Виды дисграфии у младших школьников
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Причины
- органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма;
- запаздывание созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования;
- длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития.
Неблагоприятные внешние факторы
- неправильная речь окружающих;
- двуязычие;
- недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье;
- недостаточность речевых контактов;
- неблагоприятная семейная обстановка.
Виды дисграфии
- Акустическая дисграфия;
- Арикуляторно-акустическая дисграфия;
- Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза;
- Оптическая дисграфия;
- Аграмматическая дисграфия.
Акустическая дисграфия
Данный вид дисграфии обусловлен нарушением фонематического слуха (недостаточно чёткая слуховая дифференциация акустически близких речевых звуков). Звукопроизношение при данном виде дисграфии в норме.
Коррекционная работа при акустической дисграфии
Развитие фонематических процессов:
- фонематического слуха;
- фонематического восприятия;
- фонематического представления;
- фонематического анализа;
- фонематического синтеза.
Упражнения, направленные на преодоление акустической дисграфии
- игры и упражнения на умение различать звуки по высоте, силе и длительности звучания;
- игры и упражнения на узнавание звука из ряда звуков, слогов и слов;
- игры на выделение ударного гласного звука в начале слова;
- игры на выделение согласного звука в конце слова;
- игры и упражнения на дифференциацию звуков.
Артикуляционно-акустическая дисграфия
В основе этого вида дисграфии лежит неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.
Коррекционная работа при артикуляторно-акустической дисграфии
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
Упражнения, направленные на преодоление артикуляторно-акустической дисграфии
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики;
- коррекция звукопроизношения;
- игры и упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков;
- игры и упражнения, направленные на развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза
Причина этого вида дисграфии в том, что ученик затрудняется проанализировать речевой поток, то есть не может в сплошном потоке речи выделить отдельные слова и затем разделить их на слоги и звуки.
Виды ошибок:
на уровне слова:
- пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»);
- пропуски гласных (санки – «снки»», «собака – «сбака»);
- вставка лишних букв (стол – «стлол»);
- перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр»);
- добавление букв (весна – «весная», тоскали – «тосакали»);
- пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», голова – «говола».
на уровне предложения:
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни. – «быличудные дни».
- раздельное написание слов (приставок, корня) – Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут парходы».
- запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»)
Коррекционная работа при дисграфии на почве языкового анализа и синтеза
- развитие языкового анализа и синтеза;
- развитие слухового анализа и синтеза;
- развитие анализа состава предложения и синтез слов в предложении.
Упражнения, направленные на преодоление дисграфии на почве языкового анализа и синтеза
- выделение звука на фоне слове (выявить наличие или отсутствие);
- выделение первого и последнего гласного и согласного в слове;
- определение места звука в слове (начало, середина, конец);
- определение последовательности звуков в слове;
- определение количества слогов в слове (с опорой на гласные);
- развитие анализа структуры предложения: определение границ предложения, последовательности слов в предложении и их места и т.д.
Оптическая дисграфия
Причина этого вида дисграфии — недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.
Виды ошибок:
- обратный порядок написания слов(уже – ежу, он –но);
- недописывание элементов букв (п – р, и – у, е – ё, и — й);
- пропуски элементов при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау-оу);
- лишние (ш-ии, н — к), и неправильно расположенные элементы (х-сс, т-пп).
Коррекционная работа при оптической дисграфии
- развитие зрительного восприятия (гнозиса);
- расширение объема и уточнение зрительной памяти;
- формирование пространственных представлений;
- развитие зрительно-моторной координации.
Упражнения, направленные на преодоление оптической дисграфии
- обводка, штриховка, закрашивание букв, цифр, дописывание недостающих элементов;
- вырежи букву, вылепи букву из пластилина;
- карточки с буквами (цифрами) из бархатной (наждачной) бумаги помогающие подключить компенсаторные процессы (тактильное восприятие);
- дидактическая игра «Чудесный мешочек» и т.д.
Аграмматическая дисграфия
Причина этого вида дисграфии – недоразвитие грамматического строя речи, морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Виды ошибок:
- искажениях морфологической структуры слова, замене приставок и суффиксов (захлестнула — «нахлестнула»,козлята — «козленки»);
- изменении падежных окончаний («много деревов»);
- нарушении предложных конструкций (над столом — «на столом»);
- изменении падежа местоимений (около него — «около ним»), числа существительных («дети бежит»);
- нарушении согласования («бела дом»);
- пропусках и заменах предлогов (улетают в тёплые края— «улетают тёплые края»);
- нарушение последовательности слов в предложении (Леса из вернулись дети);
- пропуск членов предложения (Бабочка над цветком).
Коррекционная работа при аграмматической дисграфии
- уточнение и усложнение структуры предложения;
- развитие функции словоизменения;
- развитие умений морфологического анализа и синтеза;
- работа над однокоренными словами;
- закрепление грамматических форм письменной речи.
Упражнения, направленные на преодоление аграмматической дисграфии
- игры и упражнения на расширение словарного запаса, классификация предметов по лексическим темам;
- игры и упражнения на развитие навыков словообразования;
- игры и упражнения на развитие навыков словоизменения;
- игры и упражнения на развитие антонимов и синонимов.
Поздеева Наталья Леонидовна
учитель-логопед, ГОУ РК «Школа-интернат № 3»
г. Сыктывкар, Республика Коми