Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно– логического мышления. Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Ваш ребёнок пошел в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать– вот что необходимо ребёнку. К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра– это основной вид деятельности дошкольников и младших школьников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. в эти игры которые можно играть с детьми на кухне, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

«Слово на ладошке».
Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

«Что бывает?».
Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зелёный –…дом, помидор.
Зимняя –…одежда, рыбалка.
Домашнее –…печенье, задание.

Скороговорки – языколомки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона воронёнка.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.

«Общие слова».

Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…
Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р,сосна, берёза, клён – это…

«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза– роза– нарцисс– гвоздика.

«Посчитай».
Считаем всё, что можно посчитать. Н– р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т.д.

«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое – либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех– …, лето– …, день– …, холод– …,север– … и т.п.
Глаголы: пришёл– …, нырнул– …
Прилагательные: широкий– …, маленький– …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко– …

«Подбери слово»

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой– либо звук, сначала – любые слова, а потом – по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

«Большой – маленький».

Ребёнку предлагается назвать ласково, н-р , ложку– ложечка, стул– стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

«Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н– р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

«Назови, какой…».

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок – яблочное и т. д.

«Подумай и ответь».

Предлагайте детям словесные логические задачи.
Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

«Подбери слово».

Птица – перья. Рыба – … Огурец – овощ. Ромашка – …

«Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

«Расскажи сказку».

Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Азбучные истины

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит развитие ребенка.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ребенком. Самое лучшее –тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
  • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
  • Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем – беседы с ребёнком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи– от 1 до 5-10 минут, при этом не забывайте указывать возраст ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Гавер Наталья Дмитриевна
учитель — логопед, МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №12
г. Урай

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *