Конспект НОД на тему «Автоматизация звука «Л» в предложениях»

Цель НОД: Автоматизировать у ребёнка чёткое произношение звука «Л».

Моя личная цель: повысить уровень общепедагогической, коммуникативной и рефлексивной компетенции. Выявить свои слабые стороны с целью дальнейшего профессионального роста.

Самоанализ

Представленная НОД была выстроена с учетом требований ФГОС:

  • организация временного режима обучения — занятие было проведено в утренний отрезок времени;
  • дидактический материал отвечал образовательным потребностям.

Цель НОД была достигнута через решение коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-воспитательных задач.

При проведении психогимнастики «Щенок» и в дидактическом упражнении «Лодка» закреплялось изолированное произношение звука «Л», развивалась артикуляционная и мимическая мускулатура.

В упражнении на ленте и с мягким кубиком звук «Л» автоматизировался в слогах, развивалась общая моторика, умение координировать речь с действиями.

Нейропсихологическое сопровождение по методу С.Е.Большаковой  было представлено в упражнении на ленте, в динамической паузе «Белочка» и при выполнении корректурной пробы «Смайлики». Это способствовало развитию таких психических процессов как внимание, память, мышление, воображение.

В словах звук «Л» автоматизировали через д/упр «Подскажи словечко» и «Украшение». Д/упр «Украшение» так же способствовало закреплению умения определять первый и последний звуки в слове,   развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию фонематического слуха.

В словосочетаниях звук «Л» автоматизировали через д/упр «День-ночь» и «Разноцветные столбики». Геометрические фигуры были помещены в банку с ароматными зёрнами кофе. В д/упр «День-ночь» ребёнок так же упражнялся в изменении словосочетаний по падежам.

Автоматизация в предложениях проходила так же с использованием лапок, которые находились в сенсорной коробке .

Для   развития ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, ускорения процесса автоматизации поставленного звука использовала такой метод мнемотехники, как рифмование.

В упражнении «Зажмурься-посмотри», через напряжение и расслабление тренировали мышцы глаз.

На протяжении всей НОД у ребёнка формировались навыки сотрудничества, взаимопонимания, самоконтроля; воспитывалось внимание к звуковой стороне речи, к изменению грамматических форм слова; воспитывались доброжелательность и эмпатия;

Всё выше перечисленное способствовало формированию коммуникативной, информационной и здоровьесберегающей компетентности ребёнка;

 

Конспект индивидуальной логопедической НОД

Автор-составитель: Кравцова М.А.

НОД направлена на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей, включает закрепление правильного произношения звука «Л». Занятие состоит из трех частей: вводная часть (5 минут), основная часть (20 минут), поведение итогов (5 минут). Продолжительность использования данной разработки: 30 минут.

Тема: Автоматизация звука «Л». От отдельного звука к предложению

Цель: Автоматизировать чёткое произношение звука «Л»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять правильное произношение звука «Л» изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
  • Упражнять в изменении словосочетаний по падежам;
  • Закреплять умение определять первый и последний звуки в слове.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
  • развивать мимическую мускулатуру;
  • развивать координацию речи с движением;
  • развивать фонематические процессы;
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • Развивать различные каналы восприятия информации: аудиальный, визуальный, кинестетический (телесно-чувствительный).

Коррекционно-воспитательные: 

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности;
  • Воспитывать внимание к звуковой стороне речи, к изменению грамматических форм слова;
  • Воспитывать чувство доброжелательности, эмпатии;
  • Формировать коммуникативную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников.
Оборудование:

Конверты с заданиями в папке-скоросшивателе; плоскостные фигурки: лунтик, лужа,лопата,лыжи; атласная желтая лента, деревянные плоскостные лапки; кружка с молоком; мягкий кубик;

мольберт; картинка-подсказка для д/у «Подскажи словечко»; магниты; таблица смайликов; маркер; шнурок; картонные «бусины» с предметными картинками; предметы: белка, колобок, молоток, волк, платок; банка с зёрнами кофе, д/и «Разноцветные столбики»; сенсорная коробка с песком и разными лапками.

Предварительная работа:

Проведение комплексов артикуляционной гимнастики для звука [л]; постановка и автоматизация этого звука во фразах;  выполнение дыхательной гимнастики с проговариванием слов, фраз; проведение психогимнастики.

Ход НОД:

1. Организационный момент

Сегодня к нам гости пришли.

Гости дорогие, важные такие.

На стульчиках тихо сидят,

Строго так на нас глядят.

-Вглядимся в лица наши гостей, они действительно строгие? (Ответ ребёнка) А какие? (Ответ ребёнка)

-И не строго, а с улыбкой,

Очень доброй и простой

Гости нас опять встречают.

Чем ответим? (Добротой).

-Давай пожелаем нашим гостям доброго утра.

-Как вы красиво улыбаетесь.

Мы сегодня будем много улыбаться

Для этого надо, чтоб конвертик открылся

 

 

 

 

 

 

 

 

Конверты с заданиями в папке-скоросшивателе

2. Изолированное произнесение звука «Л»
— Посмотри, кто на картинке? (корабль и капитан)

-Проведи по морю кораблик со звуком Л.

На папке рисунок для автоматизиции изолированного  [Л]

Кораблик плывет

 

-Открываем конверт номер 1.

Задание:

— я начну, а ты кончай

Слово точно добавляй.

В чистом поле у березки

На снегу видны полоски.

Подошла лиса поближе:

Здесь бежали чьи-то…   (лыжи).

Лейся, дождь, веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по…   (лужам)

Тихо-тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе…   (лопатой).

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а…   (лук).

Плоскостные фигурки: лук,лопата,лыжи,лужа
3. Автоматизация звука «Л» в слогах
-Зажмурь глазки сильно-сильно. Смотри, конверт … (договаривает ребёнок) номер 2.

Задание: По ленте-дорожке пройди, слоги все произнеси.

-Ла,Ло,Лу,Лы,Лэ

-По дорожке пройди

На лапки наступи

 

-пЛа,пЛо.пЛу,пЛэ,пЛэ

-А теперь с кружкой в руке. Там молоко

-кЛа,кЛо,кЛу,кЛы

Гимнастика для глаз

Атласная желтая лента, деревянные плоскостные лапки, кружка с молоком

 

-Зажмурь глазки. Смотри. Конверт  (договаривает ребёнок) номер 3.

Задание: поиграй с кубиком.

-Бросай высоко и далеко. (Ребёнок бросает кубик, приносит и показывает сколько выпало точек).

-Бра. Нажимай, повторяй. (Ребёнок повторяет слоги).

-Бери, бросай, повторяй. (Слоги: плэ флу гла кло)

Мягкий кубик
4. Динамическая пауза «Лунтик»
Лунтик может головой кивать,
Может всё запоминать.-Лунтик, где у тебя кнопка? (Ребёнок показывает любую точку на своём теле, или на одежде)

-Запоминай программу: руки вниз, на пояс, на плечи, на голову, над головой, потянуться и улыбнуться.

-Работай (нажать на «кнопку»). (Ребёнок повторяет последовательность действий).

-Вторая программа: Правая рука закрыла своё ухо, левая – показала нос, руки за голову, за спину, два хлопка.

Игровое упражнение «Программа»

 

5. Автоматизация звука «Л» в словах
-Зажмурь глазки. Смотри. Конверт … (договаривает ребёнок) номер 4.

Задание: отгадай загадки.

Привела я солнце

За свое оконце,

К потолку подвесила,

Стало дома весело. (Лампочка.)

Зеленая птичка

В землю снесла яичко. (Лук.)

Две полоски на снегу

Оставляю на бегу.

Я лечу от них стрелой,

А они опять за мной.

(Лыжи.)

Мольберт, картинка-подсказка для д/у «Подскажи словечко», магниты
-Конверт … (договаривает ребёнок) номер 5.

Задание: Радостный смайлик найди, в кружочек обведи, а грустный — зачеркни.

Ребёнок работает по заданию у мольберта.

Мольберт,

таблица смайликов,

фломастер, магниты

-Конверт … (договаривает ребёнок) номер 6.

Задание: Надо нанизать на разноцветный шнурок большие бусины.

 

Назови картинку вслух,

Выделив последний звук.

 

-Какая следующая? (мел-лук-кукла-аист)

Шнурок,

картонные бусины с предметными картинками

6. Автоматизация звука «Л» в словосочетаниях
-Конверт … (договаривает ребёнок) номер 7.

Задание: поиграть в «День и ночь»

-У нас есть стеклянная ложка, бумажная ладошка, красивая лупа, желтая луна.

-Ночь настала – сразу всё пропало. (Закрыть предметы)

-Что пропало? (стеклянная ложка, бумажная ладошка, красивая лупа, желтая луна)

-День придёт – Кристина всё найдёт. (Открыть предметы)

-Что нашла? (стеклянную ложку, бумажную ладошку, красивую лупу, желтую луну)

 

-Ночь настала – и опять не стало. (Закрыть предметы)

-Чего не стало? (стеклянной ложки, бумажной ладошки, красивой лупы, желтой луны).

Предметы:

стеклянная ложка, бумажная ладошка, красивая лупа, желтая луна.

 

-Конверт … (договаривает ребёнок) номер 8.

Задание: достать из банки и надеть на столбики только желтые фигуры.

-Один, два, три – беги.

-Что принесла? (желтый круг, желтый квадрат, желтый прямоугольник, желтый треугольник).

Банка с зёрнами кофе, д/и «Разноцветные столбики»
7. Автоматизация звука «Л» в предложениях
-Конверт … (договаривает ребёнок) номер 9.

Задание: найди лапку.

-Я загадала лапку. Найди её, если она не синяя, не красная. -Теперь ты загадай. (Игра повторяется 3-4 раза)

Контейнер с разными лапками
Осталось поиграть в игру «Вспомнить всё»

-Готова?

-Сколько лапок было на желтой дорожке?

-Что было в кружке?

-Какого цвета был шнурок?

-Что было под платком?

-Какие фигуры остались в банке?

-Из трёх баночек найди ту, в которой одна витаминка. Она твоя.

8. Подведение итогов.
-Молодец. А как ты так всё запомнила?

-Ты очень старательная и очень внимательная. Спасибо за внимание.

-Тебе понравилось?

-А если наше занятие понравилось и нашим гостям, то они сейчас тебе похлопают.

Кравцова Мария Андреевна
учитель-логопед, «ГБДОУ ДС 25»
г. Санкт — Петербург

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *