Сказкотерапия

Сказка-это один из основных жанров  фольклора, эпическое, приемущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.В социокультурной деятельности является одним из ведущих видов видов и способов эмоционально-психологического,педагогического влияния ,социально- нравственного  формирования. Применяется в реабилитации как  социокультурных технологий.

Выделяют следующие направления , которые актуальны в коррекционной работе с ивалидами с помощью сказкотерапии.

  • Психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;
  • Преодоление чувства страха и неуверенности посредством сочинения сказочных сюжетов и их проигрывания;
  • Обретение свободного опыта общения через ролевое действие сказочного героя у детей – инвалидов с трудностями общения;
  • Формирование творческого потенциала ребенка — инвалида через сказки.

Использование сказок для коррекции негативных состояний и проявлений у инвалидов направлено на формирование отношения к персонажу, действие на эмоциональном уровне (тренинг эмоциональной сферы); проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации; идентификация собственного «я» с тем или иным персонажем; удовлетворение потребности в познании волшебных загадочных явлений жизни; коллективное участие в совместном действии; приобщение к жанрам народной художественной культуры.

Решение этих задач наиболее эффективно через обращение к традиционной русской культуре, в которой взаимодействию человека с ролью уделяется большое внимание. Занятия могут включать:

  • вступительную беседу с персонажем ( что он делает, когда злой);
  • разминку с задачей – побыть таким, как персонаж ( поулыбаться как персонаж, посердиться как он ( работа мимики); походить как ( работа телом, позой, движением); пошипеть, покричать как (работа голосом); посмотреть как он (работа глазами);
  • проведение конкурса на лучшего «страшного» персонажа.

Во второй части занятия – беседа о положительных свойствах персонажа, показать, что он делает, когда добрый. Обязательно включать в занятие упражнения с руками, так как руки служат источником опасности и агрессии, именно с руками часто связаны опасные ситуации и страхи (черная рука, рука-невидимка, черная перчатка); используются сказки с участием Дракулы, инопланетян, киллера и иных отрицательных персонажей.

В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки,так и сказки русских и зарубежных авторов,где главным персонажем является преимущественно девушка или женщина.

Сказкотерапевтические методы

Выделяют несколько основных методов сказкотерапии: Расказывание сказки,Рисование сказки, Сказкотерапевтическая диагностика,Сочинение сказки,  Изготовление кукол,   Постановка сказки.,мастер сказки.,песочная терапия.

 

Метод «Рассказывание и сочинение сказки»

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом специалист  может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом

Специалист  и клиент  могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Клиент  может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание клиентом позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении клиента, но в то же время действуют в нем.

 

Метод «Рисование сказки»

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Как считает Чех Е.В. абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки

 

Метод «Мастер сказок»

В работе  используются архетипические карты, разработанные на основании концепции Универсальных Архетипов. Автором архетипических карт «Мастера сказок» является Зинкевич-Евстегнеева Т.Д.

Всего используется 50 сюжетов сказок на основании 10 архетипов:    Дорога,  Государство,   Помощник, Творец,   Сезонность, Доброе сердце — холодное сердце,    Тело боли,   Авгиевы конюшни, Распутье,  Божественное вымя.

В колоде используется 50 цветных карт, каждая из которых имеет свое название. В инструкции по применению этих карт дается общее значение карты, вопросы для размышления, задания для взрослых и детей.

 

Метод «Песочная терапия»

Сказкотерапия являясь эклетическим направлением практической психологии, дает специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии: психодрамы, гештальт-терапии, арт-терапии. Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Песочная терапия может быть использована в работе дефектологов, социальных работников. Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с клиентами разных возрастных групп.

Как пишет  Сакович Н.А., «в подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным».

Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Клиент решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др.

Шитикова Анна Юрьевна
студентка ТГПУ им. Л.Н.Толстого
г. Тула

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *