Словарно-лексическая работа на уроках русского языка для детей 1-2 класса с функциональной дислалией

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрена актуальная проблема словарно-лексической работы на уроках русского языка школьников 1 и 2 класса с функциональной дислалией. Кроме того, в статье представлены особенности проведения словарно-лексической работы и рекомендации для родителей.

Annotation. This article deals with the actual problem of vocabulary and lexical work in the Russian language lessons of schoolchildren of the 1st and 2nd grades with functional dyslalia. In addition, the article presents the features of the dictionary-lexical work and recommendations for parents.

Ключевые слова: функциональная дислалия, словарная работа, словарь.

Key words:  functional dyslalia, dictionary work, dictionary.

На сегодняшний день одной из главных проблем учеников начальной школы является небольшой словарный запас. Зачастую речевые отклонения в корне связаны с данным аспектом, и из этого вытекает приостановка или прекращение дальнейшего развития лексикона и речи ребенка. В дальнейшем это влечет за собой ряд различных личностных и психологических проблем, которые вызывают трудности не только в учебных сферах, но и в жизнедеятельности в целом. Небольшой словарный запас мешает ребенку выражать свои чувства, эмоции, переживания, что значительно ухудшает его жизнь. Зачастую школьник сталкивается с проблемой участия в жизни класса, а также с проблемой общения с окружающими его сверстно в целом.

Исходя из этого, особое значение имеет словарно-лексическая работа на уроках русского. Благодаря данной работе происходит общее обогащение словарного запаса, ребенок развивается, его речь становится более выразительной и интонационно правильной. На уроках русского языка дети читают литературные произведения, что в свою очередь оказывает большое влияние на формирование словарного запаса.

На уроках русского языка ученики усваивают лексическое значение слова, что напрямую связано с различными сферами школьной деятельности. Благодаря различным направлениям (дисциплинам) на школьных занятиях усваивание школьниками новых слов набирает обороты и тут же находит свое применение. Соответственно непонимание смысла слов оказывает отрицательное влияние на успешность их обучения в целом.

В настоящее время из методической науки можно выделить следующие направления работы по становлению и развитию полноценной речевой деятельности детей младшего школьного возраста:

  • работа по составлению предложений и словосочетаний, а также изучению их структуры;
  • развитие связной речи;
  • работа над лексическим запасом учеников (словарная работа).

Словарно-лексическая работа в начальной школе представляет собой расширение активного словаря детей путем подачи незнакомых или трудных для них слов и дальнейшего их разъяснения для правильного усвоения.

Важную роль играют орфографические упражнения, словообразовательные упражнения, морфологические упражнения, синтаксические упражнения и лексические упражнения.

Одним из наиболее распространенных видов словарно-лексических упражнения являются диктанты, они могут проводиться в различных формах:

  1. Зрительный диктант.

Ученики проговаривают написанное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. Также они могут обратиться за помощью к словарю и выяснить значение данного слова.

  1. Картинный диктант.

Учитель показывает определенную картинку детям, а они должны назвать изображенный на ней предмет и объяснить написание безударной гласной в слове и поставить правильное ударение.

  1. Диктант на выбор. (картинный, слуховой, зрительный).
  2. Диктант с использованием загадок.
  3. Диктант по памяти.
  4. Диктант с комментированием.

Учитель должен назвать определенное слово, а дети подобрать однокоренные ему слова и записать их в тетради.

  1. Творческий диктант.

Здесь необходимо заменить развернутое определение, одним словом.

Для успешного развития словарного запаса также применяются различные упражнения в игровой форме. Учитель может предложить школьникам написать письмо по памяти, это может быть отрывок стихотворения или другого литературного произведения. Также могут применяться различные загадки, которыми являются словарные слова, дети должны их отгадать и записать в тетрадь.

Существует ряд различных упражнений для успешного овладения словаря:

  • выписывание из словаря различных слов по определённым признакам;
  • выписывание слов с пропущенными буквами. Дети должны проверить написание данных слов по словарю;
  • составление словосочетаний и предложений со словами из словаря и др.

Для успешного запоминания и понимания слов необходима их осмысленность. Учитель должен объяснить значение изучаемого слова, а также сущность и характер содержащейся в ней трудности. Учащийся должен установить связь данного слова с ранее изученными словами, а также активно включить его в речевую практику.

Для школьников с функциональной дислалией необходимо включить в работу произношение «трудных звуков». С их помощью происходит развитие артикуляционного праксиса, а также необходимо выполнение логопедического массажа и укрепление воздушной струи. После этого обычно переходят к постановке звуков и их закреплению.

Функциональная дислалия имеется практически у каждого школьника и ее довольно просто распознать. Она представляет собой нарушение звукопроизношения, при котором наблюдается отсутствие органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

Данное нарушение является следствием социальных причин:

  • педагогическая запущенность ребенка;
  • ребенок подражает окружению;
  • неправильное воспитание речи ребёнка в семье;
  • двуязычие в семье.

Также существуют и биологические причины появления функциональной дислалии: ЗПР, частые инфекционные заболевания, патологии и т.д

Для того чтобы помочь ребенку устранить функциональную дислалию необходимо осуществлять правильную словарную работу. Она предусматривает четыре направления: обогащение словаря, его уточнение, усвоение многозначности и синонимики и т.д. Также необходимо перенесение слов из пассивного словаря в активный и устранение нелитературных слов.

Таким образом, хочется сделать вывод о том, что функциональная дислалия – это не приговор. Если заниматься с ребенком, обогащать его словарно-лексический запас, объяснять значения слов и т.д., ребенок может избавиться от данного недуга. Родители должны с особым вниманием уделять время ребенку, читать с ним литературные произведения, учить стихотворения, помогать ребенку справиться с его расстройством. Также необходимо тренировать его слух с помощью различных упражнений, использовать артикуляционную гимнастику и помочь ребенку развивать его дыхание.

Необходимо использовать правильную и внятную речь рядом с ребенком. Он нередко подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Также развитию речи детей приносит вред постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая речь.

Также рекомендуется комплексное лечение, при участии логопеда и родителей. При правильном выборе методики речь станет четкой, грамотной и богатой.

Шкаликова Ангелина Вячеславовна
студентка 3 курса Ставропольского государственного медицинского университета
Руководитель: Юлия Алексеевна Малахова, преподаватель,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *