Сценарий логопедического развлечения «Наш тигренок зарычал!»

Картина 1

Ведущая. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые! Сегодня мы вам покажем спектакль, в котором будет много разных животных. Будет здесь котенок, слышите его?
Котенок (из-за кулис). Мяу, мяу.
Ведущая. Будет щенок.
Щенок (из-за кулис). Гав, гав.
Ведущая. Будет и теленок.
Теленок (из-за кулис). Му-му.
Ведущая. И маленький мышонок.
Мышонок (из-за кулис). Пи-пи-пи.
Ведущая. А главный герой нашей сказки — Тигренок. Тигренок, ты почему молчишь? А-а! Ведь тигрята рычат, а наш Тигренок не может произносить звук [р], значит, не может и рычать.


Звучит музыка. Появляется Тигренок.
Тигренок. Ну и что, ну и подумаешь! Не нужен мне этот звук, я и без него обойдусь!
Ведущая. Но ведь можно научиться произносить звук [р].
Тигренок. А что нужно делать?
Ведущая. Ребята, подскажите Тигренку, что нужно для этого делать.
Дети отвечают.
Тигренок. Нет, нет, нет! Много заниматься я не хочу, обойдусь без этого звука, и так буду неплохо жить!
Ведущая. Ну, посмотрим, что из этого выйдет.

Звучит музыка. Появляется  Котенок.
Котенок. Привет, Тигренок!
Тигренок. Ага, Котенок!
Котенок. Тигренок, слушай, как я весело умею мяукать. Мяу, мяу! А ты как рычишь?
Тигренок. А я лучше тоже буду мяукать. Мяу-мяу!
Котенок. Здорово!
Тигренок. Ага! ( играют в ладоши и мяукают)

Звучит музыка. Появляется Щенок.
Щенок. Я слышал, вы мяукаете? Привет, друзья!
Котенок. Привет, Щенок.
Тигренок. Ага, Щенок.
Котенок. Слышал, как мы весело мяукаем?
Щенок. А я буду лаять! Гав-гав! Тигренок, а ты рычи!
Тигренок. Нет, я лучше тоже буду лаять. Гав! Гав! ( подбегает к щенку, кружатся и вместе лают)

Звучит музыка. Появляется Теленок.

Теленок. Как у вас весело! А можно я буду мычать? Му-у-у! Тигренок, а ты рычи!
Тигренок. Нет, я лучше тоже буду мычать! Му –у –у! ( подбегает к теленку, танцуют и вместе мычат).Щенок немного огорчен.

Звучит музыка. Появляется Мышонок.
Мышонок. Добрый день! Что вы здесь делаете?
Щенок. Мы весело лаем!
Котенок. И мяукаем!

Теленок. И мычим!
Мышонок. А я буду весело пищать. Пи-пи-пи! А ты, Тигренок, рычи!
Тигренок. Нет, я лучше тоже буду пищать. Пи-пи-пи!
Мышонок. Вот и здорово! А давайте будем играть в «Догонялки»!

Все. Мы согласны! Играют, шумят, будят волка


Слышен вой. Звучит музыка. Появляется Волк.

Волк. Это кто меня потревожил?! Что за овечки-телята? Вкусненькие, жирненькие, вот я пообедаю сейчас!
Теленок. Тигренок, только тебя он испугается, а ну-ка, зарычи на него, зарычи!
Тигренок (тихо). А я не умею… (Плачет.)
Все. Эх, ты! (Разбегаются.)
Волк (злобно). Ух, разбежались! Ну да ладно, в следующий раз попадутся. А ты, котенок, чего разнылся?
Тигренок. Я не котенок.
Волк. Раз мяукаешь, значит котенок.
Тигренок. Ну погоди, ты еще узнаешь, кто я на самом деле. Я выучу этот звук! Обязательно выучу!

Ведущая. Вот и правильно.(обнимает Тигренка).Оставайся с ребятами. Они для тебя песню споют.

Песня « Тигренок». Исполняют зрители и участники спектакля.

 

Картина 2

Ведущая . А поможет тебе, Тигренок, логопед.
Тигренок. А кто это — логопед?
Ведущая. Это тот, кто помогает научиться произносить правильно звуки речи и вообще красиво говорить.

Логопед. Что случилось? Кому нужна помощь?
Ведущая. Вот Тигренок очень хочет научиться произносить звук [р].
Тигренок. Очень-очень, пожалуйста!
Логопед. Я могу помочь тебе, Тигренок. Но ты готов стараться и много заниматься.
Тигренок. Я готов!
Логопед. Тогда я отведу тебя на Поляну Игр. Там Старичок – Речевичок приготовил для тебя волшебную шкатулку с загадками. Отгадаешь, узнаешь, что нужно делать. А твои друзья Котенок, Щенок, Теленок, Мышонок и ребята, которые у же научились произносить звук Р – будут тебе помогать. Итак, в путь!

Игра « Серый волк» ( музыкальная с пальчиками)

Нам очень хочется  сейчас
Пойти гулять в лесочек.
Но, чтобы серый волк не съел,
Пойдем с тобой, дружочек.
В час волка нет,
В два волка нет,
В три волка нет.
В четыре волк бежит и громко рычит — РРРРРРРР

Логопед. Ну что, рычать еще не научился?

Тигренок. Не –е –ет.

Логопед. И не беда. Такому сразу не научишься!

Звучит волшебная музыка  Логопед. А вот и шкатулка.(достает конверт с первой загадкой)

ВСЕГДА ВО РТУ, А НЕ ПРОГЛОТИШЬ. (ЯЗЫК)

«Чики – чики – чики – чок

Пусть попляшет язычок». Что это значит? О чем нам хотел сказать Старичок – Речевичок? Ответы детей.

Логопед. Поможем, ребята, тигренку. Покажем, как надо делать гимнастику для язычка.

Дети выполняют упражнения.

  • «Часики» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой.
  • «Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
  • « Грибок». Улыбнуться, приоткрыть рот, медленно щелкая языком, присосать ( приклеить) его к небу; из него получилась шляпка грибка, удерживать язык в таком положении под счет от одного до пяти( десяти).
  • «Дятел». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук «д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
  • «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.

Тигренок. Я каждый деть буду делать такую гимнастику!

Логопед. Посмотрите, да в этом конверте спрятан еще один! Тигренок открывает и читает загадку.

А  НУ – КА, ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА ДЕСЯТЬ БРАТЬЕВ, НА КОТОРЫХ ДВУХ ШУБ ХВАТАЕТ (ПАЛЬЦЫ)  или

У ДВУХ МАТЕРЕЙ ПО ПЯТЬ СЫНОВЕЙ, И ОДНО ИМЯ ВСЕМ. ( РУКА И ПАЛЬЦЫ)

Логопед. Еще тебе придется делать гимнастику для пальчиков на твоих лапках. Удивительно, но такие упражнения тоже помогут тебе научиться рычать. Пальчики помогают язычку говорить.
Дети выполняют упражнения.

  • «Дождик»

Дождик капнул на ладошку – т –д, т –д…(пальчиками изобразить падающие на ладошку капельки дождя)

На цветок – т – д –т –д…( сделать цветок, пальчиками изобразить падающие на цветок капельки дождя);

И на дорожку – т –д –т –д……( из правой руки сделать дорожку, пальчиками изобразить падающие на дорожку капельки дождя);

Застучал по крыше он (изобразить крышу)

И раздался частый звон – т –д –т –д…( дождик пошел сильнее).

  • «Колечки». Поочередно соединять с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец.
  • «Цепочки». Поочередно соединять согнутые пальцы.
  • «Замочек». Соединять пальцы обеих рук в замочек.
  • «Клубочки». Крутить кулачками один вокруг другого.

Логопед. А здесь еще одна подсказка! Достает 3 конверт, читает загадку.

САМЫЙ ЛУЧШИЙ НА СВЕТЕ СЛУШАТЕЛЬ.    Или

В МАЛЕНЬКОМ ДОМИКЕ – КРУГЛОЕ ОКНО.

НИКОГО НЕ ВИДНО, В ДОМИКЕ ТЕМНО.

ТАМ ЖИВЕТ СОВА:

ГЛАЗ НЕ СМЫКАЕТ,

ЛОВИТ СЛОВА.  (УХО)

Логопед. Старичок  — Речевичок хочет тебе , Тигренок, сказать о том, что надо внимательно слушать ушами, прислушиваться к словам для того, чтобы звуки не «убегали» из твоих слов.

Игра « Пропущенный звук».(приложение)

Логопед. Ты отлично занимаешься, Тигренок. Очень скоро ты начнешь рычать.

Игра « Не стучите в эти двери».

Дети встают в круг и закрывают ладошками лицо. Теперь это не руки, а двери. Логопед в центре круга, легко постукивает в каждую дверь, приговаривая:

Не стучите в эти двери,

Спят уже, наверно, звери.

Если будите стучать,

Звери могут зарычать!

РРРРРРР! – Все дружно зарычали. Тигренок громче всех.

Теленок. Мне показалось одному, или ты правда рычал?
Щенок. Он рычал! Он рычал!

Ведущая.Тигренок зарычал! Ура!

Тигренок. Я научился! Я рррычу! Уррра!

Все радуются.

Картина 3.

Звучит музыка. Забегает волк.

Волк. Кто тут рычит – кричит!

Тигренок. (выходит вперед) Это я! РРРР!

Волк. (пятится назад и тоже рычит) РРРР!

Соревнуются, кто дольше порычит. Тигренок побеждает, волк убегает в лес.

Логопед. Молодец, Тигренок, прогнал волка.

Все герои спектакля поют песню

Ничего на свете лучше нету,

Чем друзьям отпраздновать победу.

Не умел рычать Тигренок даже,

Стал теперь он смелым и отважным.

Потому что дружба  — это сила!

Снова в сказке дружба победила!

Логопед вручает Тигренку медаль с изображение буквы Р.

Игра « Со звуком Р».( приложение)

Логопед. Тигренок, тебя пришли поздравить ребята, которые научились произносить не только звук Р, но и другие звуки речи. Они прочтут интересные стихи о веселых звуках.

Чтецы: (стихи в приложении)

  1. Антуфьева Катя — ст. « Не скажу я никому»
  2. Гарипова Карина — ст. « Повторялочка»
  3. Любимов Данил — ст. « Потерялась буква Р»
  4. Коноплева Галя — (Звук Ч), ст. «Черные чернила »
  5. Первухин Ваня – (Звук Ш), ст. «Шорохи в тиши»
  6. Володин Валера – (Звук Ж), ст. «Жук»

7.Старичихина Даша – ст.« Песенка о слогах»

  1. Сергач Катя – ст. «Беседа»

 Дети исполняют частушки  на стих. И Лопухиной « Песенка про звуки и буквы»

9.Паша, Галя, Данил, Виолетта — Ст. « Кто хочет разговаривать»

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

 Чтоб было всем понятно!

Логопед. И ты, Тигренок, старайся всегда говорить правильно!

Звучит мелодия  из песни «Тигренок». Логопед угощает детей золотыми конфетами.

Логопед. Пусть со временем они превратятся в золото ваших достижений: золотые медали, золотые дипломы. Но помните, что везет тому, кто сам везет много дел – трудится, думает, добивается, творит. Старайтесь хорошо учиться, не ленитесь трудиться, и у вас все получится!

 

В дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи родители и педагоги порой встречаются с проблемой нежелания ребенка выполнять домашние задания логопеда. Известно, что произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам-требованиям взрослого. Еще Л.С. Выготский говорил о «единстве аффекта и интеллекта» у дошкольников. Обучение по «программе взрослого» будет малоэффективным, если ребенок этого не хочет.

Необходимо, чтобы эта «программа» стала и «программой» ребенка. Таким образом, детям требуется действенная мотивация к занятиям по исправлению своих речевых недостатков.
Как показывают исследования, основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются между тремя и 13-ю годами жизни и формируются как под воздействием родителей, так и под влиянием среды. Наиболее благоприятна ситуация сочетания ненавязчивого давления родителей и высокой насыщенности среды побуждающими факторами.

Для выявления мотивации у ребенка к таким занятиям и понимания средств достижения чистой и правильной речи нами были составлены интервью для детей и анкета для родителей. Анкетирование было проведено в начале учебного года. Интервью для детей содержало шесть вопросов, но наиболее информативными были первые два.

1. Для чего нужно учиться произносить звуки правильно, четко?

13 детей ответили: «Чтобы в школе не смеялись»; «В школу не примут»; «В школе ругать будут».
2 ребенка: «Чтобы понимали».
2. Что нужно делать, чтобы научиться говорить правильно и четко?
7 детей ответили: «В наш детский сад пойти».
12 детей: «С логопедом заниматься нужно» (что именно следует делать, они не смогли пояснить).
4 ребенка: «Не знаю».
1 девочка: «Учить стихи, скороговорки».
15 родителей: «Заниматься с логопедом. 1 родитель добавил»: «Делать домашние задания логопеда».

Коллективом детского сада были определены важные условия развития мотивации преодоления своих речевых недостатков у детей с ОНР:

  • вынесение экрана «звуковых достижений» детей в группы;
  • использование в работе логопедов магнитофона для записи и прослушивания своей речи детьми и видеозаписей для тех же целей в начале и конце учебного года;
  • активизация работы родителей над речью детей и своей собственной (привлечение их к различным речевым конкурсам);
  • проведение логопедами конкурсов чтецов среди детей несколько раз в год;
  • создание детского театра ДОУ, где каждый ребенок сможет реализовать свои возможности.

В театрализованной деятельности важна специфика сценариев спектаклей: главный герой не может правильно произносить некоторые звуки или вообще говорить, по содержанию спектакля он вынужден научиться этому. Привлекая зрителей, он проходит различные «речевые» испытания: учится делать гимнастику для пальчиков, язычка, пропевать гласные звуки, подражать голосам животных, проговаривать чистоговорки и скороговорки. В каждом спектакле обязательно присутствуют вокальная и хореографическая части, где участвуют очень плохо говорящие дети. (В спектакле в различных ролях задействованы все без исключения воспитанники.) Спектакли показываются дважды: для детей других групп и для родителей актеров. И в первом и во втором случаях зрителям приходится активно поддерживать героев спектакля, выполняя все речевые задания. Все педагоги ДОУ (воспитатели, логопеды, узкие специалисты) активно принимают участие в разработке и постановке спектаклей, проведении различных речевых конкурсов для детей с родителями. Во всех группах по вторникам и четвергам, во второй половине дня ведется работа по театрализованной деятельности.

В течение учебного года в ДОУ ставится три спектакля с детьми подготовительной к школе и старшей групп. Речевые задания от спектакля к спектаклю усложняются. Также были разработаны и проведены три семейных конкурса с речевыми заданиями: «День матери», «Первоапрельский КВН», «День семьи». Родители проявили активность как при выполнении заданий конкурсов, так и при подготовке. Многие из них, удивленные успехами детей, отметили, что не рассчитывали на выполнение ими столь сложных заданий: выразительно прочесть стихотворение, проговорить скороговорку с орешками во рту и т.д.

В мае повторно было проведено интервью с детьми старшего дошкольного возраста и анкетирование родителей. На вопрос «Для чего нужно учиться произносить звуки правильно и четко?» 11 детей ответили: «Чтобы другие поняли»; 6 детей: «Смеяться будут». На вопрос «Что нужно делать, чтобы научиться говорить правильно и четко?»;

2 ребенка ответили: «Только заниматься с логопедом»; 8 детей добавили: «Делать гимнастику для язычка»; 7 детей к этому еще прибавили гимнастику для пальчиков, перебирание мелких предметов, проговаривание скороговорок с орешками во рту.

На тот же вопрос 5 родителей ответили: «Только заниматься с логопедом»; четверо — добавили необходимость делать логопедические упражнения ребенку дома; двое — дополнительно отметили проговаривание скороговорок. Еще четверо родителей сказали о необходимости выполнения всех упражнений взрослому вместе с ребенком.

Предлагаем вашему вниманию один из сценариев спектаклей для дошкольников, направленных на развитие мотивации устранения своих речевых недостатков.

 

Маханькова Мария Владимировна
Учитель-логопед, МДОУ Детский сад №1 «Медвежонок»
Город Юрюзань,Челябинская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *