Конспект НОД на тему «Автоматизация звука «Л» в предложениях»
Цель НОД: Автоматизировать у ребёнка чёткое произношение звука «Л».
Моя личная цель: повысить уровень общепедагогической, коммуникативной и рефлексивной компетенции. Выявить свои слабые стороны с целью дальнейшего профессионального роста.
Самоанализ
Представленная НОД была выстроена с учетом требований ФГОС:
- организация временного режима обучения — занятие было проведено в утренний отрезок времени;
- дидактический материал отвечал образовательным потребностям.
Цель НОД была достигнута через решение коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-воспитательных задач.
При проведении психогимнастики «Щенок» и в дидактическом упражнении «Лодка» закреплялось изолированное произношение звука «Л», развивалась артикуляционная и мимическая мускулатура.
В упражнении на ленте и с мягким кубиком звук «Л» автоматизировался в слогах, развивалась общая моторика, умение координировать речь с действиями.
Нейропсихологическое сопровождение по методу С.Е.Большаковой было представлено в упражнении на ленте, в динамической паузе «Белочка» и при выполнении корректурной пробы «Смайлики». Это способствовало развитию таких психических процессов как внимание, память, мышление, воображение.
В словах звук «Л» автоматизировали через д/упр «Подскажи словечко» и «Украшение». Д/упр «Украшение» так же способствовало закреплению умения определять первый и последний звуки в слове, развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию фонематического слуха.
В словосочетаниях звук «Л» автоматизировали через д/упр «День-ночь» и «Разноцветные столбики». Геометрические фигуры были помещены в банку с ароматными зёрнами кофе. В д/упр «День-ночь» ребёнок так же упражнялся в изменении словосочетаний по падежам.
Автоматизация в предложениях проходила так же с использованием лапок, которые находились в сенсорной коробке .
Для развития ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, ускорения процесса автоматизации поставленного звука использовала такой метод мнемотехники, как рифмование.
В упражнении «Зажмурься-посмотри», через напряжение и расслабление тренировали мышцы глаз.
На протяжении всей НОД у ребёнка формировались навыки сотрудничества, взаимопонимания, самоконтроля; воспитывалось внимание к звуковой стороне речи, к изменению грамматических форм слова; воспитывались доброжелательность и эмпатия;
Всё выше перечисленное способствовало формированию коммуникативной, информационной и здоровьесберегающей компетентности ребёнка;
Конспект индивидуальной логопедической НОД
Автор-составитель: Кравцова М.А. НОД направлена на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей, включает закрепление правильного произношения звука «Л». Занятие состоит из трех частей: вводная часть (5 минут), основная часть (20 минут), поведение итогов (5 минут). Продолжительность использования данной разработки: 30 минут. Тема: Автоматизация звука «Л». От отдельного звука к предложению Цель: Автоматизировать чёткое произношение звука «Л» Задачи: Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
|
|
Оборудование:
Конверты с заданиями в папке-скоросшивателе; плоскостные фигурки: лунтик, лужа,лопата,лыжи; атласная желтая лента, деревянные плоскостные лапки; кружка с молоком; мягкий кубик; мольберт; картинка-подсказка для д/у «Подскажи словечко»; магниты; таблица смайликов; маркер; шнурок; картонные «бусины» с предметными картинками; предметы: белка, колобок, молоток, волк, платок; банка с зёрнами кофе, д/и «Разноцветные столбики»; сенсорная коробка с песком и разными лапками. |
|
Предварительная работа:
Проведение комплексов артикуляционной гимнастики для звука [л]; постановка и автоматизация этого звука во фразах; выполнение дыхательной гимнастики с проговариванием слов, фраз; проведение психогимнастики. |
|
Ход НОД:
1. Организационный момент |
|
Сегодня к нам гости пришли.
Гости дорогие, важные такие. На стульчиках тихо сидят, Строго так на нас глядят. -Вглядимся в лица наши гостей, они действительно строгие? (Ответ ребёнка) А какие? (Ответ ребёнка) -И не строго, а с улыбкой, Очень доброй и простой Гости нас опять встречают. Чем ответим? (Добротой). -Давай пожелаем нашим гостям доброго утра. -Как вы красиво улыбаетесь. Мы сегодня будем много улыбаться Для этого надо, чтоб конвертик открылся |
Конверты с заданиями в папке-скоросшивателе |
2. Изолированное произнесение звука «Л» | |
— Посмотри, кто на картинке? (корабль и капитан)
-Проведи по морю кораблик со звуком Л. |
На папке рисунок для автоматизиции изолированного [Л]
Кораблик плывет
|
-Открываем конверт номер 1.
Задание: — я начну, а ты кончай Слово точно добавляй. В чистом поле у березки На снегу видны полоски. Подошла лиса поближе: Здесь бежали чьи-то… (лыжи). Лейся, дождь, веселый, Мы с тобою дружим! Хорошо нам бегать Босиком по… (лужам) Тихо-тихо снег идет, Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе… (лопатой). Заставил плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а… (лук). |
Плоскостные фигурки: лук,лопата,лыжи,лужа |
3. Автоматизация звука «Л» в слогах | |
-Зажмурь глазки сильно-сильно. Смотри, конверт … (договаривает ребёнок) номер 2.
Задание: По ленте-дорожке пройди, слоги все произнеси. -Ла,Ло,Лу,Лы,Лэ -По дорожке пройди На лапки наступи
-пЛа,пЛо.пЛу,пЛэ,пЛэ -А теперь с кружкой в руке. Там молоко -кЛа,кЛо,кЛу,кЛы |
Гимнастика для глаз
Атласная желтая лента, деревянные плоскостные лапки, кружка с молоком
|
-Зажмурь глазки. Смотри. Конверт (договаривает ребёнок) номер 3.
Задание: поиграй с кубиком. -Бросай высоко и далеко. (Ребёнок бросает кубик, приносит и показывает сколько выпало точек). -Бра. Нажимай, повторяй. (Ребёнок повторяет слоги). -Бери, бросай, повторяй. (Слоги: плэ флу гла кло) |
Мягкий кубик |
4. Динамическая пауза «Лунтик» | |
Лунтик может головой кивать, Может всё запоминать.-Лунтик, где у тебя кнопка? (Ребёнок показывает любую точку на своём теле, или на одежде) -Запоминай программу: руки вниз, на пояс, на плечи, на голову, над головой, потянуться и улыбнуться. -Работай (нажать на «кнопку»). (Ребёнок повторяет последовательность действий). -Вторая программа: Правая рука закрыла своё ухо, левая – показала нос, руки за голову, за спину, два хлопка. |
Игровое упражнение «Программа»
|
5. Автоматизация звука «Л» в словах | |
-Зажмурь глазки. Смотри. Конверт … (договаривает ребёнок) номер 4.
Задание: отгадай загадки. Привела я солнце За свое оконце, К потолку подвесила, Стало дома весело. (Лампочка.) Зеленая птичка В землю снесла яичко. (Лук.) Две полоски на снегу Оставляю на бегу. Я лечу от них стрелой, А они опять за мной. (Лыжи.) |
Мольберт, картинка-подсказка для д/у «Подскажи словечко», магниты |
-Конверт … (договаривает ребёнок) номер 5.
Задание: Радостный смайлик найди, в кружочек обведи, а грустный — зачеркни. Ребёнок работает по заданию у мольберта. |
Мольберт,
таблица смайликов, фломастер, магниты |
-Конверт … (договаривает ребёнок) номер 6.
Задание: Надо нанизать на разноцветный шнурок большие бусины.
Назови картинку вслух, Выделив последний звук.
-Какая следующая? (мел-лук-кукла-аист) |
Шнурок,
картонные бусины с предметными картинками |
6. Автоматизация звука «Л» в словосочетаниях | |
-Конверт … (договаривает ребёнок) номер 7.
Задание: поиграть в «День и ночь» -У нас есть стеклянная ложка, бумажная ладошка, красивая лупа, желтая луна. -Ночь настала – сразу всё пропало. (Закрыть предметы) -Что пропало? (стеклянная ложка, бумажная ладошка, красивая лупа, желтая луна) -День придёт – Кристина всё найдёт. (Открыть предметы) -Что нашла? (стеклянную ложку, бумажную ладошку, красивую лупу, желтую луну)
-Ночь настала – и опять не стало. (Закрыть предметы) -Чего не стало? (стеклянной ложки, бумажной ладошки, красивой лупы, желтой луны). |
Предметы:
стеклянная ложка, бумажная ладошка, красивая лупа, желтая луна.
|
-Конверт … (договаривает ребёнок) номер 8.
Задание: достать из банки и надеть на столбики только желтые фигуры. -Один, два, три – беги. -Что принесла? (желтый круг, желтый квадрат, желтый прямоугольник, желтый треугольник). |
Банка с зёрнами кофе, д/и «Разноцветные столбики» |
7. Автоматизация звука «Л» в предложениях | |
-Конверт … (договаривает ребёнок) номер 9.
Задание: найди лапку. -Я загадала лапку. Найди её, если она не синяя, не красная. -Теперь ты загадай. (Игра повторяется 3-4 раза) |
Контейнер с разными лапками |
Осталось поиграть в игру «Вспомнить всё»
-Готова? -Сколько лапок было на желтой дорожке? -Что было в кружке? -Какого цвета был шнурок? -Что было под платком? -Какие фигуры остались в банке? -Из трёх баночек найди ту, в которой одна витаминка. Она твоя. |
|
8. Подведение итогов. | |
-Молодец. А как ты так всё запомнила?
-Ты очень старательная и очень внимательная. Спасибо за внимание. -Тебе понравилось? -А если наше занятие понравилось и нашим гостям, то они сейчас тебе похлопают. |
Кравцова Мария Андреевна
учитель-логопед, «ГБДОУ ДС 25»
г. Санкт — Петербург