Советы для родителей: «Учим детей дома»
Игры на развитие фонематического слуха:
«Поймай звук» (определение наличия звука в слове).
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда они услышат слова с заданнымзвуком.
— Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три — четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Длинное — короткое»
«Выбери подарок колобку», «Угадай, кому фишку?» (выделение слов с определённым гласным звуком)
«Определи 1 звук в слове», «Какой последний звук?»
— Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
— Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр.
(Воробей, грач …)
— Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний — а.
— Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.
Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
— Начало, середина, конец. (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).
«Отгадай, какой гном принёс картинку?», «Какому гному подарок?», (дифференциация согласных звуков по твёрдости — мягкости)
При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей среднего дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к школе.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Чухланцева Елена Михайловна
учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 43
Удмуртская республика, г. Воткинск