План работы по саморазвитию на тему: «Развитие связной речи старших дошкольников в условиях логопункта»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К . Д. Ушинский

Обоснование выбранной темы:

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной  речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы,  создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Все  названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, я  решила использовать и нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас;
  • Употребление нелитературных слов и выражений;
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
  • Трудности в  построении  монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д;
  • Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребенка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.

Цель: совершенствование методов и приёмов работы по формированию и развитию связной речи в логопедической работе с детьми.

Задачи:

  1. Использовать инновационные технологии  в логопедической работе по формированию связной речи у детей.
  2. Создать предметно — развивающую среду  по формированию и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста .
  3. Разработать систему творческого взаимодействия с родителями по развитию связной речи.

 

Информационные ресурсы:

  1. Шадрина Л.Г., Семенова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7лет.-М. «ТЦ Сфера»,2012.
  2. ЛебедеваЛ.В.,Козина И.В., Обучение дошкольников пересказу.- М. « Центр педагогического образования», 2014.
  3. Козлова Ю.Буквенные сказки. Ростов–на- Дону: «Феникс», 2014.
  4. 4.Вся дошкольная программа. Речь.- М. « РОСМЭН».2011.
  5. Ткаченко Т.А. Формирование связной речи у дошкольников 4-6 лет.- М. «ЮВЕНТА»,2007.
  6. Узорова О., Нефедова Н. Развитие речи в картинках.- М. « Астрель- АСТ»,2002.
  7. 7.Методические рекомендации. Мнемотехника. ( интернет-ресурсы).
  8. 8.Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. — С-П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.
  9. 9.Лебедева Л.В., Козина И.В. Речевые досуги для дошкольников.-М. «Центр педагогического образования»,2012.
  10. Молчанова Е.Г., Кретова М.А. Речевое развитие детей 5-7лет в логопункте.-М. « ТЦ Сфера»,2014.

 

План реализации:

Этапы работы

 

Содержание работы Сроки
Теоретический этап

2016 –2017учебный год

1.      Изучение научно-методической литературы, интернет – ресурсов.

2.      Изучение опыта  работы логопедов через интернет-ресурсы.

 

в течение года
Практический этап

2016 – 2017 учебный год

1.      Подготовка диагностического инструментария.

 

 

сентябрь
2.      Изучение уровня развития связной речи у детей .

 

 

сентябрь
3.      Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты, публикации на сайте по теме). в течение года
4.      Подбор методического оснащения. Систематизация  практического  материала по данной проблеме.

 

 

в течение года
5.      Изготовление картотеки игр и упражнений по развитию связной речи.

 

ноябрь
6.      Использовать в работе компьютерные презентации по данной теме. октябрь – май
7.      Проведение круглого стола для родителей «Развиваем речь, играя» (подбор игр для развития связной речи в домашних условиях).

 

 

декабрь
8.      Подбор серии картинок.

 

январь
9.      Изготовление альбомов «Сочиню сказку сам» (совместно с родителями).

 

Февраль
10.  Организация и проведение творческого детско-взрослого  проекта  «Логопедическая вечеринка» февраль
11.  Проведение мастер-класса для педагогов: «Синквейн для дошкольников»

 

март
12.  Изготовление схем для описательных рассказов апрель
       13.Составление картотеки текстов и рассказов    .       на разные звуки. апрель
Заключительный этап

2016– 2017 учебный год

       1. Итоговая диагностика уровня развития                 .       связной речи старших дошкольников.

 

май
2.Отчет о работе на педсовете. май

Брындина Наталия Петровна
Учитель-логопед МБДОУ д/с «Алые Паруса»

Нижегородская обл., с. Сеченово

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *