Система коррекционной работы по устранению аграмматической дисграфии

Проблема диагностики  и коррекции причин трудностей в обучении русскому языку младших школьников общеобразовательных учреждений особенно актуальна.

Аграмматическая дисграфия связывается с недоразвитием у детей лексико-грамматического строя речи,  несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.  Ошибки при этой дисграфии могут проявляться на уровне слов, словосочетаний, предложений и текстов- нарушение смысловых и грамматических связей между предложениями, искажение морфологической структуры слов, нарушения согласования слов; искажение предложно-падежных конструкций, пропуски членов предложений и другие. Наиболее ярко аграмматическая дисграфия проявляется к окончанию обучения в начальной школе, т.е. когда морфологический принцип письма становится более значимым. Следовательно, при устранении ошибок на письме основной задачей является формирование  обобщённых представлений о морфологической структуре слова и о синтаксической структуре предложений. Логопедическая работа проводится в следующих направлениях: уточнение и усложнение структуры предложения, развитие функции словоизменения, формирование навыков словообразования, развитие умений морфологического анализа слов, работа над однокоренными словами, закрепление грамматических форм в письменной речи.

Коррекционная работа проводится в три взаимосвязанных этапа.

1 этап.

1.Формирование навыка построения  связных высказываний. Детей учат:

  • соблюдать заданный порядок слов при записи предложения;
  • отличать связный текст от набора слов, словосочетаний, предложений;
  • составлять предложения из заданного набора слов без пропуска членов  предложения и повторов;
  • составлять тексты из 2-3 предложений, связывая их между собой по смыслу и используя для этого лексические повторы, личные местоимения, наречия.

2.Закрепление навыков словообразования. Детей учат:

  • образовывать существительные  с уменьшительно-ласкательным значением (с использованием суффиксов -к,-ик,-чик, и т.п.)
  • образовывать и различать возвратные и невозвратные глаголы;
  • образовывать  притяжательные прилагательные с суффиксом –ин.

3.Формирование продуктивных и простых по семантике форм. Детей учат:

  • различать формы именительного падежа единственного числа и именительного падежа множественного числа имён существительных;
  • образовывать имена существительные в форме единственного числа косвенного падежа без предлогов;
  • согласовывать существительные и глаголы настоящего времени 3-го лица в числе.

2 этап

1.Усвоение различных способов связи слов в словосочетаниях и предложениях. Детей учат:

  • образовывать словосочетания и предложения различных видов;
  • характеризовать и различать между собой части речи.

2.Работа над словообразованием непродуктивных форм словоизменения. Детей учат:

  • образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением ( с использованием суффиксов –оньк,-еньк,-ышк и т.п.); (лисонька)
  • образовывать существительные с суффиксом –инк,-енк, с суффиксом –ин;
  • образовывать и различать между собой глаголы совершенного и несовершенного вида;
  • образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами –ин,-нин,-ов,-ев и др.;
  • образовывать относительные прилагательные с суффиксами –н, -ан,-ян,-енн.(часы на стене -настенные часы)

3. Формирование наиболее сложных для детей непродуктивных форм словоизменения . Детей учат:

  • понимать и выполнять логико-грамматические конструкции (положите книгу на стол, положите карандаш книгу)
  • понимать и использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвенных падежах;
  • закреплять навык использования в речи имён существительных в форме множественного числа без предлогов;
  • использовать в речи и различать между собой глаголы 1, 2, 3-го лица настоящего и прошедшего времени;
  • согласовывать существительные и глаголы прошедшего времени в числе и роде;
  • согласовывать имена прилагательные и имена существительные в числе.

3 этап

1. Усвоение наиболее сложных для детей способов связи слов в словосочетаниях и предложениях. Детей учат:

  • самостоятельному составлению связных текстов из предложений разных типов.

2. Уточнение знаний детей о непродуктивных формах словоизменения. Детей учат:

  • образовывать названия животных;
  • образовывать притяжательные прилагательные с различными суффиксами;
  • образовывать относительные прилагательные с различными суффиксами;

3. Закрепление сложных для детей непродуктивных форм словоизменения. Детей учат:

  • использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвенных падежах;
  • согласовывать имена прилагательные с именами существительными в форме косвенного падежа;
  • согласование притяжательных, указательных и определительных местоимений с именами существительными.

Аграмматическая дислексия и дисграфия  связаны с недоразвитием  грамматического строя речи. Поэтому большое внимание в коррекционной работе уделяется упорядочиванию грамматического строя речи учащихся.

Для этого необходимо:

  • сформировать у ребёнка понимание особенностей взаимосвязи различных частей речи;
  • научить правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматические конструкции.

 

Альбом Е.В. Мазановой.

Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи (ОНР). Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребёнка проявляется на письме множеством специфических  ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой, снижения качества не только письма, но и чтения.

Предложены задания для тренировки в узнавании существенных признаков различных частей речи, для рассмотрения изменения слов и согласования их между собой (прилагательные с существительными, числительные с существительными). В данном пособии большое внимание уделяется теме «Предлоги», столь трудной для восприятия младшими школьниками и вызывающей наибольшее количество ошибок.

 

Рабочая тетрадь Е.В. Мазановой.

Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения русскому языку, так как у многих учащихся надблюдается отставание в речевом развитии, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения, сопровождающиеся расстройствами письма. Учитывая психофизические особенности детей младшего школьного возраста и то, что названные дефекты появляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности, Е.В. Мазанова рекомендует коррекционную работу по устранению ошибок в письменной речи строить на основе тесной  взаимосвязи с формированием познавательных процессов, коррекцией недостатков эмоционально-волевой сферы. Предлагаемая Е.В. Мазановой система коррекционной работы по преодолению дисграфии строится на основе комплексного логопедического обследования с учётом особенностей психофизической деятельности младших школьников: обучение органически связано с развитием у них внимания памяти, основных мыслительных операций.

Накопление фонетических и морфологических обобщений и упорядочение на этой основе имеющихся у детей средств языка позволяет приступить к работе по совершенствованию связной речи. Поскольку у данной группы детей имеются пробелы в речевом развитии, возникает необходимость в особой организации их учебной деятельности. Большое внимание уделяем работе над предложением и текстом. Работая с данной тетрадью мы имеем возможность  формировать практические представления у детей о словосочетании, предложении, тексте. Развивать умения и навыки узнавать  существенные признаки связного текста путём сравнения его с набором слов, предложений , различных вариантов его искажений.

Дети тренируются анализировать текст:

  • определять тему, основную мысль рассказа;
  • определять последовательность и связность предложений в тексте;
  • составлять план связного высказывания;
  • устанавливать смысловую зависимость между предложениями.

Одним из продуктивных приёмов, способствующих развитию коммуникативной деятельности является формирование у детей контрольно-оценочных действий (т.е. умение проверять). На первых порах это осуществляется  при максимальной помощи педагога, а в дальнейшем дети учатся выполнять эти действия всё более самостоятельно. Огромная роль в формировании умения строить связные высказывания принадлежит работе над текстом.

В данной тетради представлено множество заданий по распространению и сокращению текста, воссозданию текста по его плану. Очень полезны данные здесь задания по конструированию повествовательного  сообщения. Здесь же предлагается работа по анализу текста:

  • составить текст по плану;
  • составить рассказ по его началу;
  • составить текст по опорным словам ;
  • составить текст по данному концу
  • передать содержание какого-либо стихотворения  своими словами.

Данная тетрадь может быть предложена для преодоления аграмматической дисграфии и как дополнительный материал для развития языкового анализа и синтеза. Может осуществляться как индивидуальная, так и групповая формы работы.

Овладение грамматическим строем языка реализуется с помощью системы постепенно усложняющихся упражнений, причём каждое задание включает в себя образец его выполнения, а речевой материал, предлагаемый детям, подобран с учётом принципа доступности. Дети начинают понимать языковые закономерности, у них формируется способность делать определённые грамматические обобщения.

В процессе формирования навыка словообразования у школьников с  аграмматической формой дислексии и дисграфии основное внимание уделяется формированию у детей навыков словообразования. Детей учат образовывать новые слова от заданных, разбирать слова по составу, определять какой частью речи они являются. Также проводится работа по пополнению словарного запаса детей различными частями речи. Педагог уделяет особое внимание правильному пониманию детьми семантики слов.

Таким образом, в ходе коррекционной работы у учащихся:

  • формируются навыки словообразования и словотворчества;
  • появляется навык работы с различными частями речи;
  • расширяется словарный запас;
  • развивается так называемое языковое чутьё;
  • появляется навык составления предложений различных типов и связных текстов

Также при устранении  аграмматической дисграфии широко используются  письменные упражнения.

  • вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях (Дрова рубят топор….);
  • к названию одного предмета название двух, пяти предметов (стул- два …., пять …);
  • письменные ответы на вопросы (одним словом, словосочетанием или предложением;
  • к названию большого предмета дописать название маленького предмета (стол-столик);
  • к названию предмета дописать название его цвета;
  • дописать приставки в словах предложения;
  • к названию предмета подобрать слово, отвечающее на вопросы Какой? Какая? Какие?;
  • из слов данных в беспорядке, составить предложение и записать его;
  • вставить в предложение слова вместо картинок;
  • закончить предложение подобрав нужное слово;
  • придумать и записать предложения  с данными словосочетаниями;
  • добавить недостающую букву в глагольную форму (стул упал, девочка упал.., дерево упал…);
  • среди предложенных изображений предметов назвать и записать предметы одного цвета;
  • изменить словосочетание, данное в скобках (Мама подарила дочке (красивая кукла));
  • К названию животного дописать название его детёнышей;
  • Выделить и записать общую часть родственных слов;
  • Диктанты предложений, текста.

Михайлова Ирина Игоревна
учитель — логопед
МБОУ «Гимназия№3» г. Белгорода

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *