Роль воспитателя в процессе коррекции звукопроизношения у дошкольников
Для достижения наилучших результатов в коррекции звукопроизношения у дошкольников необходимо тесное сотрудничество учителя-логопеда с родителями воспитанников и педагогами детского сада. В детском саду большую часть времени ребенок находится под присмотром воспитателя. Роли воспитателя в формировании звукопроизношения у детей посвящена данная консультация.
Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах
Основной форма взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей – ведение тетради их взаимосвязи, в которой специалист фиксирует ход коррекционного процесса с каждым ребенком и перечень заданий для отработки достигнутых ребенком результатов с помощью воспитателей.
Индивидуальные занятия по заданию учителя-логопеда проводятся воспитателем во время второй половины дня, сразу же после дневного сна. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя.
Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой, — ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью, — то сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.
Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь наглядный материал для закрепления звуков [Р], [РЬ]. [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.
Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, чётко, медленно и добиваться того же от малыша.
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причём очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания в группе), замкнутость, отрицательное отношение малыша к воспитателю, к обучению в целом.
Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и организованной деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребёнка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлёв» или «без туфель»), А затем спрашивает: «Как лучше сказать?». И только потом просит повторить правильную фразу.
Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, попробуй!» или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».
Теперь об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, время ограничено и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправить его ошибки воспитателю сложно. В-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребёнком общения, должны проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь.
В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Не совсем точно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.
Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Например, если ребёнок неправильно произнёс звук [Р], воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук [Р], слова: стРоить, гоРка, собиРать, игРать».
Может случиться и так: одному из ребят очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово (милиционер, пододеяльник, водопроводчик) ребенок не произнесёт и это вызовет у остальных смех. Следует предложить ребёнку сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить его за старание.
Для того чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон.
Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта и постоянной изобретательности.
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в процессе работы над коррекцией звукопроизношением воспитанников
Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность воспитателя |
Подготовительный этап постановки звука | |
Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. | Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата, выполняя с ними артикуляционную гимнастику |
Этап появления звука | |
Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. | Воспитатель закрепляет произношение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляцию, используя картинки — символы и звукоподражания. |
Этап усвоения звука в речи | |
Логопед автоматизирует звук в следующей последовательности: изолированное произношение, слоги, слова, словосочетания, предложения, связная речь. | Воспитатель по заданию логопеда подбирает соответствующий речевой материал для автоматизации звука, контролирует правильность произношения звука ребенком в свободной деятельности. |
Этап дифференциации звука | |
Логопед проводит упражнения для дифференциации (различения) автоматизированного звука с ранее смешиваемыми или заменяемыми звуками (например, звуки [с] — [ш], [з] — [ж]) | Воспитатель контролирует речь ребенка, не допуская смешения и замен звуков. При необходимости по заданию логопеда проводит упражнения по дифференциации звуков в речи |
Формы работы учителя-логопеда с воспитателями
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- М. А. Поваляева. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001.
- Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. М., «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
- М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. М., «Просвещение», 1989.
Забабурина Марина Юрьевна
Учитель-логопед, МДОУ д/с №149
город Ярославль