Социализация детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации

Основной целью работы в ДОУ с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья является направленность на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.

Социализация в воспитательном процессе предполагает следующие направления в развитии детей с ОВЗ

Способности к самоуправлению и саморегуляции:

  • наличие представлений о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу;
  • сформированность представлений о составе семьи, родственных отношениях, взаимосвязях, распределении семейных обязанностях, семейных традициях;
  • наличие представлений об обществе, его культурных ценностях, о государстве
  • подчинение требованиям взрослых;
  • наличие ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
  • способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • соблюдение правил поведения на улице, в природе и общественных местах.

Социально-бытовые умения и навыки:

  • усвоение основных культурно-гигиенические навыки;
  • сформированность представлений о здоровом образе жизни;
  • умение планировать свою трудовую деятельность, самостоятельно готовится к занятиям, убирать материал по окончанию работы.

Эти направления социадьно-личностного развития детей варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Процесс формирования того или иного навыка у ребенка с ОВЗ, в зависимости от его индивидуальных возможностей, происходит в различном темпе. Этот процесс может быть разделен на следующие этапы:

  1. Подготовительный. Задача — создать у детей положительное отношение к деятельности
  2. Дидактический. Обучение приемам выполнения, установление их логической последовательности (основной метод — метод показа). Здесь целесообразно использовать карточки — алгоритмы, которые дают возможность получения визуальной информации последовательности выполнения тех или иных действий.
  3. Практическое усвоение учебного навыка. Самый продолжительный этап. Осуществляется при помощи методов требования и упражнения. Особое внимание уделяется проведению режимных моментов.
    В период адаптации, после продолжительной болезни, в период кризисов целесообразно применять щадящий режим дня.  Увеличивается продолжительность дневного сна. Для этого ребёнка укладывают первым и поднимают последним. Обеспечивают спокойную обстановку перед укладыванием. Иногда можно  перевести ребёнка на режим соответствующий более раннему возрасту. Увеличивается время, необходимое для приёма пищи. Кормление детей   с повышенной возбудимостью проводится отдельно от всей группы. Соблюдается диета (по показаниям).   Во время образовательной деятельности – повышенное индивидуальное внимание к ребёнку, профилактика переутомления, снижение продолжительности непосредственно образовательной деятельности. Обеспечение рациональной двигательной активности ребёнка в группе и на прогулке.
  4. Контроль усвоения детьми навыка с целью определения уровня его сформированности.

Огромное значение в формировании навыка играют многократные повторения и упражнения (до автоматизации).

Социальный опыт приобретается ребенком:

  • в процессе осваивания социальной информации, умений и навыков;
  • в процессе общения в рамках различных социальных групп, усваивая социальные символы, установки, ценности;
  • в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая нормы поведения.

Социализация в образовательном процессе.

Социальная направленность образовательного процесса предполагает обучение ребенка в группе, формирование навыков общения, взаимодействия с членами группы, взрослыми в различных ситуациях: учебных, игровых, бытовых и т.п., – формирование адекватного поведения в обществе. Т.Е коммуникативные способности.

Коммуникативные способности:

  • умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом;
  • навыки решения спорных вопросов с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет;
  • проявление инициативы в оказании помощи сверстникам и взрослым.

В соответствии с принципом практической направленности в образовательном процессе дети приобретают умения и навыки, необходимые в повседневной практике.

Усвоение нового происходит в собственной деятельности воспитанников. Большое значение имеет организация таких видов деятельности детей, которые  обладают обучающим потенциалом и находятся в зоне ближайшего развития ребенка (игровая, трудовая, изодеятельность, учебная)

Требованиями к учебному процессу являются:

  • максимальная расчлененность учебного материала;
  • поэтапность его усвоения;
  • сочетание слова и наглядности (наблюдения за живыми объектами, рассматривание муляжей, картин, просмотр диа-, кино-, видеофильмов, проведение целевых прогулок и экскурсий).

Несколько специфических методов в работе с детьми с ОВЗ:

  1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
  2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
  3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
  4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ОВЗ склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,
  5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
  6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

В работе с детьми с ОВЗ  наглядные методы  являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудиообразцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала.

Использование наглядных методов требует учитывать особенности детей с ОВЗ (меньший объем восприятия, его замедленный темп, трудности концентрации внимания и др.) и применять четкие схемы и таблицы, приближенные к жизни, реалистические иллюстрации, рационально определять объем применения наглядных средств с соблюдением принципа необходимости и доступности.

Эффективность применения этих методов во многом зависит от использования качественных наглядных средств (натуральных, изобразительных, символических) и приспособлений для их демонстрации (подъемных столиков, экранов, медиа-  техники и др.). Значимым является планирование продуманного и гармоничного использования наглядных средств, учет их различных дидактических функций и возможностей для комплексного применения и правильного соотношения наглядности и других источников информации. Кроме того, необходимо заранее подготовить четкие комментарии, обобщения информации, выделения главного в содержании и т.д., предусмотреть активное включение в процесс поиска информации, решения задачи, составления комментариев и т.д. на их основе.

Применение средств наглядности способствует формированию положительного эмоционального настроя, повышению  учебной мотивации, активизации познавательной активности и позволяет обеспечить полисенсорную  основу восприятия информации.

Практические методы обучения (метод упражнений, практические задания, игра и др.) широко используются в процессе обучения детей с ОВЗ для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций. Развитию познавательной активности детей, проявлению заинтересованности в приобретении знаний способствуют дидактические игры и игровые приемы.

Опыт использования игровой терапии в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, также свидетельствуют о том, что проведение игр, в частности,  игр-драматизаций, способствует росту творческих и интеллектуальных способностей ребенка (улучшаются процессы коммуникации, приобретения новых знаний и умений), а также накоплению определенных социальных навыков, позволяющих ребенку успешно приспосабливаться к действительности.

Словесные методы  обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с ОВЗ и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами. Необходимость дозированного сообщения нового материала (методом «малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов, обусловлена индивидуальными особенностями детей с ОВЗ.

Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.

В целях достижения максимального педагогического эффекта при обучении детей с ОВЗ  в инклюзивном пространстве, прогнозирования и пропедевтики возможных трудностей необходимо учитывать ряд рекомендаций к отбору и применению дидактических средств и ресурсов.

  • Отбор содержания обучения, а также предпочтительных видов деятельности проводите с учетом оптимизации условий для реализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ. Включайте в процесс обучения задания на развитие восприятия, анализирующего наблюдения, мыслительных операций (анализа и синтеза, группировки и классификации, систематизации), действий и умений.
  • Ставьте вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание.
  • Привлекайте различные виды деятельности  —  игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную  —  для повышения уровня умственного развития детей
  • При смене видов деятельности или задания убедитесь, что ребенок Вас понял.
  • Рационально используйте разнообразный наглядный материал  в соответствии с поставленными задачами. Это позволит создать полисенсорную основу для обучения, повысить мотивацию учащихся, однако не даст возможности детям отвлекаться от содержания учебного материала.
  • Используйте для каждого ребенка с необходимые ему наглядные опоры (например, у каждого ребенка есть своя тетрадь, в которой он фиксирует именно то правило, которое плохо усваивает).
  • Поддерживайте и поощряйте любое проявление детской любознательности и инициативы.
  • Оценивайте успешность  обучения ребенка в зависимости от темпа его продвижения к более высокому уровню знаний, к познавательной самостоятельности, от действенного интереса к учению.
  • Учитывайте и не нарушайте этапность формирования способов учебной деятельности: сначала детей учат ориентироваться в задании, затем выполнять учебные действия по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого, затем  –  по словесной инструкции при ее последовательном изложении.
  • Проявляйте особый педагогический такт в работе с детьми с ОВЗ –  необходимо замечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности, поддерживать положительный эмоциональный настрой.
  • Используйте индивидуальный подход при оценивании деятельности детей: обязательно поощряйте ребенка, если он справился с заданием, и не допускайте никаких упреков в адрес тех детей, которые что-то хуже сделали.
  • Не оценивайте результаты труда ребенка в сравнении с другими учащимися. Важно поощрять каждое отдельное продвижение вперед конкретного ребенка и оценивать не столько конечный результат, сколько познавательный процесс, деятельность ребенка, его динамику в развитии.

В процессе формирования навыков и умений, наряду с традиционными, мы используем инновационные  приемы и технологии:

  • кинезиологические упражнения
  • ТСО (световые планшеты, песочные столы, интерактивные доски и столы,  3D принтер)
  • лепбуки, круги Луллия, дидактический синквейн

Подробнее они будут представлены в презентации: краткая характеристика каждой технологии и средств (кинезиологические упражнения- что это, и как применяем в работе с ОВЗ;  ТСО- цель использования, режим, значение для ОВЗ; лепбуки, круги Луллия, дидактический синквейн).

Бобкова Мария Евгеньевна
учитель-логопед
г. Муром, Владимирская обл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.