Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста
Для ребенка дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому логопед и воспитатель строят свою работу с дошкольниками на основе игры.
Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все игры имеют одну общую цель: они являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы — познавательные, эмоциональные, коммуникативные.
Игра выполняет множество функций в плане развития речи:
- формирование мотивации к процессу говорения;
- воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;
- развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;
- пополнение и активизация словаря;
- совершенствование грамматического строя речи;
- закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
- совершенствование монологической и диалогической форм речи;
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
- усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
- воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.
Дидактические игры помогают выработать умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить ребенка к школе. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения звуков. Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей и задач. Предлагаю серию игр с картинками, с помощью которых возможно воздействовать на различные стороны речи.
Игры с картинками.
Картинки: сом, сумка, колбаса, мост;
молоток, пила, лопата, ложка
1.«Назови правильно».
Ребенок произносит названия картинок, стараясь правильно произнести звуки С и Ц.
2.«Что здесь лишнее».
Необходимо сказать, какая картинка является лишней по смыслу и полным предложением объяснить почему.
3.«Что пропало?».
Внимательно рассмотрев картинки, ребенок закрывает глаза. Ведущий прячет одну картинку и просит сказать полным предложением, какую картинку он спрятал.
4.«Закончи предложение».
Ведущий начинает предложение, а ребенок заканчивает картинкой, показанной ведущим. Названия картинок используются в различных падежах, в ед. и мн. числе
5.«Фокус».
Сложив картинки в стопку, ведущий говорит, что может угадать картинки по запаху. Принюхиваясь к картинке, ведущий описывает её. Ребенок отгадывает картинку, четко называя её.
Для ребенка речь является средством общения, играет важную роль в развитии мышления, поведения. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки.
Правильное речевое воспитание направлено на развитие коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми при помощи языковых (фонетических , лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Особое значение в речевом развитии имеет диалог со сверстником.
Развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно нам педагогам стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь мы является образцом правильной речи для ребенка. Во время игры педагог, родители должны стараться слушать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть малыша с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо.
Чухланцева Елена Михайловна
учитель-логопед, МБДОУ д/с№43
г. Воткинск, Удмуртская Республика