятия «звук» и «буква».
5 Повторное считывание одной и той же строки, пропуски строк. Недостаточное развитие пространственных представлений и произвольного внимания.
6 Замена близких по оптическому признаку букв (п-н, в-д и т.д.) Недостаточна сформированность зрительной памяти, зрительного восприятия, недостатки методики обучения.
7 Перестановка букв слогов при чтении, неправильное произношение звуков при чтении Нарушение звукобуквенного анализа, слоговой структуры слов, нарушение артикуляции
8 Трудности при слиянии букв в слоги Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, неготовность к обучению
9 Пропуски букв, слогов, слов при чтении, угадывание. Трудности концентрации внимания. Функциональное напряжение и переутомление.
10 Зеркальное чтение (справа на лево) Нарушение в теменной и затылочной области левого полушария, средних отделах мозга, межполушарном взаимодействии. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений.
11 Медленный темп чтения (без улучшения в динамике) Недостаточная сформированность зрительного восприятия, звукобуквенного анализа, артикуляции. Трудности концентрации внимания. Несформированность процессов синтеза звуковых элементов.
12 Трудности при пересказе прочитанного текста Недостаточная сформированность логического запоминания, речевой деятельности, низкий уровень развития логических операций (анализ, обобщение, систематизация)

 

Таблица № 2

Вид школьных трудностей Возможные причины
1 Невозможность формирования навыка письма Нарушения в теменных областях левого и правого полушарий
2 Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений Недостаточное развитие зрительного восприятия и анализа
3 Трудности при формировании зрительного образа-представления букв Недостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия. Недостатки методики обучения (раннее начало обучения)
4 Нарушение траектории строки при письме Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, зрительной памяти. Недостатки методики обучения (раннее начало обучения)
5 Высота букв не соответствует высоте рабочей строки Недостаточная сформированность тонкой моторики руки, зрительно-моторной координации и пространственных представлений.
6 Неспособность списывания букв, неустойчивый и неровный почерк, тремор искажение формы букв. Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций, тонкой моторики руки, нарушение тонуса мышц руки. Нарушение координации движений. Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами букв.
7 Замена букв, прописывание лишних элементов букв и штрихов, недописывание букв, персеверация написанных букв, слов, фраз. Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности концентрации внимания. Инертность элементов двигательных стереотипов (лобная область левого полушария).
8 Ошибки при письме (пропуск букв, недописывание букв и слогов, замены согласных букв близких по звучанию, неумение использовать правила при письме (не разделяет предложения точкой, сливает слова с предлогами). Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа и фонетико-фонематического восприятия. Трудности концентрации внимания. Низкая работоспособность. Слишком быстрый темп письма. Нарушение сенсорной функции речи (височная область левого полушария).
9 Замена букв по артикуляционному типу Недостаточная сформированность кинестетической основы речи (теменные области левого и правого полушарий)
10 Замена букв по пространственному сходству Недостаточная сформированность анализа зрительно-пространственных отношений.
11 Пропуск гласных букв Недостаточная сформированность анализа гласных букв (лобная и височная доли правого полушария)
12 Сращивание и расщепление слов, слитное написание с предлогами, раздельное написание приставок Недостаточная сформированность вербального анализа, зрительного анализа и синтеза, пространственных отношений.
13 Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую (ошибки при письме под диктовку) Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, фонетико-фонематического восприятия. Отсутствие прочих связей между звуковым и зрительным образами слов. Слишком быстрый темп письма.
14 Ошибки при списывании с учебника (доски) в тетрадь Недостаточная сформированность зрительно-моторной координации, зрительной памяти, зрительного восприятия, произвольного внимания. Недостатки методики обучения.

Гуляева Яна Андреевна
учитель-логопед МБОУ «СОШ с.Чапаево» МБДОУ «Детский сад «Тополек» с.Чапаево»
Сахалинская область, Корсаковский район, с.Чапаево

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *