Коррекция нарушений голоса у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи музыкальных занятий
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Более подробно хотелось бы остановиться на коррекциии нарушений голоса у детей дошкольного возраста с дизартрией.
В статье представлены возможности использования музыки в работе по восстановлению нарушенной голосовой функции у детей с синдромом дизартрии. В результате исследования выявлено состояние голоса и предложен комплекс упражнений по коррекции дыхательных и голосовых расстройств.
Работа по формированию голосовой функции на музыкальных занятиях у дошкольников с синдромом дизартрии включает три этапа:
- Подготовительный (предречевой);
- Основной (вокальный);
- Заключительный (речевой).
На подготовительном этапе, развитие мимики и пантомимики осуществлялось в игровых ситуациях с музыкальным сопровождением и при инсценировке музыкальных сказок для детей младшего школьного возраста:
— пантомим «Мишка добывает мед»
Музыкальный работник объясняет ребенку, что медведи любят мед. Ради этого природного суперлакомства, они готовы засунуть морду и лапы в улей и получить пару пчелиных жал. Вся остальная часть тела медведя защищена густым мехом. Выслушав музыкального работника ребенок под музыкальное сопровождение пытается изобразить медведя добывающего мед;
— следующее музыкальное произведение, которое вы сегодня услышите, сочинено Д. Б. Кабалевским и называется оно пьеса «Зайчик дразнит медвежонка».
(Слушание).
Д. В предыдущих музыкальных произведениях звучит одна музыка, одно настроение, в этой же музыкальной пьесе как бы две разных музыки: одна – низкая, тяжелая, вторая – легкая, быстрая.
М.р. Взаимодействуют ли они между собой?
Д. Да, вторая музыка гораздо скорее повторяет музыку первой, как будто передразнивает.
М.р. Кого, на ваш взгляд, могут изображать первая и вторая темы этой музыкальной пьесы.
Д. Первая музыка может изображать слоненка, медвежонка и т.д., вторая – белку, зайчика и т.д.
М.р. Называется это музыкальное произведение «Зайчик дразнит медвежонка». Вы, конечно же, очень близко подошли к его пониманию. А теперь скажите, судя по музыке, скучно или нет им?
Д. Им не скучно. Они, наверное, играют.
М.р. Тогда попробуйте изобразить и зайчика, и медвежонка при помощи движений, мимики, жестов так, как вам подскажет музыка.
(Дети по парам под музыку выполняют это задание. Желательно,
чтобы варианты исполнения были разными).
Для детей старшего дошкольного возраста:
Сказка «Про девочку Нину, кошку и пианино».
Жила-была на свете одна девочка. Звали её Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть не умела и начала стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Опечалилась Нина и спать пошла. Уснула Нина и приснился ей удивительный сон.
Будто дома она да кошка,
И сидят они у окошка.
А за спиной: «Бум! Бум!» Обернулась Нина, услышав шум. Видит — пианино шагает,
Крышку, как рот, открывает.
А под крышкой — клавиши в ряд, Словно зубы торчат.
Вот-вот сердитое пианино Проглотит девочку Нину.
Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.
Но тут кошка на клавиши — прыг!
И чудо случилось в миг.
А пианино поёт, поёт.
Мурка неслышно ступает,
А пианино ей ласково отвечает.
Тут вдруг чудо случилось –
Кошка вдруг говорить научилась: «Мяу, всё тебе расскажу,
Хочешь, секрет покажу!» —
Нине она говорит.
И заглянуть в пианино велит. Сама же хвостом виляет, Клавиши лапками нажимает.
Налево Мурка пойдёт –
Низким голосом пианино поёт,
А если повернёт правее –
Звуки всё выше, нежнее.
В пианино как заглянула Нина, так и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!
У струн коротких и тонких
Голос высокий и звонкий,
А чем толще, длиннее струна –
Тем ниже звучит она.
Клавишу Мурка нажимает — Молоточек по струне ударяет, Струна звенит, поёт,
Мурка дальше идёт.
Думает девочка Нина:
«Совсем нестрашное пианино.
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться –
Вот оно и не будет кусаться».
Тут наступило утро и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.
Высоту звука условно можно изобразить с помощью линии. У нас получится кривая или прямая в зависимости от исходной мелодии. У музыкантов даже есть такое понятие — «звуковысотная линия». Наглядно это можно представить, сравнив два рисунка.
_____________________________
Если провести пальцем по первой линии, то палец будет двигаться всё время горизонтально.
Если провести пальцем по второй, то палец поднимется вверх, а потом спуститься вниз и потом вверх и вниз.
Такой путь может проделать и голос. Попросите ребёнка, ведя пальцем по первой линии, протянуть гласную «о-о» на одной высоте, без повышений и понижений (не прерывая пения, тянуть гласную до конца линии одинаковым голосом, монотонно). Затем дайте задание изменить голос с более низкого (толстого) до более высокого (тоненького), как показано на второй линии-схеме. Проделайте то же в обратном направлении. Повторите это несколько раз, чтобы услышать разницу в звучании голоса и потренироваться в восприятии высоких и низких звуков.
Артикуляционная гимнастика проводилась во время театрализованных игр, которые гармонично вписывались в сюжет музыкальных занятий и наиболее полно и красочно передавали необходимые образы. Дыхательные упражнения выполнялись в начале занятия для подготовки детей к пению или в процессе игры на детских духовых музыкальных инструментах (ду- дочка, губная гармошка, свистулька). В процессе развития фонационного дыхания использовались небольшие стихотворные попевки, которые помимо выработки длительной фонации, одновременно развивали общую и мелкую моторику.
Примерные виды заданий: попевки «Солнце», «Кукареша», «Музыкальный конкурс», разминка «Дуем, дуем, задуваем», игра на музыкальных инструментах.
Задача по развитию голоса реализовывалась на каждом занятии в виде музы- кальных распевок, где дети знакомились с акустическими характеристиками голоса и возможностями его модуляции по каждому заданному направлению на базе слогов, слов и небольших фраз.
Второй этап по постановке и развитию голоса — вокальный.
Основными задачами этого этапа являлись: развитие высоты, силы, тембра, и модуляций голоса. На музыкальных занятиях дети не только знакомились с вышеперечисленными понятиями, но и учились модулировать голос по заданным характеристикам.
Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных средств его выразительности. Она создает мелодику тона, т. е. движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Предлагаются упражнения на изменение высотной модуляции, которые способствуют развитию интонации, гибкости и постепенно расширяют объем голоса.
Упражнение 1.
Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О». Руки вверху, высоким голосом: «О». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та—то—ту».
Упражнение 2.
Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося «У…..ту…» и т.д. в начале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.
Игра «Самолет».
Самолет идет на взлет. (Произносят низким голосом, руки опущены: «У»). Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»); Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, приседают: «У»).
Упражнение 3.
Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.
Летит поезд во весь дух:
-Ух! Ух! Ух!
(Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками).
Загудел тепловоз:
«У-у-у-у».
(Низким голосом, останавливаются и гудят).
Домой деток повез:
«Ду-ду-ду ».
(Приседают).
«Ой! — воскликнул окунек,
— Я попался на крючок».
Произносят высоким голосом.
Сом сердито проворчал:
«Из-за шалости попал».
Низким голосом.
Ф. Бобылев
Маленькие ножки.
Бежали по дорожке:
Топ! Топ! Топ!
(Высоким голосом с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами).
Большие ноги —
Шли по дороге:
Топ! Топ! Топ!
(Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).
Расширение голосового диапазона.
Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но не «крикливо», четко, постепенно изменяя силу голоса — от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.
Упражнение 1.
Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А». Руки над головой, громко: «А». Так же с другими гласными.
Упражнение 2.
Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары — шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише — шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары — слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.
Мы хлопаем руками: «Хлоп-хлоп-хлоп».
Мы топаем ногами: «Топ-топ-топ».
Упражнение 3.
Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).
Упражнение 4.
Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.
Была тишина, тишина, тишина…(Почти без голоса, одной артикуляцией).
Вдруг грохотом грома сменилась она. (Шепотом ) И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? (Голосом разговорной громкости).
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит. Уже барабанит! (очень громко)
А. Шибаев
В работе по расширению голосового диапазона использовались такие певче- ские упражнения, как распевка «Рано утром ты вставай», попевка «Дятел», песни. Простота мелодий, их небольшой объем давали возможность транспонировать их и применять перед разучиванием основного песенного репертуара.
Развитие тембра голоса.
Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т. е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.
Упражнение 1
И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «а», «о», «у», «ы», «э».
«А» — руки вверх.
«О» — руки кольцом перед собой.
«У» — руки рупором.
«Ы» — руки овалом впереди.
«Э» — руки овалом сзади.
Упражнение 2
И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7—10 секунд.
Упражнение 3.
Мы в лес пойдем
(Дети поднимают руки в стороны и вверх)
Детей позовем: «Ay! Ay! ».
(Делают руки рупором)
Взял я лук и крикнул:
«Эх! Удивлю сейчас я всех!».
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все:
« Э__ э__ э__ э ».
Упражнение 4.
Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.
Упражнение 5.
Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов:
«Мо-моо,му-муу».
Рано-ранопоутру
Пастушок«Туру-ру-ру!».
А коровы вслед ему
Замычали: «Му-мууу».
И.Токмакова
Кроме того был подобран песенный репертуар, который наиболее полно отвечает задачам фонопедической работы с детьми, имеющими легкую степень дизартрии: М. Танич, Б. Савельева «Прогулка»; Е. Карганова, А. Берлина «Песенка — чудесенка»; В. Голикова, Г. Лагздынь «Солнечный зайчик»; Н. Кукловская, И. Кишко «Игра с лошадкой»; В. Татаринова, Г. Струве «Колобок»; М. Ивенсен, А. Александрова «К нам гости пришли»; М. Карасёва «Петушок»; О. Высотская «Буль, буль»; Ю. Черных, А. Пахмутова «Кто пасется на лугу?»; Н. Соловьёва, Г. Струве «Так уж получилось»; О. Новиковская, К. Дискина «Смешные человечки».
Третий этап — автоматизация навыка правильного голосоведения — прово- дился по двум направлениям: закрепление навыка произвольно изменять голос при пении и в повседневном речевом общении. Между вокальными и речевыми способностями детей существует прямая связь. Поэтому для автоматизации правильного голосоведения огромное значение имеет пение песен, которые дети разучивают и исполняют. Здесь особенное внимание мы уделяли пению естественным голосом, без напряжения, протяжно. Не допускалось пропевание гласных крикливым, открытым звуком с зажатой челюстью. Для автоматизации правильного голосоведения вырабатывалось певческое дыхание: бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, которое регулировалось музыкальной фразировкой, идущей от содержания песни. В работе над данным направлением часто использовалось пение по цепочке, так как оно активизирует и организует всех детей, учит вовремя и точно интонировать мелодию и закрепляет навык правильного дыхания, в старших группах использовалось хоровое пение.
После проведения коррекционной фонопедической работы у 30 % детей исчезла назализация, голос приобрел чистоту звучания, стал более мелодичным. 70 % детей научились изменять голос по высоте и тембру, стали лучше модулировать голос по силе. Практически у всех детей расширился голосовой диапазон. Коррекционные возможности музыкальных занятий проявляются в том, что музыка выступает источником позитивных переживаний, рождает новые творческие потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и развитие познавательной, эмоционально-волевой и личностных сфер личности. Через музыку можно дать ребенку понятие о силе, высоте, тембре голоса, о паузах и смысловых акцентах. При пении и выполнении речевых упражнений под музыку дети легче овладевают звуковысотными и динамическими модуляциями голоса, темпом речи, ее плавностью, что обусловлено схожестью мелодико-интонационных характеристик в музыке и речи. Вокальные упражнения развивают и укрепляют дыхательный и голосовой аппарат ребенка, формируют звукочастотный и музыкальный слух, воспитывают любовь и интерес к музыке и развивают певческие навыки.
Литвинова Татьяна Михайловна
Курганский государственный университет, факультет «Психологии, дефектологии и физической культуры», по направлению «Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Коммуникативное развитие детей с нарушениями речи» 1 курс.
Свердловская область, гор. Каменск-Уральский