Дислексия и причины ее возникновения

Дислексия – стойкое нарушение навыков чтения, обусловленное утратой или недостаточной сформированностью отвечающих за это психических функций. Как правило, при дислексии больной воспринимает не буквы и слова, а зрительные образы . Чаще всего это расстройство выявляется в дошкольном или раннем школьном возрасте. Сопровождается также другими дефектами: зачастую нарушением письменной речи – дисграфией.

Дислексия – очень распространенная патология. В рамках мировых исследований было установлено, что от нее страдает от 5 до 10% населения. Это около 700 млн человек во всем мире. При этом эксперты считают, что реальное число значительно больше и может достигать 17% населения планеты. Среди детей без нарушений интеллекта дислексия встречается примерно в 5% наблюдений. При сопутствующих нарушениях речи и задержке психического развития этот показатель возрастает до 20-50%. Среди мужского пола расстройство встречается почти в 5 раз чаще, чем среди женского.

Причины дислексии

Заболевание связывают как с морфологическими изменениями в центральной нервной системе (ЦНС), так и с социальными факторами.

Нарушения ЦНС

При развитии дислексии важную роль играют расстройства работы мозговых центров, отвечающих за речь и чтение. К их поражению могут приводить:

  • Черепно-мозговые травмы, в первую очередь – с повреждением височно-теменной области доминантного полушария.
  • Инфекционные заболевания, поражающие головной мозг: корь, краснуха, различные варианты герпетической инфекции, грипп и др.
  • Поражения ЦНС во время родов, родовая травма.
  • Внутриутробная гипоксия, обусловленная патологиями плаценты, обвитием пуповиной, врожденными пороками сердца и т.п.
  • Токсическое поражение головного мозга во внутриутробном периоде, связанное с употреблением алкоголя и медикаментов беременной, гемолитической болезнью плода и др.

Социальные факторы

Нарушение чтения также может развиваться в результате психосоциальных факторов, среди которых чаще всего ведущую роль играют:

  • Недостаточность речевого общения с ребенком.
  • Педагогическая запущенность – отсутствие обучения, необходимого воспитания.
  • Слишком высокий темп обучения новому материалу, в том числе – грамматике.
  • Госпитализм – ряд физических и психических изменений, обусловленных длительным отлучением матери от ребенка, чаще всего из-за пребывания на стационарном лечении.
  • Общее недоразвитие речи, несмотря на сохраненный интеллект и полноценный слух.

Генетические факторы

Доказана генетическая дислексия и ее способность передаваться по наследству, поскольку частота появления патологии среди родственников дислексиков значительно выше ее распространенности в общей популяции.

Веские доказательства наследственной природы заболевания были получены в близнецовых исследованиях: одновременное появление дислексии у обоих детей варьирует в пределах от 68 до 100% для однояйцевых и от 38 до 52% для двуяйцевых близнецов. К настоящему времени выявлено шесть генов, которые могут быть связаны с нарушением чтения: DYX1C1, KIAA0319, DCDC2, ROBO1, MRPL2 и C2orf3.

Кто в группе риска?

В большинстве случаев ранние признаки дислексии можно отметить уже в дошкольном возрасте. О повышенном риске развития этого нарушения принято говорить при наличии следующих обстоятельств:

  • Сопутствующие нарушения устной речи.
  • Раннее начало обучения грамматике при недостаточной сформированности устной речи.
  • Посещение школы в раннем возрасте, при психологической неготовности к обучению.
  • Ребенок левша или переученный правша.
  • Использование сразу нескольких языков (билингвизм) в семье.
  • Продолжительные или хронические заболевания в раннем детском возрасте.
  • Поражения центральной нервной системы.

Классификация

Во время чтения используются различные структуры ЦНС и процессы в них. В зависимости от того, на каком этапе возникают нарушения, принято выделять несколько видов дислексии:

Фонематическая. При этом нарушается процесс создания и распознавания фонем – минимальных смысловых единиц языка, например: бок – бак – бык – бук и т.п.

Семантическая. Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Связана с бедным словарным запасом.

Аграмматическая. Заключается в допущении ошибок при составлении конструкций и проявляется неправильным использованием окончаний слов, времен и падежей (например, «белый чашка»).

Мнестическая. Проявляется нарушением речевой памяти, вследствие чего возникает сложность в соотношении букв и звуков друг с другом, их запоминании. В результате происходит смещение и замена букв при чтении, сокращение количества букв в слове и т.д.

Оптическая. Характеризуется недостаточно сформированными зрительно-пространственными представлениями/ассоциациями, в результате чего возникают трудности в усвоении и смешении сходных графических букв и их взаимных заменах.

Тактильная. Возникает у слабовидящих и незрячих людей, которые пропускают буквы и слоги при чтении азбуки Брайля, соскальзывают со строки на строку, при пересказе искажают смысл прочитанного.

Как происходит процесс чтения?

В норме в процесс чтения вовлекаются разные функциональные зоны. В первую очередь это анализаторы, отвечающие за восприятие зрительной информации, воспроизведение и звуковое восприятие речи: зрительный, речедвигательный и речеслуховой. Они активируются последовательно, благодаря чему чтение можно разделить на несколько этапов:

  1. Визуальное восприятие, узнавание и различение букв.
  2. Соотнесение видимых букв с соответствующими звуками.
  3. Слияние воспринятых звуков в слоги.
  4. Объединение слогов в слово, а слов – в предложение.
  5. Осознание прочитанной информации.

Осложнения дислексии

Осложнения нарушений речи преимущественно связаны с социализацией, взаимодействием с обществом. В детском возрасте дислексия приводит к низкой успеваемости и ухудшению процесса обучения. Также эта патология может быть причиной насмешек сверстников и как результат – социального отчуждения. В будущем подобные факторы приводят к депрессивным расстройствам, комплексу неполноценности и другим психическим нарушениям. У взрослых дислексия является причиной низкой трудоспособности или неспособности выполнять определенные виды работ.

Симптомы дислексии

Дислексию бывает трудно распознать до того, как ребенок пойдет в школу. Однако первые признаки патологии могут возникать еще в дошкольном возрасте. Клиническая картина нарушения чтения варьирует в зависимости от возраста.

Заподозрить дислексию следует, если [3,5]:

  • Ребенок поздно начинает говорить и медленно осваивает новые слова.
  • Возникают проблемы с правильным формированием слов (перестановка звуков в словах или путаница в словах, которые звучат одинаково).
  • Присутствует плохое запоминание и перепутывание букв, цифр и цветов.
  • Есть трудности в изучении детских стишков или участии в играх, где используются рифмы.
  • Имеются проблемы с мелкой моторикой (например, с завязыванием шнурков), а также чувством ритма.
  • Ребенок замкнут в себе, неохотно общается со сверстниками или избегает контакта с ними без видимых причин.
  • Наиболее очевидные симптомы дислексии возникают в школьном возрасте. К ним относятся [3,5]:
  • Чтение значительно ниже ожидаемого уровня для возраста, невозможность определить границы предложения, замещение букв в словах.
  • Проблемы с обработкой и пониманием того, что школьник слышит и видит, различия между написанным и прочитанным в слух.
  • Проблемы с поиском нужного слова или формированием ответов на вопросы, а также запоминанием последовательности вещей.
  • Сложности при изучении стихотворений, таблицы умножения.
  • Трудности восприятия сходства и различия в буквах и словах.
  • Выраженные сложности при правописании.
  • Затрата большого количества времени на задачи, связанные с чтением или письмом.
  • Избегание занятий, связанных с чтением, а также отказ от чтения вслух.
  • Сложности с усидчивостью, концентрацией внимания, терпением и организацией.

Часто родители узнают о том, что у ребенка дислексия, только когда начинает страдать его успеваемость в школе.

Признаки дислексии у подростков и взрослых схожи с таковыми у детей. Наиболее типичные из них [3]:

  • Затруднения при чтении, в том числе при чтении вслух.
  • Медленное и трудоемкое чтение и письмо.
  • Проблемы с орфографией.
  • Неправильное произношение имен или слов, проблемы с поиском слов при построении предложений.
  • Проблемы с пониманием шуток или выражений, значение которых трудно понять из-за определенных слов (идиом).
  • Невозможность подвести итог или кратко изложить суть истории или сложности с этим.
  • Проблемы с изучением иностранного языка.
  • Трудности с запоминанием.

Когда обратиться к врачу?

Поводом обращения за помощью к логопеду должны стать любые признаки дислексии. Большинство детей осваивают чтение в детском саду или в начальных классах школы, в то время как дети с дислексией часто не могут постичь азов чтения к этому времени. Огрехи в чтении в более раннем возрасте могут быть нормой.

Важно не только выявить проблему, но и дифференцировать ее. Грамматические ошибки и неправильное произношение слов при чтении могут восприниматься взрослыми как нежелание учиться, недостаточное внимание к обучению или проявление низких интеллектуальных способностей. Важно пройти соответствующую диагностику как можно быстрее, поскольку чем раньше будет начата коррекция с использованием особых, специализированных условий обучения, тем меньше сложностей будет испытывать ребенок в будущем.

Что делать, если у ребенка есть признаки дислексии

Важным аспектом коррекции является создание специальных условий обучения для детей с дислексией. В России это может быть реализовано при помощи специальных индивидуальных программ в школе и дополнительных занятий с логопедом, которые должны организовываться на бесплатной основе [5]. При необходимости родители совместно с образовательным учреждением могут принять решение о необходимости семейного обучения на дому.

Если у ребенка есть проблемы с успеваемостью, ему трудно читать и запоминать новую информацию, родителям следует:

  1. Обратиться к специалистам:
  • логопеду;
  • психологу;
  • коррекционному педагогу;
  • неврологу.
  1. Пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Она поможет установить, есть ли у ребенка ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), после чего ему будет рекомендован один из вариантов адаптированной программы обучения (5.1 или 5.2).

  1. Обратиться в школу, где учится ребенок. Там детям с ОВЗ обязаны предоставлять особые условия обучения:
  • классные занятия по адаптированной программе;
  • занятия с логопедом и психологом (не менее 5 часов в неделю).

К детям с дислексией применяется отдельная, адекватная система оценивания прогресса в обучении. Впоследствии ребенку выдают аттестат стандартного образца. При сдаче ЕГЭ дети с дислексией получают дополнительные 1,5 часа на экзамене.

  1. Обратиться в городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центр). При отсутствии логопеда в школе помощь детям с дислексией должны оказывать специалисты ППМС-центров, при этом справка ПМПК там не требуется.

Диагностика.

При подозрении на дислексию проводится комплексное обследование, целью которого является точная идентификация расстройства и исключение других патологий, в том числе – соматических, сопровождающихся схожими симптомами. Как правило, диагностику проводит врач-логопед.

Первым этапом обследования является сбор данных анамнеза. При этом уточняется наличие схожих расстройств у кровных родственников, а также патологий беременности, родовых травм и врожденных заболеваний и других патологий, которые могли приводить к повреждению ЦНС.

Далее проводится логопедическое обследование, в рамках которого оцениваются следующие показатели:

  • Сформированность лексики, грамматики, фонематики, звукопроизношения, связной речи.
  • Состояние письменной речи (списывание с образца, письмо под диктовку, самостоятельное письмо).
  • Уровень освоения чтения (темп, правильность, способ чтения, осмысление текста, наличие типичных ошибок).
  • Состояние анализа и синтеза речи.
  • Уровень сформированности зрительного распознавания букв.

При необходимости дифференциации с неврологическими и психическими расстройствами назначается консультация смежных специалистов: невролога, психиатра. Также могут проводиться аппаратные методы диагностики: электроэнцефалография (ЭЭГ), магнитно-резонансная томография (МРТ). Признаки зрительных расстройств являются поводом для обращения к офтальмологу и прохождения соответствующих диагностических тестов.

Лечение

Работа с логопедом помогает освоить азы чтения. На данный момент не существует метода коррекции изменений в головном мозге, обуславливающих дислексию. Тем не менее, ранняя диагностика и соответствующее лечение могут обеспечить хорошие результаты и приобретение необходимых для полноценной жизни навыков.

В большинстве случаев дислексия лечится при помощи специальных образовательных методов. Применяются подходы с использованием слуха, зрения и осязания, чтобы улучшить навыки чтения. Задействование нескольких органов чувств для обучения – например, прослушивание записанной на пленку речи с одновременным отслеживанием пальцем букв и произнесенных слов – может помочь улучшить обработку получаемой информации.

Такое лечение направлено на то, чтобы помочь ребенку приобрести следующие навыки:

  1. Распознавать и использовать мельчайшие звуки, из которых состоят слова (фонемы).
  2. Понимать, что буквы и буквосочетания соответствуют определенным звукам и словам.
  3. Осознавать прочитанную информацию.
  4. Повысить точность, скорость и качество чтения.
  5. Пополнять словарный запас из распознанных и понятых слов.

Выбор той или иной методики, подхода напрямую зависит от причин и формы дислексии, поскольку основной упор может делаться на приобретение тех или иных навыков, например, словообразования или развития слухоречевой и речезрительной памяти.

В некоторых случаях для стимуляции образования нейрональных связей и улучшения мозговой активности в качестве вспомогательной терапии могут использоваться медикаментозные средства из групп ноотропов (пирацетам, аминофенилмасляная кислота).

Как помочь своему ребенку с дислексией?

Родители также могут внести серьезный вклад в коррекцию дислексии у ребенка, соблюдая ряд несложных советов и рекомендаций. Чтобы сгладить симптомы патологии .Читайте вслух своему ребенку. Это улучшит словарный запас и навыки аудирования, а также будет способствовать развитию интереса к книгам.

Читайте книги вместе. Совместное чтение, после которого следует обсуждение и анализ прочитанного, способствует коррекции дислексии.

Закрепляйте пройденный материал. Повторное прочтение любимой книги укрепит ее понимание и позволит убедиться в полноценном ознакомлении с текстом.

Позволяйте ребенку читать самостоятельно. Детям также нужна возможность читать в одиночку, которая поощряет их независимость и уверенность.

Сделайте чтение веселым. Чтение должно доставлять удовольствие, а не быть рутинной работой. Используйте книги, которые интересуют вашего ребенка, и убедитесь, что чтение проходит в непринужденной и комфортной обстановке.

Совместное чтение помогает развивать детям необходимые в обучении навыки.

Прогноз и профилактика

Дети с дислексией, которые начали получать необходимую помощь в детском саду или в первом классе, часто улучшают свои навыки чтения в достаточной степени, чтобы преуспеть в начальной и средней школе.

В то же время детям, у которых дислексия была выявлена в старших классах, намного труднее овладеть навыками, необходимыми для хорошего чтения. Они, вероятно, будут отставать в учебе и, возможно, никогда не смогут наверстать упущенное. При тяжелых формах дислексии улучшить навыки чтения до высокого уровня практически невозможно.

Важно отметить, что дислексия не является результатом нарушений интеллекта. Несмотря на наличие дефектов чтения, люди с таким диагнозом могут быть очень талантливы и добиваться значительных успехов, например в творчестве.

Профилактика дислексии основывается на правильной стимуляции необходимых навыков (речи, памяти, мышления, внимания) при помощи специальных упражнений, в том числе – с использованием развивающих игр. Важная роль при этом отводится коррекции дефектов звукопроизношения, лексико-грамматическому строению речи.

Заключение

Без должной коррекции дислексия может оставаться с человеком всю жизнь. Тем не менее раннее лечение позволяет добиться хороших результатов и приобрести необходимые для обучения в средних и высших учебных заведениях навыки. Это дает возможность прожить полноценную жизнь без каких-либо ограничений.

Егорова Евгения Александровна
учитель-логопед, ФГКОУ СОШ 135
Московская область, г. Можайск- 10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *