РЕБЁНОК С ОВЗ. Рекомендации для родителей при выявлении признаков расстройств развития речи у ребенка

 

Дети с ОВЗ (по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова)

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).
3. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (логопаты).
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
5. Дети с умственной отсталостью.
6. Дети с задержкой психического развития.
7. Дети с нарушением поведения и общения.
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами: слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребёнка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Дети с тяжёлыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

Выделяют три уровня общего недоразвития речи:

I уровень – наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5 лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами;

II уровень – у ребенка появляются искаженные слова, намечается различение некоторых форм.
Но наряду с этим, произносительные возможности ребёнка, значительно отстают от возрастной нормы.

III уровень – характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено.

Особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

  • Особенности речевого развития детей с ТНР оказывают влияние на формирование всех психических процессов.
  • Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
  • При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов.
  • Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Проявления речевых нарушений у детей, на которые родители должны своевременно обратить внимание:

  1. Нарушения звукопроизношения: неправильное произнесение звуков, пропуски, замены звуков («матик» -мальчик, «пубики» — кубики, «фапофки» — сапожки).
  2. Лексические недостатки: бедный словарный запас, замены слов звукоподражаниями или жестами, пропуски слов, непонимание значения и смысла слова.
  3. Неправильное грамматическое оформление высказывания (например: «капает апатом» — капает лопатой).
  4. Нарушение связного высказывания: неспособность составлять рассказы, выстраивать собственные высказывания на определенную тему.
  5. Непонимание вопросов, инструкций, сказок, рассказов и т.д.
  6. Нежелание слушать сказки, стихи.
  7. Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы голоса, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
  8. Темпо — ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, необоснованные остановки в речи.

 

 

 

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями:

  • Покажите ребёнка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду;
  • Если логопед рекомендовал Вашему ребёнку логопедические занятия, то:
  • Систематически, аккуратно выполняйте с ним домашние задания;
  • Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;
  • Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;
  • Постепенно усложняйте требования к речи ребёнка;
  • Вводите поставленные и закреплённые звуки в обиходную речь, вырабатывая навык самоконтроля;
  • Учите наблюдать, слушать, рассуждать, чётко и ясно выражать свои мысли;
  • Воспитывайте усидчивость, самостоятельность;
  • Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;
  • Не фиксируйте внимание ребёнка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его;
  • Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребёнком;
  • Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребёнка до конца;
  • Верьте в силы своего ребёнка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправлении речи;
  • Помните, что по мере взросления, привычка говорить неправильно, у ребёнка закрепляется и хуже поддаётся коррекции.

Какие же ПЛЮСЫ в том, что Ваш ребёнок будет посещать логопедическую группу?

Логопедическая группа это:

  • коррекция звукопроизношения;
  • формирование грамотной, выразительной речи;
  • обучение чтению и письму (в подготовительной группе);
  • развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
  • усиленная подготовка к школе за счёт дополнительных занятий по развитию речи, чтению, письму, графике;
  • индивидуальный подход к ребенку;
  • совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления;

Логопедическая группа даёт детям хорошую подготовку к школьному обучению!

НО! Только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребёнка.

Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договорённости с педагогами.

Светлана Владимировна Антонова
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23 «Чебурашка»
 г. Королёв

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.