Учимся слышать и правильно произносить звуки (с), (з)

Как правило, в конце учебного года логопеды стараются провести итоговое логопедическое занятие для родителей или даже с участием самих родителей в форме открытого фронтального занятия. Вашему вниманию предлагается конспект итогового логопедического занятия с детьми 6–летнего возраста с общим недоразвитием речи для родителей.  Данная публикация будет интересна как учителям – логопедам со стажем, так и молодым специалистам, дефектологам, воспитателям логопедических групп. Содержание конспекта может использоваться на фронтальных логопедических занятиях, в кабинете логопеда на индивидуальных занятиях, и воспитателями на фронтальных занятиях.

Конспект занятия «Учимся слышать и правильно произносить звуки (с), (з)» по закреплению правильного произношения в старшей логопедической группе  (совместно с родителями)

Цели:

  • привлечь родителей к активному участию в коррекционной работе по преодолению речевого дефекта у детей
  • познакомить родителей с основными приемами формирования фонематических представлений у детей
  • закрепить у детей дифференциацию звуков (с) и (з) в слогах, словах и предложениях на слух и в произношении
  • совершенствовать навык звукобуквенного анализа прямых слогов
  • развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память
  1. Вступительное слово логопеда перед родителями (дети находятся в группе с воспитателем)

Логопед обращает внимание родителей на необходимость закрепления произносительных навыков детей в домашних условиях, просит их побуждать детей прислушиваться к собственной речи и речи окружающих, формировать у них контроль за собственной речью, напоминает, что частое монотонное проговаривание слов и фраз становится ребенку неинтересным, предлагает познакомиться со специальными игровыми приемами, которые можно использовать дома при общении с ребенком. (Чем чаще родители будут использовать их, тем быстрее ребенок будет использовать в речи закрепляемый звук)

  1. Организационный момент

Логопед: Уважаемые родители! Представьте, что вы разучились произносить звуки С и З. Ваши дети должны спасти вас и исправить ситуацию. Посмотрим, как это у них получится. От вас требуются активное участие в занятии и помощь в случае затруднений.

Дети входят в группу.

Ребята, ваши мамы пришли узнать для чего вы ходите на логопедические занятия и чему научились. Давайте расскажем стихотворение, и тогда мамам все станет понятно.

Дети хором рассказывают стихотворение И.Г.Выготской.

Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим,
Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.
Говорим всегда красиво,
Ясно и неторопливо.

  1. Игра «Угадай по описанию»

Дети стоят у доски, мамы сидят за столами. На столах разложены предметные картинки, в названиях которых звуки С и З.

Логопед: Дети, ваши мамы совсем не случайно пришли на занятие. От них «убежали» какие-то звуки, и теперь мамам нужна ваша помощь. Вы не знаете, чьи это проделки?

Дети показывают на гнома Звукоежку.

Из-за проказ Звукоежки мамы стали говорить какими – то загадками. Давайте попробуем разгадать, что они хотят сказать.

Мамы описывают предметы, изображенные на картинках, не называя их. Дети угадывают слова и выставляют картинки на доску.

  1. Игра «Добавь звук»

Логопед: Давайте проверим, получится ли теперь у мам произнести эти слова.

Мамы произносят названия выставленных на доске картинок, не называя первый звук в этих словах: …анки

Дети угадывают слова и определяют, какие именно звуки разучились говорить мамы (звуки С и З)

  1. Различение звуков С и З на слух.

На доске выставлены картинки с изображениями насоса и мухи.

Логопед. Я буду произносить разные слоги, а вы, ребята, вместе с мамами будете мне сигналить, какой звук услышали. А помогут нам насос и муха. Итак, если услышите звук С, покажите, как насос накачивает шину, если услышите звук З – пальцами левой руки «бегайте» по столу.

Логопед произносит слоги, мамы и дети «сигналят» пальчиками: за, су, са, па, мы, зы, сы  и т.п.

Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием.

  1. Закрепление артикуляции звуков.

Логопед. Ребята, мне кажется, я знаю, как помочь мамам. Давайте расскажем им, как нужно произносить эти «трудные» звуки.

Дети анализируют артикуляцию звука С, затем объясняют, чем она отличается от артикуляции звука З.

Дети рассказывают чистоговорку:

Голос спит: са-са-са,
Санки, сало, колбаса.
Звенит голос: за-за-за,
Зайка, запах, стрекоза.

Молодцы! Я думаю, что сейчас у мам все должно получиться. Давайте проверим. Логопед поочередно предъявляет картинки с изображением насоса и мухи, мамы произносят нужные звуки.

  1. Игра «Повтори – не ошибись!» (проговаривание чистоговорок с разной интонацией)

Логопед: Повторите фразу:

«У Кости есть гусенок, и он совсем не утенок?». (вопросительно)
«А у нас, а у нас в сумке вкусный ананас!» (радостно)
«А у Сони и у Сани в банке сомики с усами (испуганно)
«Су-со-са, самокат без колеса» (печально)

Логопед предлагает мамам взять по одной записке, прочитать вслух и выполнить предложенное задание. Затем его выполняют дети.

Физкультминутка.

Логопед. Мамы, прошу выполнять движения поочередно с детьми, повторяя их несколько раз.

Большие ноги шли по дороге (взрослые ходят на месте)
Маленькие ножки бежали по дорожке. (дети бегут на месте)

  1. Звуковой анализ прямых слогов.

Логопед. Ребята, проказы Звукоежки на этом не закончились. К нам за помощью пришли звери и птицы. (вывешивает на доску картинки коровы, курицы и гуся). Вспомните, как мычит корова? Какой первый звук ей нужно вернуть? Мы этот звук видим? Что нужно сделать, чтобы мы увидели звук? Какой второй звук нужно произнести, чтобы получился слог МУ? Аналогично дети объясняют слоги ГА, КО. Родители помогают в случае затруднений.

  1. Игра «Договори словечко»

Логопед. Полученные звукоподражания нельзя назвать словами, превратим их в настоящие слова. Устроим соревнование между родителями и детьми на придумывание слов с получившимися слогами:

Му – мука, музыка, муха;
Га – газета, галоши, галка;
Ко – кони, козы, коврик.

  1. Игра «Кто больше?» (нахождение слов с заданным звуком)

Логопед. А теперь продолжим наше соревнование, послушайте стихотворение про слона.

Логопед читает стихотворение.

Мамы постараются запомнить как можно больше слов со звуком (С), а вы, ребята, постарайтесь запомнить все слова со звуком (З).

Старый серый мудрый слон был размером с небосклон.
От детей и даже взрослых закрывал собою звезды.
Люди с просьбою к нему: «Покажи нам хоть луну»
«Что же, спорить я не стану, лучше хоботом достану
Вам любую из планет, звезд, комет или ракет».

(С – старый, серый, слон, небосклон, собою, просьбою, спорить, стану, достану, с)
(З – размером, взрослых, закрывал, звезды, из, звезд)

Родители и дети вспоминают нужные слова.

  1. Итог занятия.

Логопед интересуется у детей, понравилось ли им заниматься вместе с мамами, благодарит родителей за участие и раздает им памятки по закреплению правильного произношения звуков дома.
Логопед предлагает мамам и детям сделать из проволоки буквы С и З.

Максимова Светлана Викторовна
учитель-логопед
МБДОУ № 46 «Детский сад компенсирующего вида»
г. Кемерово

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *