Виды дисграфии у младших школьников

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Причины

  • органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма;
  • запаздывание созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования;
  • длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития.

Неблагоприятные внешние факторы

  • неправильная речь окружающих;
  • двуязычие;
  • недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье;
  • недостаточность речевых контактов;
  • неблагоприятная семейная обстановка.

Виды дисграфии

  • Акустическая дисграфия;
  • Арикуляторно-акустическая дисграфия;
  • Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза;
  • Оптическая дисграфия;
  • Аграмматическая дисграфия.

 

Акустическая дисграфия

Данный вид дисграфии обусловлен нарушением фонематического слуха (недостаточно чёткая слуховая дифференциация акустически близких речевых звуков). Звукопроизношение при данном виде дисграфии в норме.

Коррекционная работа при акустической дисграфии

Развитие фонематических процессов:

  • фонематического слуха;
  • фонематического восприятия;
  • фонематического представления;
  • фонематического анализа;
  • фонематического синтеза.

Упражнения, направленные на преодоление акустической дисграфии

  • игры и упражнения на умение различать звуки по высоте, силе и длительности звучания;
  • игры и упражнения на узнавание звука из ряда звуков, слогов и слов;
  • игры на выделение ударного гласного звука в начале слова;
  • игры на выделение согласного звука в конце слова;
  • игры и упражнения на дифференциацию звуков.

 

Артикуляционно-акустическая дисграфия

В основе  этого вида дисграфии лежит неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.

 Коррекционная работа при артикуляторно-акустической дисграфии

  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Упражнения, направленные на преодоление артикуляторно-акустической дисграфии

  • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики;
  • коррекция звукопроизношения;
  • игры и упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков;
  • игры и упражнения, направленные на развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

 

Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза

Причина этого вида дисграфии в том, что ученик затрудняется проанализировать речевой поток, то есть не может в сплошном потоке речи выделить отдельные слова и затем разделить их на слоги и звуки.

Виды ошибок:

на уровне слова:

  • пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»);
  • пропуски гласных (санки – «снки»», «собака – «сбака»);
  • вставка лишних букв (стол – «стлол»);
  • перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр»);
  • добавление букв (весна – «весная», тоскали – «тосакали»);
  • пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», голова – «говола».

на уровне предложения:

  • слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни. – «быличудные дни».
  • раздельное написание слов (приставок, корня) – Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут парходы».
  • запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»)

 Коррекционная работа при дисграфии на почве языкового анализа и синтеза

  • развитие языкового анализа и синтеза;
  • развитие слухового анализа и синтеза;
  • развитие анализа состава предложения и синтез слов в предложении.

Упражнения, направленные на преодоление дисграфии на почве языкового анализа и синтеза

  • выделение звука на фоне слове (выявить наличие или отсутствие);
  • выделение первого и последнего гласного и согласного в слове;
  • определение места звука в слове (начало, середина, конец);
  • определение последовательности звуков в слове;
  • определение количества слогов в слове (с опорой на гласные);
  • развитие анализа структуры предложения: определение границ предложения, последовательности слов в предложении и их места и т.д.

 

Оптическая дисграфия

Причина этого вида дисграфии — недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.

Виды ошибок:

  • обратный порядок написания слов(уже – ежу, он –но);
  • недописывание элементов букв (п – р, и – у, е – ё, и — й);
  • пропуски элементов при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау-оу);
  • лишние (ш-ии, н — к), и неправильно расположенные элементы (х-сс, т-пп).

 Коррекционная работа при оптической дисграфии

  • развитие зрительного восприятия (гнозиса);
  • расширение объема и уточнение зрительной памяти;
  • формирование пространственных представлений;
  • развитие зрительно-моторной координации.

Упражнения, направленные на преодоление оптической дисграфии

  • обводка, штриховка, закрашивание букв, цифр, дописывание недостающих элементов;
  • вырежи букву, вылепи букву из пластилина;
  • карточки с буквами (цифрами) из бархатной (наждачной) бумаги помогающие подключить компенсаторные процессы (тактильное восприятие);
  • дидактическая игра «Чудесный мешочек» и т.д.

 

Аграмматическая дисграфия

Причина этого вида дисграфии –  недоразвитие грамматического строя речи, морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Виды ошибок:

  • искажениях морфологической структуры слова, замене приставок и суффиксов (захлестнула «нахлестнула»,козлята — «козленки»);
  • изменении падежных окончаний («много деревов»);
  • нарушении предложных конструкций (над столом — «на столом»);
  • изменении падежа местоимений (около него — «около ним»), числа существительных («дети бежит»);
  • нарушении согласования («бела дом»);
  • пропусках и заменах предлогов (улетают в тёплые края«улетают тёплые края»);
  • нарушение последовательности слов в предложении (Леса  из вернулись дети);
  • пропуск членов предложения (Бабочка над цветком).

Коррекционная работа при аграмматической дисграфии

  • уточнение и усложнение структуры предложения;
  • развитие функции словоизменения;
  • развитие умений морфологического анализа и синтеза;
  • работа над однокоренными словами;
  • закрепление грамматических форм письменной речи.

Упражнения, направленные на преодоление аграмматической дисграфии

  • игры и упражнения на расширение словарного запаса, классификация предметов по лексическим темам;
  • игры и упражнения на развитие навыков словообразования;
  • игры и упражнения на развитие навыков словоизменения;
  • игры и упражнения на развитие антонимов и синонимов.

Поздеева Наталья Леонидовна
учитель-логопед, ГОУ РК «Школа-интернат № 3»
г. Сыктывкар, Республика Коми

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *